Наши эмоции по поводу музыки можно прочесть по глазам – чем сильнее мы чувствуем музыку, тем сильнее расширяются зрачки.
Размер зрачков меняется в зависимости от освещённости: если на улице яркий день, зрачки сужаются, если мы входим в тёмное помещение, зрачки расширяются, увеличивая количество света, попадающее в глаз, и помогая тем самым разглядеть то, что вокруг.
Но свет – не единственная сила, заставляющая наши зрачки меняться. Известно, что они реагируют на эмоциональный опыт и на умственные усилия: например, зрачки расширяются при сексуальном возбуждении, и то же самое происходит, когда человек занят какими-то сложными расчётами.
И это не всё – на динамику зрачков влияют ещё и звуки, если они несут эмоциональную нагрузку. То есть, к примеру, обычный офисный шум на глаза никак не подействует, но если вдруг до слуха донесутся голоса ссорящихся людей, зрачки расширятся. Но ведь бранью и криками спектр эмоциональных звуков не исчерпывается, у нас, в конце концов, есть музыка.
Измерение величины зрачка при прослушивании музыки.
Исследователи из Университета Инсбрука и Венского университета решили выяснить, как наши глаза «слушают» музыку. Участникам эксперимента давали послушать отрывки из музыкальных произведений – и, как и ожидалось, их зрачки расширялись в ответ на те из них, в которых кипели эмоции; если же музыкальный фрагмент был по характеру спокойным, то зрачки на него отзывались в гораздо меньшей степени. Большую роль, как пишут авторы работы в Frontiers in Human Neuroscience, играло личное отношение слушателя: если какая-то музыка была особенно важна для человека, то зрачки реагировали особенно сильно.
Удивительного здесь, если подумать, не так уж много: эмоции вызывают самые разные физиологические реакции, и не исключено, что музыка, которая нам нравится, влияет не только на диаметр зрачков, но и на частоту сердцебиения, потоотделение и т. д. Однако мир музыки богат, и эмоции она может вызывать самых разных оттенков и значений.
В эксперименте несколько десятков слушателей сначала оценивали эмоциональную сторону выбранных фрагментов, а потом уже другие люди, которым не говорили о целях исследования, слушали эту музыку, пока у них измеряли размер зрачков. Но все музыкальные отрывки (а их было числом 80) принадлежали к одному жанру и к одному времени – то были фортепианные трио эпохи романтизма. Музыка романтизма, безусловно, весьма эмоциональна, но всё же хотелось бы здесь хотелось бы большего жанрового и исторического разнообразия: возможно, эмоции от фортепианных трио XIX века отличаются от эмоций, вызываемых каким-нибудь джазовым ансамблем или Beatles.
Кирилл Стасевич