Русские Вести

Пилюля смерти


Как в российские (и не только) аптеки попадают лекарства-убийцы

В конце прошлой недели мировые новостные ленты облетела сенсация – из продажи изымается популярный противокашлевый препарат. При всех своих лечебных достоинствах он оказался смертельно опасным.

2,5 миллиарда рублей

Именно такой объем годовой выручки рискуют потерять фармкомпании в результате отзыва из аптек лекарства «Эреспал» и его аналогов.

Аналитическая компания RNC Pharma по заказу РБК подсчитала предполагаемые убытки отечественных фармакологических компаний после нашумевшего решения французского производителя одного из самых «ходовых» лекарств от кашля. «Лаборатория Сервье» (когда) отозвала «Эреспал» из аптек после того, как получила неутешительные результаты дополнительного исследования этого медикамента на животных.

Исследователи из французского Национального агентства по безопасности лекарственных средств и товаров для здоровья (ANSM) в ходе дополнительных клинических испытаний обнаружили фатальный побочный эффект фенспирида – основного действующего вещества.

Он может провоцировать сердечную аритмию – крайне серьезное осложнение, приводящее к летальному исходу

И это стало достаточным основанием для решения аннулировать регистрацию лекарства.

Росздравнадзор принял позицию французских коллег безоговорочно и объявил об отзыве из аптек как самого «Эреспала», так и всех его «собратьев» со смертоносным действующим веществом: «Фенспирид», «Эристирус», «Эладон», «Феспален» и других, импортируемых из-за рубежа и производящихся в России. Общий объем поставок этих лекарств на основе фенспирида в 2018 году превысил 11 миллионов упаковок, что на 9% больше, чем в 2017-м.

Что странно?

В этой нашумевшей истории обращают на себя внимание два момента, которые мы не будем оценивать, но они достойны упоминания. Во-первых, в самой ANSM сограждан уже поспешили успокоить: тем, кто принимал до сих пор «Эреспал» по назначению врача и не помер от аритмии – и волноваться не о чем. Дескать, речь идет лишь о повышенной вероятности развития этого фатального недуга, но меры решено было принять перестраховки ради.

Во-вторых, трудно представить, чтобы «Эреспал», как, впрочем, любое другое лекарственное средство мог в свое время попасть во французские и европейские аптеки, минуя изнурительную и дорогостоящую для производителей череду тестов того же Национального агентства по безопасности лекарственных средств и товаров для здоровья. Могло ли действующее веществу со временем изменить свои свойства? Или исследователи забыли проверить его действие на сердце? Да и почему именно сейчас вдруг пришли с этой новостью? Эти вопросы справедливые вопросы звучат в ветках обсуждений под громкой новостью.

Возможно, ответ на них даст… новое средство борьбы с кашлем

Впрочем, как предположили в беседе с «Русской Планетой» в одной из крупных столичных аптечных сетей, ожидаемый отзыв препаратов на основе фенспирида не должен критично повлиять на отечественный фармацевтический рынок: провизоры готовы радовать прихворавших россиян широкой линейкой противокашлевых и, шире, противопростудных препаратов – как импортных, так и отечественных.

Подарок «антипрививочникам»

Но Росздравнадзор вовсе не только по следам зарубежных исследований готов принимать жёсткие меры. В конце ноября минувшего года в поле зрения чиновников оказалась Томская область, где была выявлена крупная партия некачественной детской вакцины против клещевого энцефалита «Энцевир Нео» производства АО НПО «Микроген». Правда забраковали лишь одну серию препарата (Т01), вызвавшую у 20 первоклассников острую побочную реакцию, нескольким детям тогда даже понадобилась госпитализация.

Ущерб от некачественной вакцины можно измерять рублём, а можно, или даже нужно, куда более весомой категорией. Такие истории, увы, лишь множат число «антипрививочников»: сложно не стать скептиком, когда твой ребёнок едва не стал (а не дай Бог и стал) инвалидом после инъекции.

Рациональные аргументы перестают действовать, а свято место в сознании занимают конспиративные теории о «заговоре фармкомпаний»

Как результат – врачи штурмуют библиотеки, где с пыльных полок достают раритетные издания с описаниями болезней, которые, как казалось, были побеждены или почти побеждены советской медициной.

«Спасение» ядом

То, что для простых граждан событие и скандал, для профессионалов фармацевтической отрасли – пусть и не будни, конечно, но и не что-то из ряда вон выходящее.

За последние 20 лет в России с реализации был снят ряд препаратов, изначально превосходно себя рекомендовавших. Например, средство «Тизабри» для лечения рассеянного склероза сперва успешно прошло клинические испытания и первые несколько лет получало положительные отзывы медиков. Но частые случаи аллергии среди принимавших этот препарат пациентов однажды перестали казаться простым совпадением и были признаны серьезным, чрезмерно частым и при этом опасным побочным эффектом.

Подобная судьба постигла и другие лекарства, чья убойная для здоровья, а то и жизни сила заметно превышала пользу. Тут и «Феривастин», и «Дроперидол», и «Фенилпропаноламин». Причем, с рынка выводятся не все опасные лекарства – к примеру, крайне популярный в среде избыточно красивых дам и господ препарат для похудения «Редуксин» хотя и признан опасным, но доступен в продаже строго по рецепту врача.

Это же касается и большинства транквилизаторов, которые по природе своей оказывают серьезное побочное действие в том числе и на сердечно-сосудистую систему. Впрочем, в отличие от противокашлевых препаратов, они имеют куда более скромный оборот на рынке.

Виктор Мартынюк

Источник: rusplt.ru