Русские Вести

Убийственная красота


В связи с санкциями Запада ведущие косметические бренды недавно объявили о том, что уходят с российского рынка. Наши торговцы парфюмерией и другой косметикой, визажисты-частники и владельцы салонов красоты тут же дружно завопили о крахе их бизнеса. Но может, нужно не рыдать, а, наоборот, радоваться, что теперь опасные западные бренды перестанут поступать в Россию?

Косметика, производимая в США, опасна для тех, кто ею пользуется. Об этом пишет английская газета Guardian в опубликованной в среду статье Адриана Хортона под заголовком: «Можно ли доверять косметическим продуктам?». В ней автор ссылается на «шокирующий» американский документальный сериал Эми Зиринг и Кирби Дика «Не такая красивая», в центре которого оказывается «крайне нерегулируемый и очень опасный мир косметики».

Статья начинается с описания драматической истории американки Йеши Малик из города Анкоридж на Аляске, которая часто пользовалась шампунем для выпрямления вьющихся волос популярного бренда DevaCurl. Но почти через шесть лет пользования этим препаратом она обнаружила, что ее волосы начали становиться ломкими, стала ужасно зудеть кожа головы, волосы стали выпадать. У Малик развился постоянный шум в ушах и появилась беспричинная тревога, началась потеря памяти и задержка речи. Женщина пришла к выводу, что причина – в ее любимом косметическом средстве. Она поделилась своими тревогами с другими пользователями в Интернете и с ужасом обнаружила, что такие же проблемы есть у около 3000 человек, которые пользовались этим средством для волос. «Малик читала их посты и плакала от ужаса», – пишет Guardian.

Создатели сериала выяснили, что волосы и здоровье Малик были повреждены ингредиентами продуктов DevaCurl, которые выделяли формальдегид, известный канцероген для человека, запрещенный в косметике, продаваемой в ЕС, но все еще присутствующий в средствах для выпрямления волос и лаке для ногтей. Хотя компания-производитель утверждает, что их продукция безопасна, создатели фильма обнаружили, что надзорные органы США получили более 1500 сообщений о вреде, нанесенном DevaCurl, от выпадения волос до мигрени и язвы, но опасный товар так и не был отозван с рынка, а компания лишь изменила формулу своей продукции.

Вредные химические вещества

Однако драматическая история Йошуа Малик – лишь один из примеров тех серьезных рисков для здоровья, с которыми сталкиваются пользователи косметики в США. Опасна даже пластиковая упаковка с соединениями PFAS, известными как «вечные химические вещества», которые связаны с раком, врожденными дефектами, заболеваниями печени, заболеваниями щитовидной железы, снижением иммунитета, гормональными нарушениями и другими проблемами со здоровьем.

Выяснилось, в частности, что такой гигант по производству косметических товаров, как компания Johnson & Johnson знала, что ее детская присыпка на основе талька содержит асбест еще в середине 1970-х годов, столкнувшись с тысячами судебных исков. Но отозвала опасный продукт с рынка в Северной Америке только в 2020 году.

Средства личной гигиены — ежедневные шампуни и кондиционеры, лак для ногтей, увлажняющие средства, парфюмерия и т. д. — имеют особенно слабое регулирование в США. В то время как ЕС запретил или ограничил использование более 1300 химикатов только в косметике, США запретили только 11 токсичных ингредиентов.

«В настоящее время, — пишет Guardian, — в США нет законодательных требований к производителям косметики по тестированию своей продукции перед ее продажей потребителям. Если потребители пострадали, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), регулирующий орган, который якобы защищает потребителей, мало что может сделать; на самом деле это беспомощное агентство всего лишь может просто потребовать от компании добровольного отзыва своего препарата».

Хотя FDA требует, чтобы косметика имела «декларацию об ингредиентах», токсичные химические вещества все равно скрываются в широко используемых продуктах. Составы ароматов, например, считаются «коммерческой тайной» и, таким образом, защищены от раскрытия их состава регулирующим органам или производителям, а это означает, что некоторые из 4000 химических веществ, которые в настоящее время используются для ароматизации косметики в США, вызывают раздражение, эндокринные нарушения или связаны с возникновением рака. Так например, исследование гель-лака для ногтей, проведенное химиком Ладан Хандел в 2019 году, когда она была студенткой магистратуры по гигиене окружающей среды в Калифорнийском университете в Беркли, обнаружило опасные ингредиенты, не указанные в паспортах безопасности, требуемых законодательством Калифорнии.

«Практически любой другой химикат в любой другой отрасли промышленности имеет своего рода надзор, а в косметике его почти нет», — сказал Дик Кирби, один из авторов фильма-расследования. «Мы были потрясены, увидев, что то, что было настолько распространенным, настолько повсеместным, что все используют, почти не регулировалось».

О том, что производимая в США косметика опасна, говорят уже давно. Ряд продаваемых в Америке и Канаде косметических средств ведущих брендов содержит высокий уровень пер- и полифторалкильных веществ (PFAS) — потенциально токсичного класса химических веществ, говорится в исследовании Университета Нотр-Дам (штат Индиана).

В 2021 году ученые проверили более 200 косметических средств, в том числе консилеры, тональные кремы, продукты для глаз и бровей, а также различные средства для губ. По их данным, 56% протестированных тональных кремов и средств для глаз, 48% средств для губ и 47% марок туши для ресниц содержат высокий уровень фтора, что говорит об использовании PFAS-веществ.

Среди брендов, продукцию которых проверили ученые, были такие мировые гиганты косметических средств, как L'Oréal, Estée Lauder, Clinique, Essence, Huda Beauty, Lancome, NYX, Too Faced, MAC, Maybelline, NARS и другие.
«Эти результаты вызывают особую озабоченность, если учесть риск воздействия на потребителя в сочетании с масштабом многомиллиардной индустрии, которая ежедневно поставляет эти продукты миллионам потребителей», — отметил профессор физики Грэм Писли, работавший над этим исследованием.

Однако полностью оценить масштабы использования фторированных химических веществ при изготовлении косметики сложно «из-за отсутствия строгих требований к маркировке» в обеих странах, отметил профессор.

По словам ученого, PFAS-вещества часто используются из-за их водостойкости и пленкообразующих свойств.

Ряд веществ, отнесенных к этому классу, связывают с раком почек, раком яичек, гипертонией, заболеваниями щитовидной железы, а также недостаточным весом при рождении и иммунотоксичностью у детей, говорится в сообщении Университета Нотр-Дам.

Кто же виноват в том, что производители косметики в США могут безнаказанно подвергать опасности здоровье людей? «Мы — нация транснациональных корпораций, которая позиционирует себя как демократия, — сказала Эми Зиринг. — Мы страдаем от отсутствия этического лидерства во главе этих корпораций… В большинстве случаев не в интересах [компаний] заниматься решением этих проблем. Обычно решение состоит в том, чтобы их игнорировать».

Развивать свою собственную промышленность по производству качественной косметики — что нам мешает это сделать? Тем более, если вспомнить, что создателем самых популярных брендов французских духов и главой Ассоциации парфюмеров Франции был бежавший после революции за границу офицер Белой армии, русский химик Константин Веригин.

Владимир Малышев

Источник: www.stoletie.ru