Выбор для родителей школьника: или здоровый пофигист, или продвинутый невротик



За последние десятьздоровье наших школьников резко ухудшилось. Особенно это заметно среди подростков 15-17 лет. Лидируют заболевания органов желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Наши дети становятся поголовными невротиками, еще в средней школе. Так кто виноват и что делать?

В Институте стратегии развития образования Российской Академии образования накануне Дня учителя прошел вебинар на тему "Школа и медицина", в котором приняли участие ученые, педагоги, врачи, психологи из самых разных уголков России: Красноярска, Новосибирска, Иркутска, Рязани, Ярославля. А также представитель Совета Федерации — зам председателя комитета по социальной политике, к. м. н., засл. врач РФ Владимир Круглый. Почему в очередной раз? Да потому, что проблема здоровья школьников стоит как никогда остро. По данным, озвученным В. Круглым, почти семьдесят процентов детей к окончанию школы имеют те или иные хронические нарушения здоровья. Этот скачок произошел за последние 10 лет жизни и развития школы. Особенно ухудшилось положение дел в старшей школе — среди подростков 15-17 лет. Лидируют заболевания органов желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Причем, последние — нервные болезни, похоже, скоро переберутся в "первые ряды" — заболевания нервной системы растут просто в геометрической прогрессии.

Кто виноват и что делать?

Вопрос этот в очередной раз и был поднят на вебинаре.

По мнению директора Института стратегии развития образования РАО доктора философских наук Светланы Вениаминовны Ивановой виновата перегрузка школьников. Особенно сиротливо они начинают себя чувствовать в средней школе, когда выходят из — под теплого крыла педагога начальной школы и резко попадают в среду так называемых предметников. По закону учителя не имеют права задавать на дом такое количество уроков, чтобы ребенок карпел над ними больше двух с половиной часов. …Они и не задают. Просто каждый из преподавателей, естественно, смотрит со своей колокольни и как раз задания для работы на два часа по каждому предмету и выходят. А если на следующий день у ребенка шесть уроков, то помножьте на два и получится, что еще 14 часов домашних заданий ему обеспечено. И это не преувеличение. Что остается школьнику, если он не успевает и живет все время в состоянии должен-должен-обязан? Только одно — пофигизм, как средство сохранения.

Вносят свою лепту и новые технологии, которые пришли в школу. С одной стороны — никуда не деться — 21-й век на дворе, а с другой — снижение внимания, ухудшение зрения — тоже результат новых технологий. По данным врачей — компьютеры в два раза увеличивают нагрузки на нервную систему школьника.

По информации В. Крутого третье место в табели о рангах занимают заболевания костно-мышечной системы. Школьники слишком мало двигаются. Да и уроков физкультуры явно недостаточно для нормального здорового развития ребенка. (Помнится, не так давно один из теперь уже бывших министров образования предлагал вообще отменить уроки физкультуры — дескать, неэффективны. И заменить их уроками информатики). А ведь еда и движение — это для ребенка то же самое, что дыхание. В старших классах школы у девочек выявляется все больше расстройств в половой сфере, что грозит в будущем большими проблемами в сфере репродукции.

Что касается психических расстройств, то по информации медиков сейчас уже 20% детей приходит в школу с теми или иными расстройствами. А к концу обучения в школе количество невротиков увеличивается в три раза.

Ещё раз о еде

Школьное питание не ругает только ленивый. Расстройства ЖКТ у школьников — на первом месте. В том числе и серьезные хронические. Винить в этом только школу было бы неправильно. Ведь 10% детей приходят в школу уже с той или иной хроникой. Но, конечно, же проведя 10 лет в школе они здоровее не становятся. И питание играет в развитии и сохранении здоровья школьников огромное значение.

На сегодня питание в школьных столовых отдано на откуп местным органам управления. И у многих денег не густо для того, чтобы кормить ребят и вкусно и здорово. До сих пор в школьных столовых продаются совсем не полезные для детского организма вещи: чипсы, непонятные шоколадки, хот-доги, пиццы…

В некоторых регионах сложилась такая ситуация: тендеры на поставку продуктов для школ выигрывают те, кто предлагает продукты по дешевой цене. И, к сожалению, недобросовестные поставщики предлагают для школ продукты "второй свежести". В этой связи прозвучал на вебинаре предложение изменить Закон озакупках для школ. Он несовершенен. Чтобы оградить школы от дешевых, но недоброкачественных продуктов.

В. Круглый рассказал об опыте работы клинико-диагностических центров, которые колесят по Орловской области и охватывают даже самые отдаленные поселки. Но вот беда: что дальше делать с этими диагнозами? Кто проследит за исполнением рекомендаций врачей? Предполагается, что за этими рекомендациями может и должен проследить школьный врач. Но где они остались?

Умерла насовсем…

Это к вопросу что делать? Стоит ли возрождать школьную медицину и если да, то в каком виде? Денег на школьного врача нет. Врач "положен" только в школе, где более 800 учащихся. Да и то это соблюдается не везде, даже в Москве. В основном обходятся медицинской сестрой. Что уж говорить о небольших малокомплектных сельских школах. Да и мотивировать врачей, даже если они захотели бы пойти в школу нечем. Денег нет. Да и статус медработника в школе до сих пор опирается на инструкцию от 1954(!) года. В общем-то, инструкция вполне себе …современная.

Центры здоровья должны заниматься профилактикой. Но их связь со школой и ее проблемами очень слаба. Поэтому, например, диспансеризация или обследование, которые проводят выездные бригады врачей, (например, в Орловской области) повисают в воздухе: что дальше делать-то?

Причины в бедственном положении состояния здоровья были названы следующие:

Нет междисциплинарных стандартов сохранения здоровья детей

Недостаточно проработана правовая база

Каждый регион принимает свои законы, методики. Получается — кто в лет, кто по дрова.

Нашумевший паспорт здоровья школьника в результате превратился в нечто безграмотное…

Учителя имеют слабое понятие о физиологии школьников — эту дисциплину в пединститутах урезали под самый корешок

Выводы

Вебинар прошел под руководством д. п. н., профессора Якова Семеновича Турбовского. Вот на чем, в конце концов, решили остановиться:

Министерство образования принимает законы, которые в целом правильные, но оказываются несостоятельными, как только дело касается живой школьной жизни. Дело в том, что они, как правило, принимаются без надлежащей экспертной оценки. Чтобы такое не происходило впредь, ученые, педагоги,психологи предложили создать общественный экспертный совет при Комитете по социальной политике СовФеда России.

Что из этого получится? Покажет время.

Ирина Савченко

Источник: www.medpulse.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.