Снижение цен на водку в России приведет к смертям сотен тысяч россиян.
Почему не надо снижать цены на алкоголь в России и к чему подобные меры могли бы привести, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».
Борьба со смертностью в России продолжает оставаться в тренде. Владимир Путин даже предложил объявить 2015 год национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. По данным Всемирной организации здравоохранения, именно они являются основной причиной смерти на планете, затрагивая и демографический аспект.
«По прогнозу ООН, население нашей страны к концу 2013 года должно было сократиться до 136 млн человек. На 1 января 2014 года население России составило почти 144 млн человек — на 8 млн больше прогноза ООН», — заявил Владимир Путин.
Тем не менее положительный тренд может быть перечеркнут — для этого достаточно будет снизить цены на алкоголь.
В середине 2000-х годов — на момент начала снижения смертности в России, вызванного введением в 2006 году комплекса антиалкогольных мер, — алкогольная смертность вносила в нашей стране совершенно колоссальный вклад в общую смертность.
В России середины 2000-х годов с алкоголем были связаны 19% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, включая инфаркты и инсульты, 61% смертей от внешних причин, включая 67% убийств, 50% самоубийств, 68% смертей от циррозов печени и 60% от панкреатитов. С алкоголем также связана значительная часть смертей от пневмонии и туберкулеза, так как злоупотребляющие алкоголем чаще заболевают инфекционными заболеваниями и редко привержены лечению.
Четкая корреляция смертности с количеством производимого алкоголя в период 1998–2013 годов выявлена учеными Высшей школы экономики и Научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава. Оба показателя были минимальными в 1998 и 2013–2014 годах и достигли максимума в 2002–2004 годах.
По результатам исследования, опубликованного в журнале Alcohol and Alcoholism, известный экономист и историк профессор Андрей Коротаев и его соавтор Дарья Халтурина утверждают, что повышение цен на алкоголь, проводившееся с 2005 года, внесло значительный вклад в снижение количества смертей в России с более 2,4 млн в 2002–2003-х до менее 2 млн в последние годы.
В странах с высоким уровнем связанной с алкоголем смертности (а в России, по оценкам экспертов, она составляет около 25% от общей смертности) необходимы меры по государственному регулированию производства и продажи алкоголя, такие как проводившееся до 2015 года повышение акцизов и ограничение времени продажи алкоголя и его рекламы.
«Если уровень инфляции в 1998 году составил 84%, то акцизы на водку были повышены только на 20%. В результате за один год реальная величина акциза снизилась на треть. В 2000 году акциз был увеличен несколько выше уровня инфляции, однако это не компенсировало падения предыдущего года. В последующие годы падение реальной величины акциза (с учетом инфляции) не было компенсировано, и акцизы на водку вновь увеличивались зачастую несколько ниже инфляции, —рассказывал Андрей Коротаев. — Именно этим падением акциза на водку (при последующем росте доходов и покупательной способности населения) и был обусловлен колоссальный рост смертности в 1998–2005 годах, стоивший России более миллиона человеческих жизней».
Таким образом, если говорить о мерах противодействия, то предложение Министерства финансов России, в котором предлагается в 2018 году увеличить акцизы на алкогольную продукцию крепостью выше 9% на 26 руб. по сравнению с 2017 годом, до 549 руб. за 1 литр, может явиться вполне эффективным способом борьбы со смертностью от алкоголя в случае, если темпы повышения акцизов будут учитывать инфляцию. При этом до 2012 года государство повышало ставку акцизов на крепкий алкоголь на 10% в год, и такой рост не сказывался на увеличении рыночной доли суррогатной продукции, однако после 2012 года в целях повышения поступлений в бюджет ставка акциза стала расти намного быстрее: в 2013 году акциз вырос на 30%, в 2014-м — на 25%.
Согласно прогнозу Коротаева, снижение цен на алкоголь может привести к повышению количества потребляемого алкоголя и вследствие этого — к соответствующему росту смертности на 4% в год. Эта цифра близка к сообщенной Росстатом: после снижения цен на алкоголь повышение смертности в России в первом квартале 2015 года составило 5,2%. Если этот уровень сохранится, то за год это составит суммарно около 100 тыс. смертей. При этом расчеты авторов показывают, что рост доступности алкоголя до уровня 2005 года приведет в период до 2030 года к ничем не оправданной смерти 5,5 млн наших соотечественников.
Исследователи уверены, что демографический прогноз может быть еще более пессимистичным, если будет разрешена запрещенная в настоящее время реклама алкоголя в средствах массовой информации. Она может поддержать во время финансового кризиса отдельные издания и телеканалы, но негативно скажется на демографии в масштабах России.