Самый надёжный способ обеспечить правильную организацию жизни – это заменить виртуальное взаимодействие на реальную деятельность в оффлайне ...
15 декабря в корпоративном блоге Facebook был опубликован пост, подписанный руководителем исследовательской группы этой социальной сети (директором по исследованиям) Дэвидом Гринсбергом (David Ginsberg) и научным сотрудником Facebook, социальным психологом Мойрой Бёрк (Moira Burke), в котором приводятся данные свежих исследований о воздействии социальных сетей на эмоциональное самочувствие человека.
Данную публикацию надо интерпретировать как защитную реакцию Facebook на то и дело звучащие в адрес социальных сетей обвинения в том, что их воздействие на психику человека в целом неблагоприятно: они способствуют развитию депрессии, увеличивают число детских и подростковых самоубийств и т.д. Просто так отмахнуться от этих обвинений нельзя, так как они имеют под собой базу в виде достоверных научных исследований. Так, например, в феврале этого (2017) года были опубликованы результаты долговременного исследования влияния соцсетей (и именно Facebook) на ощущение благополучности, проведенного исследователями Холли Шакья (Holly Shakya) из Калифорнийского университета и Николасом Кристакисом (Nicholas Christakis) из Йельского университета. Ученые анализировали результаты опросов пользователей социальных сетей (Gallup Panel). Сравнивались данные по одним и тем же пользователем за 2013, 2014 и 2015 годы. Общий вывод звучал так: соцсети делают человека менее счастливым. Статистически это проявляется в виде следующей закономерности: каждое увеличение числа «лайков», кликов по ссылкам и обновлений статуса на 1% снижает на 5-8% ощущение эмоционального самочувствия.
Каждый из этих типов активностей – «лайки», размещение публикаций и переход по ссылкам – оценивался отдельно. Исследователи ожидали, что контент от других людей, имеющих значительное число «лайков», с большой вероятностью приведет к критическому восприятию самих себя и снизит самооценку, но, как оказалось, и другие виды активности – обновление собственного статуса и клики по ссылкам – дают аналогичный эффект. Чем дольше человек проведёт в сети, тем больше это снизит его ощущение благополучности. Компенсировать это могут лишь личные, внесетевые отношения между людьми.
Представителям Facebook известны эти результаты. Они не называют имён Холли Шакья и Николаса Кристакиса, перечисляя тех ученых, с которыми работают, но упоминают Калифорнийский и Йельский университеты. Разбирая влияние соцсетей, Д. Гринсберг и М.Бёрк разделяют плохое и хорошее. Говоря о плохом, они как раз пользуются упомянутым выше исследованием, но несколько иначе подают его результат. В интерпретации фэйсбуковцев главным выводом является то, что психическое самочувствие хуже у тех, кто отклоняется от средних показателей (у кого в два раза больше «лайков» или в 4 раза больше кликов по ссылкам, чем среднее по массиву). Это смещение акцента позволяет из общей проблемы сделать частную, мол, страдают самые заядлые.
В противовес плохому представители Facebook находят и хорошее. Их собственное исследование, проведённое совместно с Робертом Краутом в университете Карнеги-Меллон, показало, что возможен и положительный эффект, который достигается только в том случае, когда человек не просто обновляет свой статус, а ведёт личную переписку. И в этом случае рост эмоционального благополучия при общении онлайн даже может перекрывать эффект от общения лицом к лицу.
Улучшение эмоционального состояния также достигается в результате просмотра своих прошлых публикаций (это воздействует более позитивно, чем просмотр чужих публикаций) – таковы данные уже другого исследования. Ещё в одном исследовании студентам, провалившим некое задание, давался выбор из ряда сайтов, включая Facebook, и если студент выбирал Facebook, то он оказывался более счастливым, чем тот, кто выбрал Facebook, предварительно не испытав стресса. Так сказать, обнаружена «утешающая» функция социальной сети.
Однако все эти контрпримеры выглядят мелко. Похоже, что эти исследования проводились специально с целью найти что-нибудь, что можно засчитать в плюс. Очевидно, что в основном посещение соцсетей связано как раз с теми активностями, которые изучали Шакья и Кристакис: люди читают чужие посты, «лайкают», ходят по ссылкам, размещают информацию в своём блоге, и только параллельно с этим общаются персонально с другими пользователями сетей. В конце концов, для интенсивного общения с конкретными людьми есть мессенджеры. В функционале соцсетей главное – не это. А значит, общий вывод остаётся прежним: проводишь время в соцсети – ухудшаешь своё эмоциональное состояние, а значит, ухудшается и твоё восприятие окружающего мира. Мир начинает тебя сильнее тяготить и напрягать. Он выглядит хуже, чем есть, даже если он действительно становится хуже.
Хорошо известно, что притягательная сила социальных сетей во многом состоит в том, что, используя их, ты кажешься себя занятым чем-то действительно социально значимым. Тогда как самый надёжный способ обеспечить правильную организацию жизни – это заменить виртуальное взаимодействие на реальную деятельность в офлайне.
Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»