Русские Вести

Три врага вашего ребёнка


Елена Толстихина. Родилась в 1975 году в г. Олёкминск (Якутия). Окончила КГПУ по специальностям «историк-краевед» и «педагог-психолог». Отмечена почётными грамотами за вклад в развитие системы дошкольного образования г. Красноярска.

Очередная технологическая революция всё сильнее вмешивается во все стороны нашей жизни. Влияет она и на самых юных представителей человечества. Годовалые дети в освоении современных гаджетов зачастую обгоняют родителей, интуитивно быстрее учатся управлять новейшими бытовыми приборами. Но значит ли это, что они стали быстрее учи­ться и развиваться? Об этом «АиФ-Красноярск» поговорил с педагогом-психологом раннего развития Еленой Толстихиной.

Бабушкина «сорока»

Михаил Маркович, «АиФ-Красноярск»: Елена Олеговна, в своё время знакомый педагог по развитию буквально заставляла меня как можно раньше купить дочери массажный мяч. Я, конечно, совету последовал, но искренне не понимал: зачем?

Елена Толстихина. 

Елена Толстихина: Чем быстрее ребёнок начнёт хватать предметы, тем скорее запустится механизм развития мозга. Потому что тактильные ощущения лежат в основе человеческого развития. Мозговая активность ребёнка зависит от мелкой моторики. Её развитие в свою очередь запустит у младенца речь. Здесь всё находится в прямой зависимости. Старт одного гарантирует ускорение следующего процесса.

Неужели простой мяч влечёт за собой столько последствий? 

— Простой он для взрослого человека. Для младенца это неизвестный пока предмет: холодный, мягкий, острый, шершавый, колючий - разный. Все эти свойства ребёнку необходимо узнать. Не забывайте, что на ладонях и пальцах человека находится множество массажных точек. Чем больше мы воздействуем на них, тем больше ощущений получаем, следовательно, развиваем мозг. Раньше специальным маркером служило то, как ребёнок складывает кулачок. И если большой палец малыш прятал в кулак, это считалось признаком задержки психического развития. И всеми способами взрослые старались этот палец вытащить наружу.

— И как же заставить ребёнка вынуть палец из кулака?

— С помощью старых, добрых и, главное, проверенных потешек. Помните из детства? «Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала». И в это время мы малышу пальчики сгибаем-разгибаем, по ладошке водим, массируем, разминаем каждый, делая упор на большой палец, которому достаётся больше всех. Треплем его, трём, «наказываем» за то, что не помогал сороке. Вот один из путей к развитию головного мозга, а не присказки бабушки-старушки. Большой палец прямо отвечает за речевое развитие ребёнка. А вы знаете, как раньше определяли, выйдет ли из девочки рукодельница? Если её большой палец легко гнётся назад, то из девочки получится мастерица. Если же палец остаётся твёрдым и прямым, то и ремёсла, связанные с мелкой работой, будут ей недоступны. Это сейчас мы понимаем, что речь идёт о развитии мелкой моторики.

Памперс, блендер, гаджет

Как всё на самом деле просто! Но почему основная масса людей не знает, сколько мудрости в этой простоте?

— Мы сейчас вообще имеем дело с очень инфантильным поколением родителей. Цивилизация пагубно сказалась на передаче опыта. Простой пример — памперсы. Отличная вещь, которая облегчила жизнь молодым мамам и самым пагубным образом сказалась на развитии детей. Ребёнок стал абсолютно беспомощным в окружающей действительности. Он не понимает, что с ним происходит, ему постоянно хорошо. Не испытывая чувства дискомфорта, малыш не будет приучаться к горшку адекватно и своевременно. Ему удобно. И он будет очень долго ходить в памперсе. Родителей это устраивает, потому что отучать ребёнка — это определённый труд и дискомфорт уже для них. Надо следить, мыть и менять трусики и штанишки. Памперс избавляет от этих неприятных забот. Он облегчает жизнь и одновременно задерживает развитие малыша. Это первый враг вашего ребёнка. 

Воспитание детей — задача родителей, а не детского сада. Ребёнок — зеркало взрослых. 

 Неужели из-за этой ерунды может возникнуть серьёзная проблема?

— Человек, даже самый маленький, развивается только в ситуации дискомфорта. Описался. Мокрые штаны. Неприятно. Как сделать, чтобы такого больше не было? Горшок! В голове ребёнка без памперса вырабатываются причинно-следственные связи. А «комфортный» малыш в памперсе подрастёт, и надо будет срочно учить его пользоваться горш­ком. Но как? Родители этого не знают и не понимают.

— И много ещё у малыша цивилизованных противников, которые стоят на пути будущего гения?

 Хватает. Например, блендер. Очень удобно дать ребёнку протёртую до состояния пюре пищу. Сделать это можно за считаные секунды. В результате родители пропускают момент, когда малыша пора приучать к пище твёрдой. А эти нормы достаточно чётко прописаны специалистами. Дети очень консервативны, и, приучившись к пюре, они не желают выполнять первую в своей жизни работу, то есть жевать. Для существования сосательного и глотательного рефлекса этого малышу достаточно. А развивать жевательный рефлекс он не хочет. В детском саду ребёнок столкнётся с тем, что у него нет необходимого навыка, и попадёт в ситуацию жуткого дискомфорта. В результате малыш не сможет есть. Он попытается рассосать твёрдую пищу и будет этим заниматься часами. Итог: ваш ребёнок останется голодным. 

— Любопытно, что же вы в таком случае думаете о современных гаджетах? Дети осваивают их зачастую быстрее родителей.

— Гаджеты — это самый главный враг вашего ребёнка. Подавляющее большинство родителей ещё сызмальства, когда малыш находится в коляске с соской, подсовывают ему под нос телефон с мультфильмами, планшет с электронными играми. И, сами того не ведая, зомбируют своего ребёнка. Очень скоро малыш уже не может есть без гаджета, и это только первый сигнал растущей зависимости. У меня в практике были дети, которые голодали по четверо суток, потому что им не давали планшет за едой. Находясь дома, родитель предпочтёт включить телевизор или приставку, чтобы освободить себе время. Ребёнок в безопасности, никуда не лезет, ничего не ломает всё хорошо и спокойно. А на самом деле в этот момент происходит очень опасный процесс. Малыш не в состоянии отличить действительность от виртуального мира. И во время просмотра телевизора у него происходит смешение реальностей. И зависимость растёт.

Иногда ситуация становится настолько серьёзной, что без помощи профессионального психолога родителям уже не обойтись. Обозначу особо: сейчас мы говорим о детях двух лет. Эти маленькие «террористы» манипулируют родителями и заставляют с помощью истерик включать компьютеры и планшеты. Один мужчина с гордостью рассказывал и показывал мне, как ловко уже его сын управляется с электронными играми, а когда я спросила о времени, которое ребёнок проводит с гаджетом, ответ поверг меня в шок. Малышу нет и двух лет, он не разговаривает, зато играет по несколько часов!

А в чём кроется опасность?

 Гаджеты лишают детей и взрослых возможности живого общения. Ребёнок сидит и смотрит в экран. С ним не надо играть или говорить. Экран не требует диалога. Не развивается речь, не развивается мышление, ребёнок зомбируется. Он привыкает к этому, возникает нервозное состояние, нарушается психическое развитие. И это при том, что дети абсолютно здоровы и адекватны.

Научитесь играть

 И что ждёт таких детей в будущем, на следующем этапе развития? 

 У ребёнка обязательно возникнут проблемы. Если он не приучен есть твёрдую пищу, будут проблемы со здоровьем, дефицит веса, сна, если он привык сосать бутылку полночи. Пищеварение будет работать всю ночь, возможны проблемы с ожирением. Есть вероятность неврозов, которые ведут к истерикам и психическим расстройствам. И всему виной инфантилизм родителей. 

 Откуда же взялось такое поколение?

 Из 90-х. Наше поколение умело играть, а научились мы этому во дворе, где проводили всё своё время. Там находились компании всех возрастов, передавали полученные знания от старших к младшим, да и сверстникам тоже. У нас была фраза: «Меня загонят»,  это нас надо было не допускать на стройку. Наша фантазия любую ветку превращала в лук, меч, во что угодно. Сейчас, в обществе потребления, даже придумывать ничего не надо. Основная деятельность ребёнка до школы игра. Так вот, если родители не начнут играть со своими детьми, они их потеряют

Фото: Игры с тестом — эффективный способ развития мелкой моторики. © / Из архива Елены Толстихиной

Источник: rvs.su