Русские Вести

Хлеб вскормит?


Согласно информации Росстата, за первую половину 2019 года средняя цена хлеба и хлебобулочных изделий по стране в среднем была на 7,7% выше, чем год назад.

На 1 июля килограмм чёрного хлеба стоил, по данным того же источника, 50,54 рубля, серого — 49,96 и белого — 75,87 рублей (соответственно, рост на 9,6%, 7,4% и 8,3%). Из этих цифр, в частности, следует, что на самые дешёвые «серые» сорта приходится больше 80% покупаемого в России хлеба. Такая структура потребления вполне соответствует тезису о том, что уровень социального неравенства в нашей стране чрезвычайно высок, а текущие доходы подавляющего большинства населения страны ограничивают его платёжеспособный спрос и, соответственно, внутренний рынок для отечественной экономики.

Ещё и поэтому правительство долгое время регулировало цены на такой социально важный товар, как хлеб. Но делало это, мягко говоря, одной рукой, а другой — повышало налоги и тарифы, которые тоже входят в себестоимость любого производства, производства хлеба — в том числе. Поэтому такая регуляция, в свою очередь, ставила под вопрос, во-первых, прибыльность хлебопекарного производства, а во-вторых, уже как следствие, — и качество его конечного продукта. Потому что «числом поболее, ценою подешевле» могло получаться и получалось только путём фактической фальсификации последнего.

Наверное, 9 из 10 спрошенных  россиян скажут, что «нормального» хлеба по приемлемой цене за последние годы практически не стало (исключения встречаются, но они лишь подтверждают общее правило). А 10 из 10 наших соотечественников старшего возраста убеждены в том, что с хлебом «советского» качества нынешняя продукция хлебокомбинатов не имеет ничего общего. С изменением в худшую сторону. И это не удивительно. Ведь советские ГОСТы для нужд хлебопекарной промышленности разрешали использовать муку из пшеницы не ниже III класса (22–24% клейковины). Теперь же хлеб повсеместно пекут из муки, смолотой из смеси зерна III–IV класса: так получается дешевле. И, как бы собранное зерно ни «дорабатывали», качественного белка от этого в нём, в сделанной из зерна муке и, соответственно, в выпеченном из муки хлебе, само собой, не прибавляется. То же самое касается макарон и прочей мучной продукции. Кстати, IV (20-22% белка) и V (18-20%) классы пшеницы были введены только ГОСТом 1990 года, а до того всё зерно с содержанием клейковины ниже 22% считалось фуражным, то есть годным на корм исключительно скоту.

Но для рыночной экономики существует только прибыль, и если цену на товар повышать в нужной степени нельзя, то приходится снижать качество продукции. До красочно описанных английскими авторами XIX века образцов «пролетарского» хлеба с квасцами и песком, а также до отечественных аналогов из лебеды дело вряд ли дойдет, зато буханки и батоны из «пятиклассной» пшенички на чистом пальмовом масле, если ничего не изменится, нам попробовать наверняка придётся, и очень скоро. Просто спрос рождает предложение. И российские хлеборобы культивируют высокоурожайные сорта пшеницы с низким содержанием клейковины, доля которых в зерновом клине страны постоянно растёт.

Так что другого зерна и другой муки в стране может и не стать — за исключением «элитных» пекарен с «золотыми» ценами за кило «ситного», которые будут импортировать высокобелковое зерно (в 2018 году, на фоне экспорта более чем 50 млн. тонн зерновых, в Россию ввезли 105 тысяч тонн пшеницы I-II классов). Всё — как в классическом стихотворении Франсуа Вийона «От жажды умираю над ручьем…» и не менее классической фразе министра финансов Российской империи при Александре III Ивана Вышнеградского: «Не доедим, но вывезем», — только в современном российском варианте.

Есть ещё один экономический момент, связанный с «хлебными» данными Росстата. Хорошо известен придуманный британским журналом Economist «индекс Биг-Мака», по которому можно очень легко и достаточно точно рассчитать примерный паритет покупательной способности различных национальных валют, хотя качество этого «глобального универсального товара» тоже отнюдь не идентично от страны к стране. Так вот, если, абстрагируясь от качества продукта и размера госдотаций, которые примерно нивелируют друг друга, ввести для отечественной экономики «индекс килограммовой буханки серого хлеба», которая в 1989 году стоила 20 копеек, то покупательная способность рубля тридцатилетней давности окажется примерно равной 250 рублям образца 2019 года. И эту цифру можно считать ориентиром для сравнений любых современных показателей жизни россиян с такими же показателями советского времени.

Олег Щукин

Источник: zavtra.ru