В России сильнее всего ощущается нехватка специалистов по медицинской реабилитации, выяснили «Известия». На втором месте специалисты по паллиативной помощи, за ними идут детские урологи-андрологи. При этом всего в стране на сегодняшний день работают 597,9 тыс. врачей. Как заявили «Известиям» в Минздраве, кадровая проблема упирается не в дефицит врачей в системе здравоохранения, а в дисбаланс их распределения. В то же время, по данным издания, в 2022 году в стране было не занято около 150 тыс. врачебных ставок. Подробнее об этом — в материале «Известий».
Проблема в дисбалансе
Анализ данных отчетной формы № 30 Минздрава России, проведенный «Известиями», показывает, что в России не занято более половины ставок врачей медреабилитации — 55,2%. И это при том, что многие медики работают более чем на полную ставку, то есть таких специалистов меньше, чем занятых ими ставок.
Всего, по данным «Известий», в России в 2022 году было 852 тыс. врачебных вакансий, из которых было занято 701,8 тыс. При этом работали 541,5 тыс. врачей.
По официальным данным, озвученным министром здравоохранения Михаилом Мурашко в конце 2022 года, дефицит кадров по врачам составлял около 25–26 тыс., по среднему медперсоналу — около 50 тыс. человек. «Это не критичный дефицит, но он важный», — отметил он тогда.
В 2023 году, даже судя по озвученным Минздравом цифрам, ситуация не улучшилась. Так, замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова на заседании экспертного совета по здравоохранению при комитете Совфеда по социальной политике заявила 26 марта, что в прошлом году в госсектор пришли работать 94,7 тыс. врачей, ушли при этом 83,7 тыс. Дефицит специалистов, по ее словам, составил 29 тыс. человек.
Также в 2023 году не хватало около 63 тыс. человек среднего медперсонала.
В Минздраве «Известиям» пояснили, что, согласно данным федерального регистра медицинских работников, численность врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях, по состоянию на 1 марта 2024 года составляет 597 905 человек, а это 99,98% от целевого значения.
— Уместно говорить не о дефиците врачей в системе государственного здравоохранения, а об их дисбалансе — между городом и селом, между стационаром и поликлиникой, — пояснили в ведомстве.
В Минздраве уточнили, что по итогам прошедшего года все целевые показатели по укомплектованности медорганизаций врачами и средним медперсоналом были достигнуты. Текущее снижение этих показателей в ведомстве объяснили «сезонным процессом».
— После прихода в отрасль основной волны выпускников медицинских образовательных организаций (июль–сентябрь 2024 года) целевые значения показателей укомплектованности будут достигнуты. Риска их недостижения нет, — подчеркнули там.
Ориентация с детства
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Ольга Забралова заявила «Известиям», что в парламенте разрабатываются меры по привлечению молодых специалистов в связи с дефицитом кадров, среди них — профориентация школьников.
— Профориентация зарекомендовала себя как один из самых эффективных механизмов повышения заинтересованности школьников в получении медицинских специальностей, — отметила она.
По словам сенатора, статистика Минздрава гласит, что почти 50% студентов медвузов проходили профориентационную подготовку. Так, за 2023 год состоялось более 4,5 тыс. мероприятий, в которых приняли участие 245 тыс. школьников.
Также она рассказала, что открываются медицинские классы, где детей со школы готовят к будущей специальности. Помимо этого, разработано несколько цифровых обучающих платформ, на которых можно послушать лекции, узнать больше об особенностях работы в медицине.
— Все перечисленные меры должны привести к тому, что школьники всё чаще будут отдавать предпочтение поступлению в медицинские вузы, — заявила Ольга Забралова.
Помимо этого, правительство продолжает совершенствовать программу «Земский доктор/Земский фельдшер». В Минздраве отметили, что она доказала свою эффективность, так как только в 2023 году для работы в селах и малых городах привлечено более 6,7 тыс. медицинских работников. За 2021–2023 годы было привлечено 64,9 тыс. медработников.
При этом председатель профсоюза работников здравоохранения России Анатолий Домников в разговоре с «Известиями» отметил, что хотя программа действительно эффективна и федеральная часть — выплата компенсации — выполняется безукоризненно, но в части выплат, которые составляют долю зарплаты врача и относятся к ведению региона, есть вопросы. Впоследствии это приводит к тому, что многие переехавшие на село доктора отрываются от места, возвращая выплаченную им компенсацию.
По мнению общественника, постановление правительства от 20 марта этого года, которым увеличен размер социальной выплаты для врачей в небольших населенных пунктах, может исправить эту ситуацию.
При этом он подчеркнул, что это постановление направлено на решение кадровой проблемы на определенных территориях, но в целом по стране преодолеть сложности можно только посредством стабильно высокой заработной платы для всех медработников.
Всё упирается в деньги
Анатолий Домников пояснил «Известиям», что дефицит врачей объясняется не отсутствием интереса к профессии, а тем, что специалисты либо переходят на работу в коммерческие учреждения, либо уходят из медицины вовсе. И то, и другое он связывает с низкой заработной платой — проблемой, которую в России, согласно поручению президента, должны были решить еще в 2021 году посредством перехода на единую систему оплаты труда. Но пандемия COVID-19 не позволила своевременно реализовать проект, а с началом СВО он также отошел на второй план — реализация была отложена на 2025 год.
— Татьяна Семенова неоднократно говорила такую интересную вещь: у нас в стране врачей достаточно. То есть их много, но они уходят. И возникает вопрос: почему они ушли в другие места? Потому что там зарплата выше. Принимаются меры по увеличению приема и по закреплению кадров на территориях, но только всё равно это полумеры, до конца проблема не решается, — пояснил он.
Специалист уточнил, что государство знает о трудностях и нацелено на их преодоление — об этом говорит разработка новых систем оплаты труда врачей. Однако теперь ввод этой системы отложили еще на год — до 2026-го.
Технологии будущего
К системным, а не точечным мерам призывают на всех уровнях системы здравоохранения. Так, по мнению доктора медицинских наук, научного руководителя сервиса телемедицины «Онлайн Око» Игоря Азнауряна, не последнюю роль в кадровом дефиците сыграло падение рождаемости, что может привести к сокращению числа молодых специалистов и в медицине, и в других областях.
— Необходимо привлекать врачей в регионы не только высокой зарплатой, но и возможностью развития, повышением квалификации и, самое главное, реализацией творческого потенциала, который, несомненно, есть у молодых специалистов, — отметил профессор в разговоре.
По его мнению, телемедицина может сыграть свою роль в решении проблемы.
— Если в регионе недостаточно работников узкого профиля, эксперт из другого города может провести консультацию онлайн. Однако важно, чтобы до обращения в телемедицинские сервисы, у пациента уже был установлен диагноз, что позволит эффективно корректировать лечение, — пояснил врач.
Он добавил, что это также поможет поднять выявляемость болезней, что, в свою очередь, позитивно сказывается на исходе лечения. По его словам, если в регионе мало случаев заболеваемости, то, вероятнее всего, значительная часть просто не диагностирована.
Наталия Быкадорова