Плановые поступления акцизов на сладкую газировку в размере 25 млрд. руб. составляют менее 0,1% от объема российского рынка безалкогольных напитков в 3 трлн руб. Это почти в 20 раз меньше поступлений акциза на алкоголь, как из-за в разы меньших ставок в расчёте на литр, так и из-за выведения из-под акциза синтетических сахарозаменителей и якобы соков.
Целесообразно поднять до уровня акциза на пиво акциз на сладкую газировку (с 7 до 27 руб. за литр), расширив его на любые газированные напитки (кроме просто воды) и соки, особенно на энергетики.
Акцизы на пиво индексируются с резким отставанием от роста номинальных зарплат (8% и 37% за два года соответственно), акциз на газировку не индексируется вовсе, только акциз на водку соответствует динамике средних зарплат, акциз на вино – в разы ее обгоняет.
Предлагается ввести акциз на снеки и кондитерскую продукцию длительного хранения, объем рынка которых и сомнительность для здоровья сопоставимы с половиной рынка безалкогольных напитков, и на котором значительную долю занимают американские бренды, как и в напитках.
Суммарно с акцизами на алкоголь и такого же масштаба, акцизы на безалкогольные напитки, снеки и кондитерку будут сравнимы с федеральными расходами на здравоохранение.
Чем питаются наши дети и молодежь? Зачастую это перекусы набегу со сладкой газировкой, сладкими батончиками, чипсами несколько раз в день. Многие молодые люди выпивают за день по паре литров газировки и съедают по несколько батончиков на второй завтрак, полдник, просто между делом.
Этому способствует доступность газировки и снеков, когда маленькие магазинчики и ларьки, вендинговые аппараты в общественных местах и офисах завалены именно такой продукцией. Многое из этой продукции сомнительного качества, много импортного, в том числе из недружественных стран.
Даже соки стали, по сути, аналогами сладкой газировки, только без газов. Собственно натуральные соки занимают малую долю в напитке, чтобы только можно было вынести слово «сок» в название. В основном же якобы соки состоят из разнообразной химии, делающей их малополезными для организма.
Почему речь идет именно о молодёжи? Люди зрелого возраста и особенно возрастные нередко уже ощущают проблемы со здоровьем и стараются ограничить потребление газировки и снеков и перейти на более качественные продукты. Молодежь же, как правило, не ощущает проблем со здоровьем и просто не думает о важности правильного питания.
Отдельный и ещё более потенциально болезненный вопрос – это резкий рост потребления энергетиков среди молодёжи, что пока не привлекло должного внимания государства ни в плане здравоохранения, ни в плане акцизов.
Несколько лет назад были введены акцизы на сладкую газировку, и это стало важным первым шагом в правильном направлении. До того был очевиден вред алкоголя и табака и соответственно действовали акцизы на них, а вот вред сладкой газировки и снеков акцизная политика отрицала.
Надо заметить, что были введены небольшие акцизы, и только на сладкую газировку и на ограниченный перечень сахаросодержащих веществ. Самое удивительное, что под акцизы попал сахар натурального происхождения, но не попали многочисленные сахарозаменители. В Совете Федерации РФ при обсуждении соответствующего закона указывали на необоснованность выведения из-под акциза напитков с синтетическими заменителями сахара. После введения акциза ключевые СМИ опубликовали статьи с заголовками, что крупнейшие производители газировки перешли на сахарозаменители.
Следует процитировать Налоговый кодекс РФ (ст.181, п.1.23 и п.3): «Сахаросодержащими напитками признаются …, в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и сироп с сахаром … более 5 граммов на 10 мл напитка». «Не признаются сахаросодержащими напитками … соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы». Опубликованы также несколько разъясняющих писем Минфина и Федеральной налоговой службы, отсылающих к этому перечню сахаров и признающих его исчерпывающим (например, Письмо Минфина от 4 июля 2024 года № СД-4-3/7559).
Ставка акциза составляет 7 руб. за литр напитка с момента его введения в 2023 году, и пока нет принятых решений о его индексации в 2024 году и на 2025 год. Поллитровая "Кока-кола" или "Пепси" продается в рознице примерно за 100 руб., и акциз в размере 3,5 руб. просто не серьезен. Отечественная газировка редко когда продается дешевле 60-70 руб. за пол-литра, и акциз в ней составляет смешные 5-6% цены.
На счёт "Кока-колы" и "Пепси" вообще возникает вопрос, почему ряд крупнейших сетевых магазинов возобновили их продажу? Буквально, в одном из крупнейших супермаркетов встречается "Кока-кола" польского разлива. Допустим, многие в нашей стране прочно подсели именно на такие напитки и без них, как без алкоголя, теперь не могут. Тогда почему акциз столь мал и почему польская "Кока-кола"?
По данным СМИ, объём производства безалкогольных напитков в 2023 году составил 19,8 млрд литров, плюс изрядная доля импортных напитков. СМИ также сообщали, что средняя цена газировки со вкусом "колы" составила 146 руб. за бутылку в июне 2024 года, с ростом на 11% за год (бутылка от 0,3 до 1,5 л). Умножив объёмы на рубли и признав упрощённо среднюю бутылку литровой (на самом деле объем меньший), получим стоимость всех напитков в 2,9 трлн руб.
Акциз на газировку в бюджете на 2024-2026 годы оценивался по 25 млрд руб. ежегодно, то есть менее одной десятой процента от объема рынка безалкогольных напитков. То есть нужный первый шаг в обложении сладости-вредности сделан, но он чисто символический и явно нуждается в полноценном следующем шаге.
Возможно, такой первый этап был нужен для наладки налогового контроля над новым видом акциза. При этом следует заметить, что в нашей стране с 1 декабря 2023 года действует обязательная маркировка безалкогольных напитков в системе «Честный знак». Удивительно, но эта система распространяется на все напитки с натуральными и синтетическими подсластителями, на газировки и соки. И тут третий раз приходится констатировать, что напиток с газами с натуральным сахаром признан вредным, а с сахарозаменителями и без газа – не вредным и не подакцизным.
Для сравнения: СМИ со ссылкой на Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынком сообщали, что покупки алкогольной продукции составили 229,5 млн дал в 2023 году без учета пива и сидра, плюс 89,5 млн дал пивных напитков, то есть суммарно 3,2 млрд литров, в 6 раз меньше объема продаж безалкогольных напитков. Акцизов на алкоголь поступило в бюджет в 2023 году 473 млрд руб., почти в 20 раз больше поступлений акцизов на сладкую газировку.
Это же ведомство сообщало, что среднестатистический взрослый россиянин выпивает за год 106 бутылок пива, 11 бутылок водки, 6 бутылок вина и 4 бутылки коньяка. Не исключено, что для здоровья весьма обременительны не только бутылка пива примерно раз в три дня (отталкиваясь от 106 бутылок в год), но и бутылка условной "колы" раз в два дня (если половину потребления безалкогольных напитков признать водой без подсластителей и бутылку взять по пол литра). Если же разнести бутылку условной "колы" не на всё население, а только на молодёжь в возрасте 15-35 лет как основных потребителей этих напитков (примерно четверть населения), то получится уже по две бутылки в день.
На сколько подавляющая часть якобы соков далека от реальных соков, написано много статей в СМИ и научных журналах. Каждый из нас может прочитать мелким шрифтом внушительный состав химических соединений, а часто и указание очень малой доли содержания реального сока.
Обратим теперь внимание на динамику индексации акцизов. Акциз на пиво крепостью до 8,6% и медовуху составит 27 руб. за литр с 1 января 2025 года, в 2023 году был 26 руб. и в 2022 году – 25 руб., акциз на водку 669 руб., 490 руб. и 471 руб. соответственно, а акциз на вино с содержанием алкоголя до 18% – 147 руб., 34 руб. и 33 руб..
То есть акциз на вино увеличен в 4,5 раза к 2025 году относительно 2022 года, акциз на водку – на 42%, тогда как акциз на пиво – на 8%, а акциз на сладкую газировку вообще остается без индексации. Для сравнения: средняя зарплата составила 62 тыс. руб. в июле 2022 года и 85 тыс. руб. в июле 2024 года, т.е. с ростом на 37%.
Чтобы не было никаких ухищрений с химическим составом безалкогольных напитков, целесообразно ввести единый акциз на все напитки (газировку и соки), за исключением просто воды и минеральной воды без каких-либо вкусовых добавок. Размер единого акциза на газировку и соки следует поднять хотя бы до уровня акциза на пиво, учитывая схожую сомнительную полезность и объемы потребления напитков обоих типов.
Поступления гипотетического акциза на сладкие и несладкие снеки также могут быть сопоставимы с поступлениями акциза на алкоголь.
Объем рынка кондитерских изделий оценивался в СМИ в 4 млн тонн в 2023 году, из которых на шоколад и сахаристые изделия пришлось 48%, мучные изделия длительного хранения – 42%, мучные изделия недлительного хранения – 8% и прочие 2%. СМИ со ссылкой на Росстат также указывали на объем розничных продаж кондитерских изделий около 1,6-1,7 трлн руб. в 2023 году. Это более половины стоимости продаж безалкогольных напитков. Хотя без учета несладких и столь же ненужных для массового потребления всевозможных чипсов.
Какие бренды доминируют на российском рынке кондитерки длительного хранения? Ответ очевиден просто на основе обзора типичного магазинчика или вендингового аппарата – это псевдошоколадные батончики и плитки западных брендов, а также многочисленные печеньки западных же брендов.
Не только американские гиганты газировки "Кока-кола" и "Пепси" фактически остались на российском рынке в качестве ведущих производителей (пусть под новым брендом) и продавцов (изрядной доли импорта классических брендов), но и американские "Марс" ("Сникерс", "Марс", "Твикс", "Милки уэй") и Мон’дэлис ("Альпен голд", "Пикник", "Дирол" и т.п).
На фоне американских кондитерских брендов даже известнейшие советские "Бабаевский" или "Красный Октябрь" малозаметны на прилавках. Корейский "Орион" или греческая "Чипита" по выручке в России сопоставимы с таким отечественным гигантом, как "Невский кондитер".
Получается, что спорить о блокировке американского Ютуба и даже переходить к ограничительным действиям можно, возвратить в отечественное лоно крупнейшую пивоваренную компанию «Балтика» можно, в разы повысить акциз на алкоголь из недружественных стран тоже можно, но пока почему-то нельзя обложить существенными акцизами американскую газировку и вытеснить американские кондитерские бренды.
Ещё удивительно, что в рейтинге крупнейших предприятий кондитерской промышленности России в топ-30 за 2022 год на первом месте стоит производитель снеков, с выручкой в 3 раза больше выручки крупнейшего производителя конфет советских брендов.
Система обязательной маркировки "Честный знак" распространяется на все напитки, сладкие и несладкие, газированные и соки, но пока не распространяется на кондитерские изделия и снеки (а вот на корма для животных распространяется). Задачей "Честного знака" является борьба с контрафактом, некачественными и откровенно вредными для здоровья товарами, а некачественная кондитерка на российском рынке бывает не реже некачественных напитков, хотя, к счастью, случаев отравления кондитеркой мало.
Как минимум, гипотетический акциз на кондитерку и снеки можно первоначально распространить на крупных производителей от некоторой фиксированной выручки, например, от 10 млрд руб. в год. Из-под акциза можно вывести кондитерку традиционных советских рецептов (конфеты "Мишки" и т.п.), производителей исторических и локальных брендов с классической рецептурой (например, тульские пряники).
Для сравнения: расходы федерального бюджета на здравоохранение запланированы в размере 1,6 трлн руб. на 2024 год, примерно в 3 раза больше поступлений акцизов на алкоголь. Если расширить акциз на всю газировку и соки и поднять его до уровня пива, а также ввести подобный акциз на сладкие и несладкие снеки, то вместе с акцизами на алкоголь получится сумма, равная федеральным расходам на медицину.
В принципе Федеральный бюджет в 2024 году и на 2025 год находится в очень хорошей форме, несмотря на все вызовы СВО и санкций. Казалось бы, нет никакой нужды сейчас столь серьезно увеличивать акцизы на газировку и вводить акцизы на снеки. Однако вопрос не столько в наполнении бюджета, сколько в здоровье граждан, в необходимости продолжить обуздание потребления ненужного для здоровья. Пусть из-за акциза 13 рублей за пол-литра колы, энергетика или псевдосока (уровня акциза на пиво), молодёжь станет хоть немного чаще выбирать бутылку просто воды. А ещё лучше – не покупать сладкую газировку и снеки в принципе, а пить, например, морсы домашнего приготовления.
Автор - доктор экономических нук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Сергей Ануреев