Русские Вести

Власть подогнала санитарные нормы для перевода детей на «дистант»


21 декабря были опубликованы новые «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20. Они были утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Анны Поповой, войдут в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до начала 2027 года. 

Опасения граждан, предполагавших, что новые правила будут подверстаны под использование электронного обучения и резко увеличат допустимое время работы школьников с компьютерами, оправдались. Новые правила увеличивают максимальное время работы школьников с электронными средствами за день в несколько раз по сравнению с ныне действующими требованиями санитарно-эпидемиологических  правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые с  1 января 2021 года утратят силу. Увеличивается не только максимальное время работы с электронными средствами на уроке, но и количество этих уроков в день.

Например, сегодня по действующим правилам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы на уроке, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране видео-дисплейного терминала, не должна превышать 15 минут, и в день рекомендуется только один урок с использованием подобных средств. Даже если на уроке не один раз пользоваться компьютером, а два раза, то это будет 30 минут в день. А с 1 января 2021 года по правилам СП 2.4.3648-20 общая продолжительность использования компьютера на уроке для первоклассников не должна превышать 20 минут, и число таких уроков ограничено только общей допустимой учебной нагрузкой на ребенка. Поскольку в первом классе может быть до  4 уроков, то общее время работы с компьютером, согласно новым правилам, в 1 классе увеличено в день до 80 минут.

И это увеличение допустимого времени работы с компьютером введено для всех возрастов. Во втором классе время работы с компьютером увеличивается в день до 100 минут, в 3-4 классах – до 125 минут, в 5-6 классах – до 180 минут, в 7 классе – до 210 минут, в 8 классе – до 210 минут, в 9 классе – с 75 до 210 минут, в 10-11 классах – до 225 минут.

А между тем исследования показывают негативное влияние работы с экранами компьютера на здоровье детей и подростков. При длительной работе с компьютером и смартфоном  (по спектру свечения эти устройства схожи) наблюдаются трудности засыпания и укорачивается время сна, угнетается выработка мелатонина во время сна, появляется утомление и недостаток энергии, снижается концентрация внимания.  Кроме того, использование при обучении персональных компьютеров предполагает многозадачность – дети должны думать не только о теме урока, но и об операциях на компьютере, переключаться между программами, применять различные функции программ. Исследования показали, что многозадачность снижает способность подростков к переключению внимания и создает более низкую устойчивость внимания.

Общество имеет право задать вопрос, на каких основаниях происходит такая «модернизация» санитарно-эпидемиологических правил и норм. Никаких других причин, кроме желания власти создать правовые условия для перевода школьного образования на удаленный формат, не видно. Тем более, что тратятся миллиарды рублей на создание еще и технических условий для такого образования.  Только на 2021 год на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» предусмотрено более 17 млрд руб. https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/ZOS_21.07.2020.pdf  и http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/86940486dcdf900dd6adc4f4fe816ecf53cd3777/

Мы видим, как под предлогом пандемии власти направляют общество именно в сторону дистанционного образования. Да, конечно, новая коронавирусная инфекция опасна и непредсказуема, и все хотят уберечься от нее и уберечь своих детей. Оставим в стороне вопрос о том, насколько эффективно удаленное образование для снижения распространения инфекции с учетом, что дети редко болеют тяжело, а значит и большую роль в распространении инфекции не могут играть. ВОЗ сообщала, что бессимптомные носители вируса вносят в распространение инфекции много меньший вклад, чем больные. Тем более, что и на удаленном образовании дети не изолированы от других людей и могут эту инфекцию подхватить. Но ведь «дистант» опасен однозначным ухудшением здоровья детей, и последствия этого ухудшения могут быть более тяжелыми, чем последствия COVID-19.

При этом речь идет еще и об ухудшении способности детей учиться (в связи с влиянием использования компьютера на функции мозга), и об усложнении процесса передачи знаний и мотивации детей (в связи с отсутствием полноценного общения ученика и учителя). А еще одно отрицательное последствие перевода детей на заочное обучение, уж точно более страшное, чем просто ухудшение здоровья и ограниченное образование, - невозможность без коллектива сверстников сформировать из ребенка полноценную личность. Стоит ли риск превращения целого поколения в необразованных, не способных думать и общаться членов общества, попытки уменьшить риск ребенка заболеть COVID-19? На наш взгляд, вопрос риторический, поскольку выбор стоит между риском заболеть, пусть и смертельной болезнью, и риском перестать быть человеком. Последствия «дистанта» будут страшнее пандемии.

Источник: rvs.su