Русские Вести

Прививки глазами генетика


К. Н. Гринберг, врач, зав. лабораторией клеточной феногенетики наследственной патологии.

Поговорим ещё раз о вакцинах и вакцинопрофилактике в СССР...

Считается, что недостатки – это продолжение достоинств... Можно усомниться в универсальности этого мнения хотя бы потому, что если принять его всерьёз, то придётся считаться с тем, что обилие недостатков предполагает такое же обилие достоинств. Однако в отношении нашего здравоохранения можно сказать, что некоторые его недостатки действительно являются продолжением достоинств.

На примере массовой вакцинации, негативные стороны которой рассмотрены уже во многих статьях центральной прессы, можно даже понять механизм превращения достоинств в недостатки. Суть этого механизма – застойность, рутинность мышления и, как следствие – дефектность действия.

Со студенческой скамьи я слышал, что преимуществом советского здравоохранения среди прочего является массовость охвата населения всевозможными оздоровительными мероприятиями, а также безоговорочная исполнительность периферических звеньев системы здравоохранения по отношению к распоряжениям из центра. Когда-то, после окончания гражданской войны и в последующие годы это, возможно, и было достоинством системы (в чём также можно усомниться...). Но оздоровление огромных масс населения, подчас неграмотного, очень затянулось. Ликвидация малярии, ришты, очагов особо опасных инфекций – несомненные и славные достижения отечественного здравоохранения.

Однако времена меняются, и то, что было достоинством, или вынужденной мерой, превратилось в недостаток, помеху, или даже порок. Занимались ли всерьёз ученые-медики нашей страны, эпидемиологи, инфекционисты, педиатры, иммунологи выяснением необходимости массовой обязательной вакцинации, и в частности, вакциной АКДС? То, что эта вакцина даёт наибольшее количество осложнений и даже летальности – известно давно. Измеримо ли соотношение между потенциальным ущербом от коклюша, дифтерии, столбняка (против которых используется АКДС) и реальным массовым ущербом в целом для здоровья детей с учётом поствакцинальных осложнений в разной степени? Изучалось ли действие соединения ртути – мертиолята, используемого в качестве консерванта в этой вакцине? Какие для этого использовались животные и другие биологические модели? Как себя чувствуют клетки in vitro, например, фибробласты человека или лимфоциты? Известно ли, что элементоорганические соединения (ЭОС) тяжёлых металлов, к которым относится мертиолят, оказывают существенное влияние на белки – известно ли это педиатрам, контролёрам вакцин и всем тем, кто разрешил использовать мертиолят у нас в стране? Кстати, а кто дал разрешение на использование его в нашей стране? На основании каких документов? Изучалось ли действие мертиолята, формальдегида, гидроокиси алюминия на каждый антиген в отдельности – на их белковую основу? Изучалось ли комплексное воздействие всех перечисленных химических веществ на каждый белковый антиген в отдельности?

И уж совсем удивительно, что Фармкомитет Минздрава СССР не знал о существовании этого вещества в нашей стране. Ртутное соединение... Есть все основания предполагать, что оно не безразлично для детского организма. Это вещество применяется в нашей стране уже много лет, но на основании каких документов? Думается, что всерьёз ни одних «требований» ни международных, ни ВОЗ наша страна не достигла, в противном случае мы бы не только помогали развивающимся странам по РПИ, но и продавали бы вакцины. Как известно, последнее отсутствует.

Продают Япония и США, Дания и Канада и другие государства. А мы ждём, когда нам кто-то что-то порекомендует.
Разговоры о том, что дозы малы, совершенно никуда не годятся, поскольку нет документов, подтверждающих эту версию.
Наряду с этим хорошо известно так называемое олигодинамическое действие тяжёлых металлов. Ничтожного количества металла в воде достаточно для того, чтобы убить, по крайней мере, большое количество микробных клеток. Вспомним «святую воду», которая никогда не портится, т. к. содержится в серебряном сосуде. Руководствуясь этим, в годы второй мировой войны на английском флоте для хранения пресной воды на подводных лодках использовали посеребрённые ёмкости... Спустя некоторое время было обнаружено, что у некоторых моряков возникают эпилептические припадки, чего не было у персонала тех субмарин, где не использовали таких ёмкостей.

В последнее время сообщаются весьма достоверные экспериментальные данные о том, что алюминий, широко вошедший в быт, повинен в явлениях преждевременного старения клеток мозга. Так что бездумное применение веществ, разнообразия действия которых на живые системы мы даже представить себе не можем, чревато катастрофами. В частности, о мертиоляте известно, что он хорошо предотвращает биологические жидкости от гниения. Все остальные сведения о нём необходимо почерпнуть из свойств ртутных солей, о нём самом известно, что мертиолят – сильнейший аллерген и клеточный яд!

Удивительно, как мы не способны извлекать уроки из событий не то что отдалённого прошлого, но и из текущей жизни.
Безмозглое применение пестицидов (а мертиолят – пестицид!), гербицидов и минеральных удобрений приводит к экологическим катастрофам, разрушает природные биоценозы, наносит ущерб здоровью людей. Но наш организм – это тоже экологическая система, и бездумное внесение в эту систему заведомого яда может иметь плачевные последствия.

Короче говоря, организм человека слишком сложен, чувствительность разных людей и чувствительность разных систем организма к действию таких ядов, как мертиолят, может сильно варьировать, риск тяжёлых и необратимых изменений слишком велик.
Так стоит ли упорствовать в использовании потенциально опасного и высокотоксичного вещества, вводимого детям по приказу и всем подряд в вакцине, применяемой исключительно для профилактики?

Присутствуя на Учёном совете в ГосНИИ стандартизации и контроля вакцин, я убедился в том, что его добавление – гарант стерильности вакцин, стерильного способа приготовления вакцин. Но известно сколько угодно способов стерилизации без добавления химических веществ! Кто их на наших предприятиях испробовал?

Опять ждём чьих-то рекомендаций? А в результате ни за что не отвечаем. Новая технология должна сломать «вал», хотя это может удорожить продукцию. Но это не тот случай, когда нужно экономить. Ещё один тревожный аспект массовой и обязательной вакцинации. В нашей стране упорно игнорируются международные примеры в законодательстве, например, об обязательном предварительном собеседовании с родителями перед вакцинацией детей. Наши дети, приходя из детского сада или из школы, сообщают: «А нам делали уколы»...

Правда, часть грамотных родителей, зная о тяжёлых поствакцинальных осложнениях, запасаются справками об отводе их детей от вакцинации. Последнее было подчёркнуто также на Учёном совете в ГИСКе 30 января 1987 года педиатром из Института педиатрии АМН СССР А. Ф. Соколовой, которая привела в пример таких родителей из присутствующих на этом совете мам и бабушек. И другие интересные моменты стали известны из выступления этого специалиста: реакции практически одинаковые как на АКДС, так и на АДС; тяжесть реакций не уменьшается по сравнению с 1967 г. – «это говорит о том, что вакцина АКДС не совершенствовалась в течение этого времени»... и многое другое, неизвестное непосвящённым специалистам медикам. И контролёрам ГИСКа следовало бы прислушаться к таким выступлениям, а в специалистах не видеть своих врагов. В конце XX века необходимо представить серьёзные научные разработки по проблеме вакцинации в новых условиях. Где они?

Сейчас на первый план всё больше выступает проблема индивидуальной чувствительности к разным воздействиям. Время массовых мероприятий, без оглядки на уникальные свойства индивидуума, давно прошло. Наступило время особого внимания к отдельному конкретному человеку – к его телесной и духовной уникальности. Пора поднимать вопросы о взаимосвязи наследственных заболеваний и учёта их перед вакцинацией. Времена застоя в этих областях продолжаются в нашей стране.

На Западе проводится скрининг новорождённых. В США, например, скрининг новорождённых, медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика представлена была в 34 штатах уже в конце 70-х. Скрининг новорождённых осуществляется на ФКУ, гиперфенилаланинемию, гипотиреоз, муковисцидоз и др. Всё это очень важно знать перед проведением прививки БЦЖ в роддомах. Во Франции на ФКУ обследуют 99,6 % новорождённых, а на гипотиреоз 99,5 %.

А что мы творим с нашими новорождёнными?

Ничего не знаем о них, но всех прививаем против туберкулёза. Это преступление. Подобная разобщённость между специалистами совершенно недопустима, мы не ведаем, что творят смежники, а медицинская генетика не может сказать своего слова по многим, например, не зависящим лично от меня причинам. К «кричащим» не только не прислушиваются, но стараются всеми силами заставить замолчать! Преступление перед нашим будущим поколением не остановлено, в том числе и в системе наших прививок.

Источнки: privivke.net