Большинство подростков пользуются социальными сетями, часто по несколько часов подряд. Некоторые социологи уверены, что такое использование вредит их психическому здоровью. Теперь они хотят выяснить, чем объясняется эта связь. Фото: Кэрол Йепес/Getty Images
В январе Марк Цукерберг, генеральный директор материнской компании Facebook Meta, выступил на слушаниях в Конгрессе, чтобы ответить на вопросы о том, как социальные сети могут навредить детям. В начале своего выступления Цукерберг сказал: «Существующий массив научных работ не показал причинно-следственной связи между использованием социальных сетей и ухудшением психического здоровья молодых людей».
Но многие социологи не согласятся с этим утверждением. В последние годы исследования начали показывать причинно-следственную связь между использованием социальных сетей подростками и снижением их благосостояния или расстройствами настроения, в основном депрессией и тревогой.
Как ни странно, одно из самых цитируемых исследований этой связи было посвящено Facebook.
Ученые выясняли, привело ли внедрение этой платформы в кампусах колледжей в середине 2000-х годов к усилению симптомов, связанных с депрессией и тревогой. Ответ был однозначно положительным, говорит экономист Массачусетского технологического института Алексей Макарин, соавтор исследования, опубликованного в ноябре 2022 года в журнале American Economic Review. «Еще многое предстоит изучить», - говорит Макарин, но «[сказать], что нет причинно-следственных доказательств того, что социальные сети вызывают проблемы с психическим здоровьем, - с этим я определенно не согласен».
Озабоченность и исследования вызваны статистикой, показывающей, что использование социальных сетей подростками в возрасте от 13 до 17 лет стало почти повсеместным. Две трети подростков сообщают, что используют TikTok, и около 60 процентов подростков используют Instagram или Snapchat, как показало исследование 2022 года. (Еще одно исследование показало, что девочки в среднем уделяют TikTok, Instagram и Facebook около 3,4 часа в день, в то время как мальчики - около 2,1 часа. В то же время все больше подростков, особенно девочек, демонстрируют признаки депрессии.
По мере того как все больше исследований показывают тесную связь между этими явлениями, некоторые ученые начинают обращать внимание на возможные механизмы. Почему использование социальных сетей провоцирует проблемы с психическим здоровьем? Почему этот эффект неравномерно распределяется среди различных групп, например, девушек или юношей? И можно ли извлечь положительные стороны социальных сетей из отрицательных, чтобы дать более целенаправленные рекомендации подросткам, их опекунам и политикам?
«Невозможно разработать хорошую государственную политику, если не знаешь, почему это происходит», - говорит Скотт Каннингем, экономист из Университета Бэйлора в Вако, штат Техас.
Причина и следствие
По словам исследователей, это долговременное исследование намекает на причинно-следственные связи. Но один из самых четких способов установить причину и следствие - это естественные или искусственные эксперименты. Для проведения таких экспериментов в естественных условиях исследователи должны найти ситуации, в которых «лечение» общества будет проходить в разных местах и в разное время. Затем они могут сравнить результаты среди членов группы, получившей лечение, с теми, кто все еще находится в очереди - контрольной группой.
Именно такой подход использовали Макарин и его команда в своем исследовании Facebook. Исследователи обратили внимание на поэтапное распространение Facebook в 775 студенческих городках с 2004 по 2006 год. Они объединили эти данные с ответами студентов на вопросы National College Health Assessment - широко распространенного исследования психического и физического здоровья студентов колледжей.
Затем команда попыталась выяснить, отражают ли эти опросы диагностируемые проблемы с психическим здоровьем. В частности, около 500 студентов ответили на вопросы Национальной оценки здоровья в колледже и проверенных скрининговых инструментов для выявления депрессии и тревожности. Они обнаружили, что показатели психического здоровья по результатам оценки предсказывают результаты скрининга. Это позволило предположить, что снижение уровня благополучия по результатам опроса в колледже является верным признаком соответствующего роста диагностируемых психических расстройств.
По сравнению с кампусами, которые еще не получили доступ к Facebook, в кампусах колледжей с Facebook на 2 процентных пункта увеличилось число студентов, соответствующих диагностическим критериям тревоги или депрессии, обнаружила команда.
Когда речь идет о том, чтобы показать причинно-следственную связь между использованием социальных сетей подростками и ухудшением психического здоровья, «это исследование действительно является ключевым», - говорит Каннингем.
Потребность в деталях
Сегодняшний социальный медиаландшафт значительно отличается от того, который был 20 лет назад. По словам Шрума, Facebook теперь оптимизирован для максимальной зависимости, а другие новые платформы, такие как Snapchat, Instagram и TikTok, скопировали и развили эти функции. В сочетании с повсеместным распространением социальных сетей в целом, негативное влияние на психическое здоровье может быть более значительным.
Кроме того, исследования социальных сетей, как правило, сосредоточены на молодых людях - более легкой для изучения группе, чем несовершеннолетние. Это необходимо изменить, считает Каннингем. «Большинство из нас беспокоятся о наших старшеклассниках и подростках».
И поэтому исследователи должны соответствующим образом перестроиться. Крайне важно, что простое сравнение пользователей и непользователей социальных сетей больше не имеет смысла. Как следует из работы Орбена и Пшибыльски, опубликованной в 2022 году, подросток, не пользующийся социальными сетями, вполне может чувствовать себя хуже, чем тот, кто заходит в них ненадолго.
По словам Каннингема, исследователи также должны разобраться, почему и при каких обстоятельствах использование социальных сетей может нанести вред психическому здоровью. Объяснений этой связи много. Например, считается, что социальные сети вытесняют другие виды активности или повышают вероятность того, что люди будут сравнивать себя с другими. Но исследования на основе больших данных, опирающиеся на существующие опросы и статистические анализы, не могут ответить на эти более глубокие вопросы. «В таких работах нет ничего, о чем можно было бы узнать... чтобы найти эти правдоподобные механизмы», - говорит Каннингем.
Одной из попыток понять использование социальных сетей с этой более детальной точки зрения является проект SMART Schools Бирмингемского университета в Англии. Педагог Виктория Гудиер и ее команда сравнивают показатели психического и физического здоровья детей, посещающих школы, в которых ограничено использование мобильных телефонов, с теми, кто учится в школах без такой политики. Ученые описали протокол этого исследования 30 школ и более 1000 учеников в июльском выпуске BMJ Open.
Гудиер и его коллеги также сочетают естественный эксперимент с качественным исследованием. Они провели 36 фокус-групп по пять человек, в каждую из которых входили все ученики, все родители или все преподаватели в шести из этих школ. Команда надеется узнать, как школьники используют свои телефоны в течение дня, как они себя чувствуют и что думают разные участники об ограничениях на использование мобильных телефонов в течение учебного дня.
Разговор с подростками и теми, кто находится в их окружении, - лучший способ выяснить механизмы, с помощью которых социальные сети влияют на самочувствие - в лучшую или худшую сторону, считает Гудиер. Однако переход от больших данных к такому более личному подходу требует значительного времени и усилий. «Социальные медиа развиваются очень быстро и стремительн», - говорит она. «А исследованиям требуется много времени, чтобы догнать этот процесс».
Однако до тех пор, пока этот процесс не будет наверстан, исследователи не смогут дать достаточно рекомендаций. «Какие рекомендации мы могли бы дать молодым людям, родителям и школам, чтобы помочь сохранить положительные стороны использования социальных сетей?» - спрашивает Гудиер. - «Пока нет конкретных доказательств».
Суджата Гупта