Русские Вести

В России представили водородный вездеход “Русак”


31 октября на испытательном полигоне состоялись смотрины первого российского вездехода на водородной тяге “Русак”. Это совместное детище МФТИ и “Ростеха”. “Водородомобили” - это фантастическая технология: топливо для этих авто делают из воды, а вместо выхлопного газа выходит водяной пар. Ведущие мировые производители уже запустили в серию выпуск водородных легковушек, фанаты зеленой энергетики могут приобрести Toyota Mirai (Япония) или Hyundai Nexo (Южная Корея) по цене от 50 тысяч долларов и выше.

Но разработчики отечественных железных коней на водороде предпочитают более крупные формы. Вездеход “Русак” это махина для передвижения по бездорожью, которая может перевозить 8 человек и 2,5 тонны груза. А следующий шаг инженеров - перевод на водород карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн.

- Откуда у нас склонность к гигантомании? На самом деле это мировой тренд - применение водорода именно на тяжелой технике: грузовые фуры, автобусы, железнодорожные составы, речные суда, карьерная техника и так далее, - объясняет Юрий Васильев, генеральный директор Инжинирингового центра «Автономная энергетика» (это совместная компания МФТИ и РТ-Развитие бизнес). - Почему водород именно в этой нише себя хорошо проявляет? Тут надо понимать, что транспорт на водороде это по сути электрическая машина, ее приводят в движение электрические двигатели. А водород это просто форма хранения энергии (в классических электромобилях энергию обычно хранят в аккумуляторах - Ред). Но в силу того, что плотность энергии в водороде в разы больше, чем в обычных аккумуляторах, мы можем на той же электрической машине уехать дальше или перевезти больше груза. Поэтому тяжелая техника на водороде уже сейчас близка к коммерческой эффективности.

В пассажирском отсеке “Русака” просторно и уютно. Мы сделали круг по полигону, если закрыть глаза, такое ощущение, что едешь на лифте - водородный “Русак” издает характерное для “электричек” урчание, едет плавно. В таком режиме вездеход способен отмахать 500 километров без дозаправки, развивая скорость до 60 км/ч. Полный бак огромного вездехода (а это 6 баллонов по 185 литров) заполняется водородом за полчаса. Поскольку водород закачивается под давлением, получается примерно 320 кубометров газа. Ну, а время заправки легкового автомобиля составит примерно 3-5 минут.

Не скрою, как представитель гильдии водителей малолитражек, я был немного разочарован: почему водородная революция на первых порах не торопится обратить на нас свое внимание?

- Не стоит разочаровываться! - утешает Юрий Васильев. - Еще 5-7 лет назад никто из заядлых оптимистов и подумать не мог, что в Москве начнется нашествие электрических автомобилей (в 2025 году в столице и области зарегистрировано около 50 тысяч “электричек” - Ред). Эра водородных автомобилей тоже придет быстро. Если мы говорим про грузовики и коммерческий транспорт, то, моим расчетам, к 2030 году водородные машины способны отвоевать 10 процентов рынка. Да, сейчас речь не про личный транспорт, но тяжелая коммерческая техника будет тем локомотивом, который двинет вперед водородную энергетику.

По словам Юрия Васильева, главный ограничитель на сегодня это отсутствие заправок. Это мешает развиваться даже электрическому транспорту, а сеть водородных заправочных станций построить еще сложнее с технической точки зрения. Потому что на месте производить водород из воды путем электролиза очень дорого. Обычно водород производится на больших перерабатывающих комплексах и доставляется газовозами.

Страны-лидеры идут по созданию демонстрационных транспортных коридоров. Например в Китае организованы четыре таких “водородных коридора” длиной 1-2 тысячи километров, которые соединяют крупные города. Там при поддержке государства строится сеть заправочных станций. На начальном этапе туда запускают сотни водородных грузовиков к ним постепенно присоединяются водители легковых автомобилей. Пока это в основном энтузиасты зеленой энергетики и высоких технологий, поскольку стоимость водородной малолитражки примерно вдвое выше бензинового авто.

В России тоже обсуждаются первые пилотные проекты водородных транспортных коридоров. Но пока с точки зрения экономического интереса инфраструктуру (в частности, заводы по производству водорода) выгоднее строить на больших производственных площадках. Например, на горно-обогатительных комбинатах. Чтобы обеспечить топливом карьерный самосвал необходима примерно одна тонна водорода в сутки. Если производить водород в таких масштабах, то он становится дешевле, чем дизельное топливо.

ВОПРОС - РЕБРОМ!

Правда ли что водород - самое экологически чистое топливо?

В городах от выхлопных газов бензиновых автомобилей уже порой трудно дышать. А у водородной машины на выходе течет водичка - разве не красота?

- На самом деле надо разбираться, каким способом производится водород, который потом закачивается в машину, - говорит Юрий Васильев. - Если водород был произведен традиционным способом из природного газа, без улавливания и захоронения СО2, то там образуется довольно большой углеродный след. Если водород получен из воды путем электролиза, а энергию для него мы взяли из возобновляемых источников (солнечные панели или ветряки), то это то самое экологически чистое “зеленое” топливо. В мире стремятся к получению именно такого водорода, но он очень дорогой и экономически применять его на сегодняшнем этапе пока нецелесообразно. Мы на своей станции топливо получаем из воды, но энергию для электролиза берем из электросети. Из чего складывается эта энергия? Примерно 20 процентов дают АЭС, еще 20 процентов - ГЭС, немного угольных станций, а все остальное - это ТЭЦ, которые в качестве топлива используют газ. Таким образом, у нашего водорода получается такой же углеродный след, как и в среднем по всей энергосистеме России.

Ярослав КОРОБАТОВ

Фото: Водородный вездеход "Русак" на испытательном полигоне / Фото: Ярослав КОРОБАТОВ.

Источник: www.kp.ru