Привожу расшифровку фрагмента прошедшей 9 августа пресс-конференции, который посвящен поставкам некачественных продуктов питания в школы и другие детские образовательные учреждения.
Первая часть пресс-конференции была посвящена теме хищений на поставках ГСМ для муниципального и ведомственного транспорта и об этом я уже писал. Однако тема поставки некачественных продуктов в школы и детские сады на самом деле намного важнее.
Эта тема важнее не только и не столько потому, что там воруется больше денег, сколько из-за того, что это непосредственно связано со здоровьем детей.
Как говорил Мустафа Ибрагимович в фильме Джентльмены удачи, - то бензин, а то - дети!
Разбодяженный бензин, вызывающий ранний износ двигателей - это еще ладно. Хотя это тоже вредно для здоровья, потому что в некачественном топливе содержится превышение по сере от 10 до 300 раз, а это загрязнение воздуха в городе и как следствие рост онкологии.
Но все-таки некачественное питание, поставляемое в детские учреждения в огромных масштабах - это намного больший вред. Это вред непосредственный и неизбежный. Хотя бы потому, что транспорт выбирать можно, место жительства подальше от магистралей - тоже, а избежать школы практически нельзя. И описанная ниже система хищений на поставках в детские учреждения продуктовых суррогатов "накрывает" (иначе не скажешь) абсолютное большинство школ и, как следствие - абсолютное большинство детей.
Приведенный доклад касается ситуации в Новосибирске и области, но не нужно думать, что это уникальный случай. Подобная ситуация существует во всех или почти во всех городах и регионах России.
Поэтому описанное ниже касается всех, у кого есть дети и внуки.
И у кого пока нет, но скоро будут - тоже.
Одновременно с этим, описанная схема хищений на поставках некачественных продуктов в школы показывает, как в принципе устроена система воровства на госзакупках. Она примерно одинаковая везде - и в сфере поставки продуктов в школы, и в сфере поставок ГСМ, и в сфере дорожно-ремонтных работ, капитального ремонта жилья и так далее. С той лишь разницей, что там - бензин, а тут - дети...
Итак:
Главный докладчик по теме мониторинга поставок продуктов питания в детские учреждения -
Директор НП "Сибирский федеральный центр оздоровительного питания" Яков Новоселов.
Расшифровка начинается с 43-й минуты от начала пресс-конференции.
Новоселов:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В двух словах. Рынок питания детей в городе Новосибирске и Новосибирской области, куда входят школы, детские сады, детские дома и так далее - 8 миллиардов рублей ежегодно. Это официальные данные.
Исходя из полученных результатов качества пищевых продуктов и их стоимости, примерно 3-3.5 миллиарда ежегодно воруется. У детей.
В чем механизм данного феномена. Контроль за качеством пищевых продуктов - он отсутствует, в принципе - не только в Новосибирской области, но и в стране. Надзорные органы - они не имеют прав согласно федеральному законодательству обеспечить контроль качества, в том числе и пищевых продуктов. У них нет прав и полномочий. Только плановые проверки раз в три года, либо по обоснованной жалобе.
Что такое обоснованная жалоба на примере качества продуктов. Если у вас есть справка из больницы об отравлении - это обоснованная жалоба, можно провести внеплановую проверку. Если у вас справки нет, все остальные ваши жалобы и обращения - это необоснованная жалоба, проверки быть не может.
Так вот, что касается детских учреждений. Начиная с 2012 года, мы смотрели качество пищевых продуктов в детских учреждениях. Порядка 90% исследованных нами образцов продуктов - это помои и отбросы, если говорить русским языком. Если говорить научным языком - это суррогаты, фальсификаты, недоброкачественные продукты.
При этом, ну я бы понял как эксперт, как руководитель экспертного центра, я бы понял, что в связи с экономической ситуацией закупаются самые дешевые продукты, экономится на всем и так далее. Но эти помои и отбросы закупаются по ценам выше, чем качественные натуральные продукты в розничных, самых дорогих элитных магазинах. У нас это все документально подтверждено контрактами, договорами поставки, счетами-фактурами и всем остальным. Все это проанализировано совместно с госкомстатом.
Ну в двух словах, буквально - например, в колбасных изделиях - сосиски, колбасы и так далее - куски кишечника перемолотые, мочеполовой системы животных, мы уже не говорим о сое, крахмале и всем остальном. Молочные продукты на 90% заменены фальсификатами на основе пальмовых жиров. Там нет сливочного масла, нет молока, нет сгущеного молока, нет сухого молока. Это все дешевые суррогаты и фальсификаты, поставляемые по гигантским, по огромным ценам.
При этом все говорят, что 44-й закон, мы не можем никак его обойти и так далее - да ничего подобного.
Ответ прокуратуры Калининского района города Новосибирска, что комбинат питания - муниципальный комбинат питания (!) - в этом году вообще не провел ни одного конкурса на поставку продуктов.
Они все работают по 293-му. То есть они бьют объемы поставок меньше 100 тысяч рублей - 99, 95 и так далее - у них десятки договоров ежедневно заключаются. И не проводят никаких конкурсных торгов. И закупают у тех, у кого считают нужным.
При этом, совершенно верно, как и по ГСМ - заказчик, то есть сам муниципалитет, областные учреждения - они контроль качества не проводят. Не потому, что они не имеют права - они имеют право, они заказчики - не хотят.
Мы проверили несколько десятков различных учреждений и надо сказать, что в начале мэрия была очень против этой практики... еще раз повторяю - хорошо, миллиарды воруются - наверное это уже привычно, хотя наверное неправильно в нашей стране и в нашем городе, но поймите, что это 15 лет жизни наших детей - это официальная статистика ВОЗ и российской академии медицинских наук, что некачественное питание уменьшает срок жизни на 15 лет и плюс это половина всех существующих заболеваний. Это страшно.
Эти люди наживаются, вернее эти нелюди - наживаются на здоровье наших детей. И что характерно, поставщиками во все эти учреждения является очень ограниченное количество юридических и физических лиц. Очень ограниченное. То есть одни и те же. В школы, в детские сады, вплоть до больниц поставляют фальсификаты и суррогаты.
Цена вопроса - 8 миллиардов рублей ежегодно.
Мы, конечно, подавали обращения в администрацию президента, активно начала работать генеральная прокуратура, органы здесь на местах, сейчас очень серьезную работу начал следственный комитет, все межрайонные следственные комитеты в авральном режиме эту ситуацию сейчас пытаются привести к единому законному знаменателю. И надо отдать должное, что через некоторое время мэрия... ну просто поменялся начальник департамента - мэрия все-таки приняла решение действительно наладить контроль за качеством и в том числе за вопросом ценообразования... под давлением депутатов и общественности, безусловно - была создана рабочая группа в законодательном собрании при антикоррупционном комитете. Он называется... там длинное название - комитет по взаимодействию с правоохранительными органами и так далее законодательного собрания.
И председателем был назначен Андреев Алексей Алексеевич... недавно в отношении которого возбудили целый ряз дел, обыски, что землю ворует... кстати, очень интересный момент - мы когда начали работать по этой комиссии, в рабочей группе - очень обрадовались, что хоть кто-то из депутатов подключился, вроде как системно. Собираемся ехать на комбинат питания - Андреев берет и отменяет все эти выезды, все проверки и все остальное. Сложно, конечно, понять причину (улыбается)... через два дня возбуждается уголовное дело, правда по другим вопросам...
Конечно, нам бы хотелось, чтобы эта рабочая группа заработала, но с Андреевым, как я понимаю, она обречена. Почему? Потому что 8 миллиардов - это 8 миллиардов. И многие, но не будем называть фамилии сегодня, кто в этом заинтересован. Хотя мы уже получали угрозы.
Что касается детских домов, мэрия сейчас действительно налаживает, ну по крайней мере планирует наладить систему контроля, с сентября. Что касается областного правительства - оно пошло по привычному пути - подало жалобу в областную прокуратуру, ну естественно на нас. И Гергерт в свое время, Виктор Саныч, когда он был вице-губернатором, защищал интересы западных поставщиков молочных продуктов, фальсифицированных... Ну сейчас областное правительство на нас подает в областную прокуратуру - ну, это нормально, у нас этих ответов уже море...
Вопрос из зала: На вас подают?
Новоселов:
Ну конечно, как всегда - что Вимм-Билль-Данн на нас подавал, что Юнимилк, что Гергерт, что мэрия на нас подавала жалобы в прокуратуру в свое время, что мы, якобы - ну, то же самое - что неправильно проведена экспертиза, не имели права. Но нас это совершенно не беспокоит, потому что будет очередной двадцать девятый ответ, что все имеют право, что все проведено верно.
Но областное правительство - да, действительно, совершенно не желает заниматься этим вопросом. Ну и, собственно говоря, бог с ними, мы-то все-равно свою работу продолжаем и самое главное, что если не налаживается системный контроль, то мы просто подключаем правоохранительные органы... хотя, это конечно тоже не очень правильно. Почему? Потому что правоохранительные органы, они же бьют по хвостам - ну хорошо, прекратили одного, второго, третьего, двадцать третьего и так далее, а система-то - вы представляете - сотни, тысячи - килограмм, тонн - сотни тонн ежедневно поставляется в текущем режиме в детские учреждения - и это действительно травит наших детей в угоду личной прибыли, поэтому, ну конечно же, система контроля - она должна быть.
Я вам такой небольшой пресс-релиз, материал раздал именно по вопросу питания. Поэтому я действительно, совершенно согласен, что ключевой здесь вопрос - это, конечно же, налаживание системы контроля в местном самоуправлении мэрии, либо на уровне субъекта федерации, то есть на уровне области. Другого варианта нет. Федеральные органы надзорные не сделают - не потому, что не хотят - хотят. Они не имеют права. У нас такое федеральное законодательство.
Мы прекратили на уровне надзора кошмарить бизнес - теперь бизнес кошмарит каждого из нас с вами, как родителя, так и потребителя.
Носов:
(Новосибирский областной общественный фонд защиты прав потребителей "Гражданский патруль")
Дополню немного один момент. Я также вхожу в рабочую группу по детскому питанию и у нас было совещание в мэрии. И там был задан в общем-то простой, логичный вопрос: если такой рынок, сколько там - 8 миллиардов рублей в год - почему наши фермеры не участвуют в тендерах и торгах на поставку детского питания в школы. Ну, казалось бы - вот экологически чистое производство, привезите в школы детям. Комбинат питания, по-моему Калининского района, я могу ошибаться, но вроде они - сказали, что у нас так сложно все устроено, что фермеру как бы не попасть. То есть получается, что узкий круг лиц может попасть, а вот фермер, с чистыми продуктами, с качественными - попасть в школы не может.
И вот это как раз проблема, что поставщики привозят продукт непонятно, откуда, а собственное сельское хозяйство Новосибирской области мы могли бы поддержать вот этими деньгами, огромными деньгами - мы это не делаем. И вот здесь как раз возникает вопрос уже может быть и коррупционной составляющей.
Новоселов:
Да, действительно, очень интересный момент, на самом деле так. Везут поставщики: Москва, Татарстан, Алтай - молоко везут - молоко! Понимаете? Молоко везут! У нас нет своего молока? Есть. И оно действительно - ну, не буду говорить за всех, не буду называть фамилии, но оно действительно более качественное, оно просто не фальсифицированное, свое масло сливочное, сыры - у нас есть здесь свои, их не берут, берут совершенно другие, причем по безумным совершенно ценам, намного выше, чем у наших поставщиков. И закон здесь препятствий не создает, потому что с 44-го прыгнули на 293-й и все.
Сейчас еще пример приведу, очень интересный пример.
Фальсифицированный сыр. Ну, как обычно, в одном из учреждений нашли. Там суррогат, вредный для здоровья... кстати, вред там такой же, как от алкоголя для детского организма при повышенном потреблении пальмовых жиров. Направляем запрос в Россельхознадзор Татарстана, потому что оттуда был поставлен сыр, судя по этикетке. Нам приходит ответ: а такое предприятие уже три года не существует, вообще. То есть где-то здесь, в подвале, лепят эти отбросы, из чего-то, клеят этикетку существующего, ну в данном случае несуществующего производителя и поставляется в школы. И все это проходит. Всем все нравится. Особенно на уровне областного правительства.
Митрофанов:
Такой же пример по поводу утянского сыра. Россельхознадзор находит сыр производства, по-моему Утянской фабрики, у нас в Новосибирской области, находит, что он фальсифицированный - мы берем результат, я пишу заявление в местный УБЭП - в УВД, они пересылают в БЭП, из БЭПа отзваниваются - знаете, а Утянка сыр вообще никакой не производит.
Выясняется как: юрлицо, которое находится в Новосибирске, закупает в Алтайском крае некую массу, сыроподобную, условно говоря, передает на Утянский маслосырзавод, тот ее запаковывает, ставит свою этикеточку, наклеивает наклейку и продает под видом своей продукции.
И вот такая коллизия. Мне приходит ответ, я его публиковал в фейсбуке, о том, что полиция не находит состава преступления в продаже фальсифицированного сыра (вообще, это мошенничество, когда что-то там пакуешь, пишешь сыр и продаешь как сыр, на самом деле)... потому что Утянский маслосырзавод его не делает - он его только упаковывает. И та контора, которая его поставила - она тоже его не делает, она покупает его где-то в Алтайском крае, а туда, в Алтайский край, полицейские ехать не хотят. Понимаете, да? Вот такая простая комбинация из трех юрлиц приводит к тому, что невозможно привлечь к ответственности.
Новоселов:
И это повсеместно. Вот ООО Фаворит, я не боюсь этого говорить открытым текстом, потому что я член комиссии нашего Минпромторга, член рабочей группы Минсельхоза по пищевой промышленности - мы там все это обсуждаем, открыто, с Россельхознадзором, с правительством. ООО Фаворит - то же самое - линия по упаковке маргарина, линия по упаковке масла, а на выходе все маргарин (возможно оговорка, скорее всего имелось ввиду "на выходе все масло") - я упаковываю, я ничего не знаю, я не виноват. И все, по закону я не виноват.
Митрофанов:
Я ставлю торговую марку, но я не произвожу, поэтому по закону не виноват, я доверяю тому, кто мне поставил, потому что в договоре написано, что поставили сами, а проверять я не хочу, потому что по ГК (гражданский кодекс) мы действуем разумно и добросовестно, поэтому доверяем друг другу.
Более того, смотрите, если кому интересно, как вся эта схема функционирует. На какой-то момент она приоткрылась, можно заглянуть на сайт арбитражного суда, набрать в поиске МАУ Комбинат питания Калининский и увидеть несколько исков, там не помню названия, но последние иски посмотрите - там три юрлица. Мы дошли уже до кассационной инстанции ВАСа - Высшего арбитражного суда - суть в чем: когда менялось руководство, схемы не менялись - менялись люди и выдавливали старых поставщиков. Перестали просто им платить, эти поставщики пошли в суд, а МАУ Комбинат питания стал им там оппонировать в суде и стал раскрывать суть схем. Там из 15 (условно) листов этого решения больше половины заняты перечислением контрактов и суд кассационной инстанции приходит к выводу - они там прямо пишут, что мы не являемся следственным органом, уголовные дела не возбуждаем, но в данном случае приходим к выводу, что имело место нарушение публичных интересов.
Потому что, скажем, контракты специально дробились до 100 тысяч рублей, там указаны суммы - 95, 96, с одним и тем же поставщиком и в течение одного дня. Насколько мне известно, там дело уже уголовное возбуждено. Где-то в кабинете, в этом самом комбинате питания, лежали печати, лежали бланки и одно лицо сидело и штамповало - за комбинат, за юрлицо, за комбинат, за юрлицо. Вот на какой-то момент эта схема приоткрылась, когда менялись, менялись фигуранты, потом она снова закрылась и мы опять видим по результатам прокурорской проверки, что из 153 миллионов по-моему там только двадцать... пять (уточняет Новоселов) пять процентов по 44-му. В 2016-м вообще без конкурсов.
Кириллов:
Вот когда вам будут говорить, что общественники, которые сидят здесь, какие-то плохие, всегда вспоминайте суммы, против которых мы воюем. И сколько мы, каждый, платим, родители и так далее - жуликам, которые аффилированы с властью на разных уровнях. Большая просьба.
Новоселов:
Еще раз хочу подчеркнуть, что мэрия сейчас пытается создать систему контроля, ну хотя бы пытается - это уже хорошо (реплика со стороны - благодаря тому, что СМИ пишут) - ну естественно, а иначе бы и не пытались. А областное правительство пока идет по привычному пути, оно пока пытается оказывать давление, угрожает, в частности вот мне и не только.
Выше приведена расшифровка записи с 43 по 59 минуту.
Далее следовали пояснения и дополнения, которые желающие могут посмотреть в записи:
Что можно сказать по поводу прозвучавшего в докладе?
Первое желание, которое возникает после знакомства с подобными фактами - собрать всех виновных... и в подвал. В отдельных районах Донецкой и Луганской областей есть хорошие уютные подвалы, в которых дети во время обстрелов сидят. Вот в один из таких подвалов собрать всех виновных и... и пусть сидят. А дети пусть в школы ходят, в которые уже кто-то другой будет поставлять более качественные продукты (если, конечно, не хочет в отдельный подвал, где-то в том же районе). Как-то так.
Вообще, я всегда догадывался, что ситуация с продуктами и госзакупками у нас аховая. Но одно дело догадываться и совсем другое, когда знакомишься с реальной ситуацией, с фактами. А в приведенной расшифровке, заметьте, далеко не все. Многое просто не вошло в расшифрованный фрагмент или вовсе не прозвучало на пресс-конференции по тем или иным причинам. Да всего в рамках одной пресс-конференции просто времени не хватит рассказать.
Короче говоря, - я подозревал, что все плохо, но не знал, что настолько.
Источник: http://amfora.livejournal.com/449215.html