Бывает, нам не удается решить проблему, как бы мы ни старались рассуждать логически. Когда рациональное левое полушарие бессильно, на помощь приходит творческое правое. Один из эффективных способов работы с ним — сказкотерапия. Что это за метод и как он помогает решить, казалось бы, нерешаемую проблему, рассказывает психолог Елена Мкртычан.
Сначала она была основным источником информации, позволяла передавать знания о жизни, хранить историю. Потом стала инструментом, который помогает детям гармонично развиваться, как умственно, так и эмоционально. В сказках можно найти и объяснение физических законов, и архетипы человеческих характеров, и всевозможные варианты конфликтов и семейных ситуаций, и типы поведения в них.
Если ребенок пропускает «сказочный» этап образования, у него не формируется собственный жизненный алгоритм, а на его отношение к жизни начинают влиять взрослые установки, зачастую субъективные.
Дети, которым не читали сказок, в группе «риска». Вырастая, любую проблему они пытаются решить разумно, логически, используя стандартные ходы и приемы и игнорируя интуитивный правополушарный потенциал, способность действовать творчески, вдохновенно, по наитию. Они не живут, а все время что-то героически преодолевают.
Левое полушарие ищет всему объяснение и не признает чудес. А правое признает — и притягивает их
Они не дают волю воображению, а ведь все, что можно придумать и представить, можно и осуществить. Причем не в воображении, а в реальности. Левое полушарие ищет всему объяснение и не признает чудес. А правое полушарие признает. И, более того, умеет их осуществлять и даже вызывать и притягивать.
Правое полушарие оперирует нелогичными обстоятельствами, да так, что левое не успевает это отследить и зафиксировать. «Как у тебя получилось?» — недоумевает разумное левое полушарие. «Каким-то чудом!» — отвечает правое, хотя это ничего не объясняет. Тем приятнее столкнуться с «чудесными» результатами правополушарной работы, объяснимыми с точки зрения нейрофизиологии и психологии.
Зачем писать свою сказку
Когда мы придумываем сказку по всем правилам, с помощью знакомых с детства образов, то запускаем алгоритм собственного кодового мышления, которое задействует наши сильные стороны, весь мыслительный и эмоциональный потенциал.
Это мышление дано нам от рождения, оно свободно от стереотипов, навязанных воспитанием, «взрослой» логикой, родительскими установками, традициями. Запуская и используя в дальнейшем этот алгоритм, мы учимся выходить из жизненных тупиков.
Вспомните: наверняка вы или ваши знакомые когда-нибудь попадали в заколдованный круг. Несмотря на все усилия, череда неудач никак не обрывалась, все повторялось снова и снова...
Классический пример — когда «и умница, и красавица» остается в одиночестве. Или, например, все предпосылки, и ум, и образование, и талант, налицо, а подходящую работу найти не получается. А кто-то случайно оказывается в нужное время в нужном месте, встречает в коридоре однокурсника — и помощь приходит с неожиданной стороны и без особых усилий. Почему?
Это может значить, что мы склонны все усложнять, пускать в свою жизнь лишних персонажей, предпринимать ненужные усилия
Те, кому не везет, жалуются: «Я же все правильно делаю! Выкладываюсь по максимуму!» А просто нужная «кнопка» в мозгу не включена и, даже делая «все правильно», мы что-то упускаем, недожимаем и в результате не получаем того, чего хотим.
Если проблема не решается на уровне логики, время подключить правое полушарие. Написанная нами сказка обнаруживает те коды, кнопки и рычаги, которые мозг использует при преодолении препятствий, в решении проблем, в строительстве отношений. Мы начинаем видеть больше возможностей, перестаем их упускать, вырываемся из того самого заколдованного круга. Этот алгоритм начинает работать на бессознательном уровне.
Мы как бы набираем код — и сейф открывается. Но для этого код должен быть подобран правильно, сказка написана стройно, логично, без искажений.
Сделать это сложно, особенно с первого раза. Мы то и дело сбиваемся на стереотипы, теряем нить повествования, придумываем второстепенных персонажей, которые не играют особой роли. А еще постоянно включаем логику, пытаемся рационализировать то, что должно оставаться волшебным.
Это может значить, что и в реальной жизни мы склонны излишне рефлексировать, все усложнять, пускать в свою жизнь лишних персонажей, предпринимать ненужные усилия.
Но когда сказка все это выявляет, с этим уже можно работать.
Пишем сказку: инструкция для взрослых
1. Придумайте сказочный сюжет, перипетии которого будут понятны 5-6-летнему ребенку.
Это возраст, когда абстрактное мышление еще не сформировано, ребенок воспринимает информацию о мире через зрительные образы. А лучше всего они представлены в сказочных историях, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, цельный образ мира.
2. Начните с классической фразы («Жили-были...», «В некотором царстве, некотором государстве»), отвечающей на вопрос, кто действующие лица сказки.
3. Не усложняйте образы героев: они должны быть представителями либо добра, либо зла.
4. Следите за логикой развития сюжета и причинно-следственными связями. Когда в сказке свершается зло, должно быть понятно, кто, как и зачем его совершает. Логическая стройность сюжета соответствует стройности наших мыслительных операций. А добившись ее, мы добьемся и жизненных целей.
5. Помните, что один из основных двигателей сказочного сюжета — волшебство, чудо. Не забывайте применять нелогичные, нерациональные, сказочные сюжетные ходы: «вдруг из-под земли выросла избушка», «она взмахнула волшебной палочкой — и царевич ожил». Используйте волшебные предметы: клубок, гребень, зеркальце.
Если бы вашу сказку слушал ребенок, выдержал бы он это нагромождение подробностей? Нет, он бы заскучал и сбежал
6. Удерживайте перед глазами картинку. Рассказывая историю, следите за тем, чтобы каждый момент можно было представить в виде яркой картинки. Никакой абстракции — только конкретика. «Принцесса впечатлилась» — это абстрактно, «принцесса упала ни жива, ни мертва» — наглядно.
7. Не усложняйте и не удлиняйте сюжет. Если бы вашу сказку слушал ребенок, выдержал бы он все это нагромождение подробностей? Нет, он бы заскучал и сбежал. Старайтесь удерживать его внимание.
8. Завершите сказку классической ритмичной фразой, но не выводом и не моралью сказанного, а скорее «пробкой», закупоривающей повествование: «Вот и сказочке конец, а кто слушал...», «И жили они долго и счастливо».
9. Дайте сказке название. Включите в него имена персонажей или названия конкретных предметов, но не абстрактные понятия. Не «О любви и верности», а «О белой королеве и черном цветке».
В процессе написания сказки важно ориентироваться на телесные ощущения. Начинает подташнивать? Значит, мысль запуталась, ушла в сторону. Надо вернуться к отправной точке и искать, где произошел сбой. Поймали вдохновение, «заиграл» адреналин, вы разрумянились? Вы на верном пути.
Если собственный сюжет не рождается, можно взять за основу один из многих уже существующих — вам захочется внести в него изменения.
И пусть сказка со счастливым концом станет вашим первым шагом к счастливой жизни!
Елена Мкртычан, психотерапевт, психолог, арт-терапевт