Проблемы лишнего веса новыми назвать трудно – ожирение и раньше вызывало тревогу у медиков. Но никогда прежде их слова не звучали столь пугающе. Ведущая программы "Вакцина правды" Олеся Лосева выяснит у врача-диетолога, доктора медицинских наук Алексея Ковалькова, почему так происходит, как есть и не толстеть.
Пандемия коронавирусной инфекции может спровоцировать эпидемию ожирения, говорят специалисты. Болезненная полнота и раньше была серьёзной проблемой, но самоизоляция, стресс, который многие привыкли заедать, холодильник, ставший доступным для людей, перешедших на дистанционную работу, и некоторые другие факторы спровоцировали увеличение заболеваний, связанных с ожирением.
Если проблему не решать, она будет усугубляться
Насколько остро стоит сейчас проблема ожирения? Ответить на этот вопрос Олеся Лосева попросила доктора медицинских наук Алексея Ковалькова.
Алексей Ковальков: Если какую-то проблему не решать, то, естественно, она будет развиваться. Это касается любой области. Существует болезнь "ожирение", которая входит в классификацию международных заболеваний и признана во всём мире. Но решается ли эта проблема на государственном уровне, как у нас в России, так и за рубежом? У нас ни в одной поликлинике нет штатной единицы диетолога. Нигде, кроме Института питания РАН, получить бесплатное лечение вы не сможете.
Многие люди страдают ожирением, а им телевидение, радио, книги внушают, что вся причина – в чревоугодии, что это их личная проблема. Хотя все знают, что есть люди, которые вообще не набирают вес независимо от их питания, при этом другие – всю жизнь ведут свою борьбу с весом, ходят в спортзалы, сидят на диетах – а результата не видят.
– А с чем это связано?
– Одни здоровы, а другие больны. И причин заболевания очень много, начиная от дисбаланса жиросжигающих и жиронакапливающих гормонов, что тоже имеет массу своих причин.
– Согласно разнообразным исследованиям, за время пандемии в весе прибавил каждый третий человек на планете. По данным Минздрава России, у нас в стране 42 миллиона человек страдают ожирением. Кто-то набирает вес, кому-то удаётся похудеть. С чем это связано? С особенностями организма или с нежеланием заниматься спортом?
– Спорт здесь вообще ни при чём. Есть люди, которые годами ходят в спортзал, но всё равно полные. Они не могут понять, что лишний вес – это заболевание.
Если говорить о питании, то тут вопрос не в том, что один человек ест, а другой себя ограничивает. Вопрос в том, что именно заставляет человека есть или не есть. Часто говорят – это всё в голове. Нет, причина в другом – это биохимия.
Но вот государство сообщило нам цифры о количестве больных ожирением, которые вызывают беспокойство. А что государство сделало, чтобы решить эту проблему? Это не сугубо индивидуальная проблема отдельно взятого человека.
Почти каждый человек с лишним весом имеет гормональный дисбаланс
– Но не у каждого четвёртого есть заболевание, которое мешает ему сбросить вес?
– Представьте себе, практически у каждого пациента, который приходит к нам в клинику, мы обнаруживаем гормональный дисбаланс. Практически у всех, у 90%, если быть честными. И если не лечить, то получается, что идёт борьба не с болезнью, а только с её симптомом. Предположим, у человека поднялась высокая температура. Из-за чего это произошло, он не знает – может, пневмония, может, тонзиллит, может быть, зуб нарывает. Но человек просто сбивает температуру. А сама болезнь и не диагностирована, и человека не вылечили. Температура опять будет подниматься.
То же самое с лишним весом. Человек перманентно садится на диету, особенно женщины. А вес чуть отступит, а потом опять возвращается. Особенно часто это случается с женщинами. И меня всегда удивляет – где же она, эта женская интуиция, если 33 раза после диеты вес опять возвращается, надо подумать – а в чём же причина, разве только в питании? Не лучше ли найти причину лишнего веса и устранить её?
– То есть вы настаиваете на том, что если человек вдруг начинает полнеть, независимо от того, много он ест или мало, надо обязательно идти обследоваться?
– Конечно. И это совершенно нормально. Почему-то, если у мамы ребёнок или отстаёт в росте или, наоборот, слишком быстро растёт, это вызывает тревогу, и она ведёт его к специалисту, к эндокринологу, чтобы проверить гормоны. Но если ребёнок растёт в ширину, то сразу делается вывод – это чревоугодие, это неумение себя контролировать в питании. А тут нужна медицинская помощь.
Если взять общее количество людей, страдающих ожирением, то это 23% от всего населения. А среди взрослых – примерно 60%. Получается, что больных не меньше, чем при ковиде. Это значит, что в каждом регионе необходимо создавать как минимум одну клиническую больницу. Но денег на это у государства, естественно, нет. И получается – это ваша проблема, разбирайтесь с ней, как хотите?
– При этом вы не отрицаете, что есть люди, которые хотят похудеть, но ничего для этого не делают. Таких ведь немало, к примеру, тех, кто просто неправильно питается. Даже здоровый человек, если он будет начинать утро с тарелки макарон, на обед разрезать себе батон, намазывая его вареньем, как в фильме "Девчата", а на ужин баловать себя тортами, чизкейками и так далее, то через какое-то время его разнесёт до невероятных размеров. А есть ещё и люди, которые питаются исключительно мучными продуктами или фаст-фудом, да ещё и детей к этому приучают. Разве от неправильного питания не может произойти гормональный сбой?
– К нам на приём иногда приходят люди, которые не могут набрать вес, они неумеренно едят, но всё равно остаются худыми. Это тоже говорит о том, что есть проблемы со здоровьем. И таких людей немало – они хоть таз макарон съедят, а всё равно будут худеть. Опять-таки дело в гормонах, в совокупности их действия. И, конечно, имеет значение возраст – у молодых метаболизм лучше.
– Специалисты говорят о том, что течение ковида осложняется высоким индексом массы тела. Вы согласны с таким утверждением?
– Да, больных ковидом укладывают в больнице на живот, а полным людям на животе лежать сложно. То есть, действительно, когда человек очень тучный, большой, ему тяжело и лежать, и дышать, и жир поднимает лёгкие. Конечно, это осложняет протекание коронавирусной инфекции.
А представьте себе, какая нагрузка на суставы у таких людей? 60 лишних килограммов – это как машинку стиральную на себе носить. Ко мне как-то раз пришла пациентка и рассказала, что ей нужна операция на тазобедренном суставе, проблемы с которым спровоцировал лишний вес. Но и на операцию её не берут из-за ожирения, поэтому ей надо было похудеть. Но после того как женщина скинула лишний вес, сустав перестал её беспокоить. И она решила – вроде бы и операцию теперь делать не надо.
– А как лечить ожирение? Человек сдал анализы, выявили какой-то гормональный сбой, назначают медикаменты, рекомендуют какой-то систематизированный подход с корректировкой питания. Как это происходит и сколько времени занимает лечение?
– В каждом случае подход индивидуальный. Сначала надо найти причину ожирения, без этого ничего не получится. Поэтому проводятся исследования, пациент сдаёт необходимые анализы. После этого только начинается само лечение. Ни о какой диете речь вообще не идёт, если не восстановлен гормональный фон. И если у человека сахарный диабет, то похудеть очень сложно. А ведь инсулинозависимых больных диабетом первого типа очень много, по некоторым данным, их порядка 30 миллионов. А сколько людей ещё не знают о своей болезни? Сколько не диагностированы?
При этом больных диабетом не вылечивают, их поддерживают медикаментозным лечением. Кому это выгодно? Фармкорпорациям, которые производят инсулин.
– Вы хотите сказать, что есть уже средства, способные исцелить от сахарного диабета?
– Конечно, он излечим на начальных стадиях, когда речь идёт о преддиабете. Но чтобы этот момент "поймать", необходимо сделать анализы, но у нас они не входят в ОМС, то есть эти анализы только платные. А почему не бесплатно в поликлинике?
Но как только пациенту уже начали колоть инсулин, то это уже на всю жизнь, обратного пути нет, потому что погибают клетки, которые сами вырабатывают инсулин в поджелудочной железе. И человек пожизненно вынужден вводить себе препарат.
Белый хлеб – почти наркотик?
– Что влияет на развитие сахарного диабета? Я понимаю, что вопрос сложный, учёные до сих пор пытаются понять, откуда он берётся, этот сахарный диабет.
– Потребление сахара, в первую очередь. Но не только. Допустим, белый хлеб имеет гликемический индекс, по которому оценивается содержание углеводов в продуктах, около 86. А сахар-рафинад – 68, то есть намного меньше. Получается, что один кусок белого хлеба может поднять сахар в крови быстрее, чем рафинад. А кто у нас может отказаться от хлеба? Многие без него просто не наедаются, как они говорят. Про булочки даже не напоминаю. А связано это с тем, что в хлебе присутствуют вещества экзорфины, которые открыли два года назад. У нас в организме вырабатываются допамин, серотонин, окситоцин и так далее, то, что называется "гормонами счастья". А в хлебе – экзорфины, опиоидные фрагменты, ряд белков. Поэтому именно хлеб является тем продуктом, который человек может употреблять годами, и он ему не надоедает. Все приедается – мясо, икра, деликатесы любые, но не хлеб.
– А если есть хлеб чёрный, ржаной или с отрубями?
– Это более полезно. Но много ли людей ест ржаной хлеб, да и какого он качества?
Дети и лишний вес – серьёзная проблема
– После 18 лет количество людей с избыточным весом увеличивается почти в 10 раз. Росстат назвал регионы, где дети чаще всего страдают от ожирения. Как выяснилось, больше всего подростков с лишним весом проживает в Краснодарском крае – 14 637 человек. Не сильно отстаёт и Санкт-Петербург – 14 035 детей с излишним весом. Как на проблемах с ожирением может сказываться регион проживания?
– В некоторых регионах на телевидении есть специальные программы, связанные с вопросами ожирения, где рассказывают, как надо питаться подростку или пожилым людям. Но вы часто такие программы видели в своём регионе? А в результате увеличивается число больных людей.
Нередко меня спрашивают: расскажите про правильное питание. Я всегда уточняю – правильное питание кого? Понятно, что питание должно быть сбалансированным. Но, как говорил академик РАН Алексей Покровский, сбалансированным питание должно быть с учётом индивидуальных особенностей каждого человека, сопутствующих заболеваний и тех задач, которые ставит перед собой врач в лечении этого человека.
Поэтому и общего подхода здесь быть в принципе не может. Теперь по поводу лишнего веса среди подростков. Это действительно так. На улице их много не увидишь. Но если зайти в поликлинику – это страна телепузиков, понятно, что приходят они туда с проблемами. А ещё недавно была другая беда – анорексия с булемией. И девушка с намёком на анорексию считалась едва ли не эталоном красоты. Хорошо, что сейчас поветрие уже другое – в моде девушки с фитнес-фигурами.
– Как понять, что человек толстый? Вот, к примеру, смотришь на девушку, она выглядит совершенно нормально, но считает себя "очень толстой". Как на самом деле мы можем понять, что у нас лишний вес и пора беспокоиться?
– Если мы говорим о заболевании, то это больше 10% избыточной массы тела от идеальной массы тела.
– А идеальный вес какой? Я всё время считала, что рост – минус вес.
– Это всё дремучее прошлое диетологии. Сейчас определяют приборами всё с точностью до грамма. Потому что у тех же бодибилдеров вес может состоять из мышечной массы. Он что, страдает ожирением? На самом деле у него нет никакого лишнего жира.
Для определения лишнего веса в каждой клинике диетологии есть специальные приборы, которые позволяют отслеживать в процессе лечения, за счёт чего человек теряет вес. Крайне нежелательно, если это происходит за счёт потери мышечной массы или за счёт воды.