Добрый день!
Хотел бы ещё раз через наши средства массовой информации передать признательность нашим белорусским друзьям – Президенту Белоруссии А.Г.Лукашенко, моему коллеге, Министру иностранных дел Республики Беларусь М.В.Рыженкову за приглашение на Минскую конференцию по евразийской безопасности. Она стала уже ежегодной. С большим удовольствием принимаю участие в этом форуме третий год подряд. Участвовал во всех предыдущих мероприятиях.
Конференция устойчиво движется к тому, чтобы стать перспективной дискуссионной, экспертной площадкой, где вырабатываются конкретные рекомендации. Сочетание делегатов от правительств и участие экспертов, политологов, общественных деятелей – считаю, что это важный элемент этого мероприятия, позволяющий учитывать, впитывать идеи, которые возникают в гражданском обществе и действительно волнуют людей.
Всё больше граждан стран Евразийского континента понимают необходимость устранять препятствия, которые искусственно создаются на пути устойчивого, самостоятельного, эффективного развития экономики, социальной сферы, логистической инфраструктуры этого крупнейшего и богатейшего континента.
Сегодня вслед за выступлением Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко выступали министры иностранных дел Венгрии, Мьянмы, КНДР, специальный представитель Китая по делам Евразии. Ещё предстоят выступления высоких представителей из Индии, Ирана, ОАЭ, Камбоджи и генеральных секретарей ШОС, ОДКБ и СВМДА. Это всё интеграционные структуры, которые в перспективе должны через естественный процесс восстановления связей между собой, налаживания совместных проектов, стать частью евразийской архитектуры, имеющей экономический фундамент и логистическую составляющую, что будет служить прочной основой для выстраивания архитектуры безопасности.
Здесь было представлено 48 делегаций. Конференция будет посвящена обсуждению на различных панельных площадках всех аспектов, так или иначе связанных с актуальными задачами развития Евразийского континента.
Активно продвигаем инициативу Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании архитектуры евразийской безопасности в контексте движения к Большому Евразийскому партнёрству (такой условный термин). Этим термином определяем необходимость, чтобы весь континент имел какие-то дискуссионные форумы, где все идеи могут обсуждаться, рассматриваться, обогащать друг друга.
Вы наверняка слышали наше выступление. Многие на Западе понимают значение Евразийского континента, но беда в том, что западные страны, прежде всего натовцы, не готовы разговаривать на равноправной основе и искать формы общеконтинентального взаимодействия, основывающиеся на принципе равноправия, неделимости безопасности всего нашего геополитического пространства. Они хотят наоборот, чтобы натовские структуры распространялись практически на весь континент, включая его тихоокеанскую часть. Там натовцы хотят создавать закрытые блоки с ограниченным числом участников по принципу военно-политических союзов, тем самым размывая универсальную открытую архитектуру, которую долгие десятилетия создавали страны АСЕАН. В этой инфраструктуре, в её различных подразделениях могли участвовать все заинтересованные страны.
Сейчас этот процесс пытаются обратить вспять и подчинить все происходящее в Евразии интересам Североатлантического альянса. Они заключаются, прежде всего, в сдерживании Китая, России, КНДР и в перспективе любой другой страны, которая захочет отстаивать свое право проводить независимую, самостоятельную политику, основывающуюся на национальных интересах.
В завершение хочу сказать, что белорусские друзья выдвинули инициативу разработки Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке. Активно её поддерживаем. Уже несколько стран выразили готовность участвовать в процессе её разработки. Он наверняка займет какое-то время, но, тем не менее, цель поставлена, её разделяют все больше стран. Будем к ней двигаться.
Вопрос: Чем эта конференция отличается от двух предыдущих? Как изменилась тональность в связи с наладившимся диалогом с США?
С.В.Лавров: Отличительная черта этой конференции заключается в том, что на ней обсуждается выдвинутая Белоруссией при нашей поддержке инициатива разработки Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке. Это уже совершенно конкретные предложения.
Как сказал в своем выступлении Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко, много идей, которые трудно оспаривать, они все хорошие, но нужно двигаться к практическим результатам. Это первый шаг – Евразийская хартия многообразия и многополярности в XXI веке.
Не ощутил влияния наших отношений с Соединенными Штатами на ход дискуссии. Мы говорим о евразийских делах. Как я понимаю, все участники понимают целесообразность сконцентрироваться именно на этом. Если страны других континентов заинтересованы развивать отношения с евразийцами, кто же будет против? Главное, чтобы эти отношения выстраивались при полном уважении тех взаимосвязей, которые складываются на этом геополитическом пространстве, а не пытались подменять их. Для всех найдется место, континент огромный. Будем только заинтересованы в том, чтобы иностранные (имею в виду, внеконтинентальные) государства, включая Соединенные Штаты, участвовали в честном, справедливом сотрудничестве по разработке его ресурсов ко всеобщему благу.
Вопрос: Могут ли потенциальные договорённости по Украине стать частью архитектуры новой евразийской безопасности?
С.В.Лавров: Безопасность предполагает успокоение и урегулирование всех конфликтов на Евразийском континенте. Даже не то, что происходит на Украине, а то, что Запад, прежде всего, европейцы, натовские и евросоюзовские «элиты» делают в связи с очевидным провалом их линии по нанесению России «стратегического поражения», мешает нормальному диалогу.
Мы не исключаем в своем видении будущих структур евразийской безопасности ни одну страну, ни один континент. В этой конференции не первый год участвуют представители Венгрии и Словакии, Сербия участвовала в 2024 г. Сербские политологи тоже здесь присутствуют. Мы за то, чтобы двери оставались открытыми для всех расположенных на этом континенте государств. Дело только в том, чтобы это было равноправное, честное сотрудничество и не было никаких «задних» мыслей по достижению односторонних преимуществ.
Например, НАТО, Евросоюз выстраивают собственные «диалоги», структуры взаимодействия со странами Центральной Азии, Закавказья. Наверное, в этом никто не может увидеть каких-то «подводных камней». Кроме того случая, как мы сейчас наблюдаем, что эти связи Запад пытается использовать не столько для взаимовыгодного сотрудничества, сколько для «отрыва» этих стран от Российской Федерации. Такие тенденции будем всеми имеющимися возможностями – дипломатическими, политическими, экономическими, конечно, пресекать.
Мы не хотим, чтобы добрую волю наших союзников, единомышленников в Центральной Азии, в Закавказье, в других частях Евразийского континента, использовали не во благо, а злоупотребляли ей и толкали их на противодействие с Россией. Это является абсолютно противоестественным для их экономических, политических интересов.
Вопрос: За последние месяцы возросли контакты Белоруссии и США. В частности, после последнего раунда было объявлено о снятии санкций с авиакомпании «Белавиа». Но американцы запретили пускать эти самолеты на территорию России. Как Вы рассматриваете такой шаг? Рады ли в Москве за своего ближайшего европейского союзника?
С.В.Лавров: Мы всегда радуемся, когда незаконные действия пересматривают. Особенно, когда их устраняют, чтобы они не мешали развитию естественного взаимовыгодного сотрудничества. Но Вы почитайте повнимательнее.
Снятие санкций с «Белавиа» – это «лукавая» история. На самом деле это очень «ограниченное исключение» из сохраняющегося режима санкций. Вопросы, касающиеся дальности полетов и запчастей, остаются в зависимости от американской стороны. Здесь больше «внешнего эффекта». Но мы его все равно приветствуем, потому что это движение в правильном направлении. За всем этим все равно скрывается сохранение зависимости «Белавиа» и ее авиационного парка от США. Это касается не только поставок запчастей, но и попыток руководить политикой этой компании и влиять на политику Республики Беларусь.
Надеюсь, что американские коллеги поймут, что нужно все-таки возвращаться к ведению дел по-честному.
Мы тоже заинтересованы сотрудничать с США в авиационной сфере. Еще во время первых контактов в январе-феврале с.г. предложили возобновить прямое авиасообщение. Пока из наших разговоров с американскими коллегами ощущаем, что это не их приоритет.
Вопрос: Президент США Д.Трамп, когда его вновь спросили о возможности проведения саммита в Будапеште, ответил, что саммит возможен, если у него будут «гарантии», что «сделка» по Украине состоится. Учитывая, как быстро меняется позиция Президента США, есть ли понимание о какой «сделке» говорит Д.Трамп, и насколько она отличается от той, о которой шла речь на Аляске?
С.В.Лавров: Нам тоже нужны гарантии, что встреча президентов принесет конкретный результат. Мы к этому результату готовы. Более того, в Анкоридже в ходе встречи президентов России и США мы поддержали те предложения, которые за неделю до саммита спецпредставитель Президента США С.Уиткофф привозил в Москву. На Аляске устами Президента России В.В.Путина мы перепроверили у присутствовавшего там г-на С.Уиткоффа, правильно ли мы поняли его предложение. Тот в присутствии своего президента подтвердил, что наши понимания верны. Тогда мы сказали, что готовы на этой основе двигаться к оформлению окончательных договоренностей. Сейчас до сих пор ждем подтверждения со стороны США тех предложений, которые они передали нам и которые мы взяли за основу.
По поводу изменения позиций. Было, конечно, удивительно, что Президент США Д.Трамп вдруг опять ушел на позиции, которые уже «отработаны» и отражают лишь лихорадочное желание европейцев и режима В.А.Зеленского получить паузу в целях продолжения «накачки» оружием киевской «структуры» - «офис президента», вооруженные силы Украины и все прочие составные части киевского режима.
После саммита на Аляске Д.Трамп неоднократно (и, кстати, до Аляски) говорил, что, дескать, нужен долгосрочный устойчивый мир, а не какое-то временное прекращение огня, которое ничего не даст, даже если продлится год или два. Надеемся, что логика установления долгосрочного мира, которая была воспринята США, все-таки возобладает.
Приведу Вам хороший пример. Когда Президент США Д.Трамп стал «всерьез» заниматься проблемой Палестины и оккупацией сектора Газа израильскими вооруженными силами, то со стороны Вашингтона не было требований немедленно прекратить боевые действия. Велись долгие переговоры о том, на каких условиях это прекращение огня может быть работоспособным. Здесь были и заложники, и выдача пленных, и передача тел погибших заложников, и согласование географических координат той части территории Газы, на которой останется Израиль и откуда он будет выводить свои силы. Это были именно серьезные предварительные условия прекращения огня.
В ходе украинского конфликта Россия прекращала огонь без предварительных условий еще в апреле 2022 г. Мы тогда даже в духе доброй воли, как регулярно это напоминает Президент России В.В.Путин, отвели войска от окраин Киева. И вот что получилось.
Поэтому надеемся, что Президент Д.Трамп, действительно, хочет устойчивого мира, а не создания условий для продолжения «вливания» оружия и денег в киевский режим для того, чтобы он оставался инструментом европейцев в борьбе, в войне против Российской Федерации.
Вопрос: Видны ли какие-либо движения со стороны американцев после предложения Президента России В.В.Путина по обсуждению вопроса поддержания стратегической стабильности, а именно перспективы внепланового продления СНВ-3? Или есть вариант принятия односторонних обязательств о непревышении потолков по ДСНВ (потому что эти обязательства не будут оформлены двусторонним соглашением, но каждая из сторон заявит, что будет придерживаться этого потолка)?
С.В.Лавров: Ни о каком продлении речи не идет давно.
Когда российская сторона прекратила участие в этом соглашении, то в качестве жеста доброй воли Президент России В.В.Путин принял решение, что до истечения сроков действия этого договора в феврале 2026 г. мы будем соблюдать количественные ограничения на те категории стратегических вооружений, которые подпадают под ДСНВ-3. Поскольку дата истечения действия договора уже приближается и никаких других вариантов сохранить хоть какие-то ограничители в сфере стратегической стабильности не просматривается, Президент России В.В.Путин выступил с инициативой продлить наше добровольное соблюдение этих количественных показателей. Это всё при том понимании, что такой же шаг сделают и США, чтобы получить еще год и попытаться вдумчиво рассмотреть современное состояние дел в сфере стратегической стабильности.
Для того, чтобы заниматься новым договором, нужна принципиально иная атмосфера в российско-американских отношениях. Прогресс в них налицо. Прежде всего, нужно сказать, что возобновился диалог. При предыдущем президенте США Дж.Байдене не было никакого диалога. Администрации Д.Трампа нужно отдать должное. Она выступает за диалог и считает это неотъемлемой обязанностью ведущих ядерных держав - России и США. Надеюсь, что мы сможем получить позитивный ответ от американцев на наше предложение о том, чтобы они тоже согласились в одностороннем порядке соблюдать количественные показатели, закрепленные в договоре СНВ-3.
Американский Президент Д.Трамп несколько раз позитивно отзывался об этой инициативе российского Президента В.В.Путина. Рассчитываем, что эти позитивные «отзывы» воплотятся в какое-то официальное объявление.
Вопрос: Есть ли какие-то отклики на испытания российской крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник» по дипломатическим каналам кроме реакции СМИ?
С.В.Лавров: Я не слышал о каких-то откликах по дипломатическим каналам. Как-то все «притихли».
Вопрос: Какую роль, на Ваш взгляд, в интеграционных процессах на постсоветском пространстве могут играть прямые экономические и культурные контакты между отдельными регионами стран СНГ?
С.В.Лавров: Конечно, позитивную. Речь идет о любых контактах между странами СНГ на уровне центральных правительств, президентов, глав исполнительной власти и парламентов. Конечно, регионы - весьма перспективная форма нашего сотрудничества. Она уже давно осваивается. Созданы специальные форумы регионов в структуре наших отношений со многими странами СНГ – Казахстан, Узбекистан, Белоруссия и многие другие государства. Сотрудничество между регионами развивается по всему спектру вопросов и областей: торговля, экономика, инвестиции. При этом широко представлены гуманитарные и образовательные контакты, взаимные гастроли и т.д. Нет никаких сомнений, что это перспективное направление, являющееся основой, фундаментом. Связи между регионами – это, как говорится, то, что «идёт от земли». Мы это всячески поощряем.

