Русские Вести

Медицинская революция: Госдума «отменила» клятву Гиппократа


Государственная дума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон об обязательном медицинском страховании. Если ничего не удастся изменить, новый закон разрешит лечебным учреждениям отказывать пациентам в предоставлении медицинской помощи. В нарушение Конституции и здравого смысла - зато к финансовой выгоде самих больниц и страховых фондов.

Бесплатной медицины не бывает - весь вопрос в том, кто платит. Та работа врачей, которая, с точки зрения обычного гражданина России, выходит для него бесплатной, на самом деле оплачивается из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.

Однако право гражданина России на получение медицинской помощи закреплено Конституцией. Какой бы государство ни приняло порядок финансирования здравоохранения, это право должно оставаться неизменным. Есть подозрение, что законопроект, обсуждаемый сейчас в Государственной думе, ставит это право под сомнение.

Тихо, скромно, без шума и пыли

Законопроект № 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", был разработан федеральным Минздравом и внесён в Государственную думу, что называется, тихой сапой. Не тайно, разумеется, – какая может быть тайна, если информация о внесении законопроекта и его обсуждении в парламенте сразу появляется на сайте Государственной думы, – но внимания прессы этот закон не получил. Оно и понятно: все новости здравоохранения у нас сейчас связаны либо с эпидемией коронавируса, либо с дорогостоящим лечением тех пациентов, деньги для которых собирают, что называется, всем миром. На всё остальное внимания общественности уже недостаёт. Очень напрасно, потому что изменения в федеральный закон об ОМС – это только звучит скучно и специально, а на самом деле речь идёт о революционных изменениях, которые коснутся в России каждого пациента.

И изменения эти недобрые.

Именно поэтому авторы законопроекта пренебрегли возможностью общественного обсуждения своих предложений. По сути, по-настоящему широкое обсуждение началось уже после того как 21 октября проект прошёл в Думе первое чтение – то есть, по сути, был наполовину принят. Только тогда состоялось заседание круглого стола на тему "Совершенствование страховых принципов здравоохранения в Российской Федерации. Законодательное регулирование". И представители пациентских общественных организаций получили возможность высказать своё недоумение и порядком обсуждения важнейших нововведений, и сутью этих нововведений.

Отнять у регионов, отдать федералам

Если поправки в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) будут приняты, то доступность и качество медицинской помощи снизится: пациенты будут ограничены в выборе места лечения, а медицинские организации получат право отказать больным в медицинской помощи, говорится в аналитической записке, составленной экспертами к заседанию круглого стола в Государтсвенной думе. Из части 5 статьи 15 326-ФЗ об ОМС планируется исключить положение о том, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи. Ранее любая, и в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в ОМС, должна была быть оказана в полном объёме в соответствии с программой госгарантий. Теперь все организации страны – и федеральные, и региональные – получат индульгенцию: они смогут отказывать пациенту в оказании медицинской помощи.

В каком случае это может происходить? Если совсем грубо, то в том случае, если лечить пациента данной больнице в данный момент невыгодно.

Авторы проекта изменений преследуют свои экономические цели – нужно как-то решить вопросы оплаты, а именно, сократить медицинскую помощь, которая оказывается сверх запланированных объёмов программы ОМС , – говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов доктор медицинских наук Ян Власов. – Сегодня потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам её финансирования, установленным органами управления здравоохранения в регионах. Но, решая вопрос экономических расчётов в системе ОМС, чиновники попросту не думают о человеке, о пациенте. И если объёмы, например, в федеральных центрах, которые специализируются на оказании сложной и дорогостоящей высокотехнологичной помощи и которым сейчас выделяется отдельный бюджет, будут исчерпаны, а у клиник есть гарантированное право отказать пациенту, то чиновникам гораздо проще не увеличивать финансирование сверх плана, а просто отказать пациенту.

Пересказываю простыми словами. Вы застрахованы, и вас должны лечить. Но денег в системе ОМС – не бездонная бочка, их конечное количество. И вот клиника, которая должна вас вылечить. Раньше, если объём финансирования на данный период времени был исчерпан, отказать вам в помощи она всё равно не имела права. Чиновникам нужно было решать вопрос с дополнительным финансированием. Теперь – извините, денег на вас нет. "Нашим проще". С финансовой точки зрения – экономия государственных средств. С социальной – экономия усилий чиновников. А пациент… Ну, что пациент. Подождёт. Или будет искать денег, чтобы лечиться за наличные. Предложений на этом рынке много, много благотворительных фондов готовы эти средства собирать…

В кулуарах комитета Госдумы по здравоохранению эксперты высказываются далеко не так вежливо, как перед телекамерами и микрофонами Царьграда или на официальных заседаниях. Говорят просто: если поправки к закону в таком виде пройдут – лучше всего называть это словом "беспредел". Нет, не потому, что какие-то злодеи собираются уморить кучу пациентов. Они вовсе не злодеи – они хуже, они чиновники и действуют в соответствии с потребностями ведомства, причём однодневными. Не задумываясь о будущем.

Скажем, вот есть проблема – нужно больше денег на финансирование федеральных клиник. И проект поправок к закону предусматривает субвенции федеральным клиникам. В бюджете ФОМС на 2021 год предусмотрено 119,4 млрд рублей на финансирование федеральных клиник по ОМС. Это практически эквивалент всей сумме, потраченной ФОМС в 2019 году на оплату высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), погружённой в ОМС, по всей России. То есть "где вы берёте деньги? – в тумбочке!" Где возьмутся недостающие миллиарды на федеральные клиники? Или отнимут у регионов? "Получается, что поправки в закон – это элементарное административное перераспределение потоков из региональных медучреждений в федеральные центры. Причём административным методом", – говорит Ян Власов.

Как это всё будет выглядеть на практике? В регионах не будут давать направление на высокотехнологичное лечение в областные больницы. Потому что в областных больницах не будет на это денег. Пациенты отправятся в федеральные центры, причём заодно их лишат выбора, где именно лечиться. "Сильные" сегодня региональные медицинские центры будут хиреть. Все деньги достанутся центрам федеральным.

Если медицина – это бизнес, то федеральный центр действует как идеальный владелец бизнеса. Концентрирует прибыль. Вот только медицина – это не бизнес. В последнюю очередь бизнес. Медицина – это общественное благо, и смысл работы федеральных органов власти и фонда ОМС, по идее, в том, чтобы обеспечивать равный доступ к этому благу для всех граждан. Потому медицинское страхование и обязательное, и государственное. И таким и остаётся, вот только поправки… Вроде бы не в самый важный закон, на самом деле поправляют не менее, чем Конституцию России. И не в лучшую сторону.

Андрей Перла

Фото: Egon Bömsch/ Global Look Press

Источник: ug.tsargrad.tv