Никакой бесплатной медицины, на самом деле, не существует. Люди платят налоги, посещение врача в государственной поликлинике уже тарифицировано. Потому что так работает система ОМС, пояснил профессор Владислав Шафалинов. Тогда в чём разница между лечением в государственной поликлинике и в частной?
С сентября в России ожидаются некоторые изменения в системе ОМС. Это не затронет всю сферу оказания медицинских услуг, а только отдельные её части. Речь идёт о чётком разграничении между платными и бесплатными услугами. Так, пройти обследование и получить определённые виды услуг пациент сможет только по направлению лечащего врача. Либо ему предложат самому оплачивать медпомощь.
По словам самих медиков, они уже сейчас сталкиваются с ограничениями в оказании помощи пациентам. Когда выдаётся ограниченное количество талонов, и людям приходится ждать своего часа либо оплачивать процедуру самостоятельно, что не каждому по карману.
Между тем страховые компании пристально следят за тем, чтобы врач ненароком не назначил пациенту лечения сверх так называемого протокола. С чем связана эта экономия. Во-первых, с тем, что в бюджете страны наблюдается дефицит. Во-вторых, с недавними изменениями в налоговом законодательстве, которые вызвали перебои в поступлении денежных средств. Сами врачи подтверждают, что направлений по ОМС стало значительно меньше.
Ведущая "Первого русского" Диана Сорокина обсудила эту тему с профессором, доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в эфире программы "Вакцина правды".
Правда о "бесплатной" медицине
Диана Сорокина: Владислав Анатольевич, сегодня поговорим о том, нужна ли нам платная медицина. Одни считают, что получить качественные медицинские услуги можно только в частных клиниках и у платных врачей. Другие, напротив, ходят только в государственные учреждения, лежат в государственных больницах, и их всё устраивает. Давайте подробнее это обсудим? И что такое бесплатная медицина, существует ли она вообще?
Владислав Шафалинов: Диана, я должен развеять этот миф о том, что бесплатная медицина существует. Её не существует в принципе. Есть система обязательного медицинского страхования (ОМС), по которой людям оказывают медицинскую помощь. И надо понимать, откуда берутся эти деньги. Это деньги налогоплательщиков. То есть наши с вами. Каждый месяц с нашей зарплаты работодатель отчисляет деньги в Фонд обязательного медицинского страхования. И если взять для сравнения среднюю зарплату в 60 тысяч рублей, то отчислений с неё за год хватило бы на покупку добровольного медицинского страхования в какой-нибудь крутой компании с очень хорошим пакетом. Но как-то не принято говорить, что у нас медицина, в общем-то, очень сильно платная.
Бюджет в Фонде обязательного страхования, в федеральном и в территориальных, достаточно велик. Другой вопрос, как он расходуется — эффективно или неэффективно? С моей точки зрения, конечно, неэффективно.
Но надо помнить, что те медицинские услуги и та медицинская помощь, которые население нашей страны получает в поликлиниках государственных, — это не бесплатная медицина. Это уплаченные людьми налоги. Поэтому каждый налогоплательщик имеет право в государственном учреждении требовать всего того, что он может требовать и в коммерческой клинике.
Вопрос довольства или недовольства, скорее, лежит в плоскости человеческого восприятия как медицинской помощи в мире, так и медицинской помощи в частности. Бывают недовольные люди и в коммерческих клиниках. Бывают недовольные люди в государственных клиниках. В коммерческой клинике, я считаю, если пациент недоволен качеством оказания медицинской помощи, то ему как минимум нужно вернуть деньги за неквалифицированную помощь.
Потому что если пациент с чем-то не согласен, то я считаю, что в большинстве случаев под этим лежат какие-то основания. И это может произойти как в платной клинике, так и в государственной.
Нет людей, которые ходят либо туда, либо сюда. Просто в какой-то момент, в нулевые годы, когда медицина платная из кармана халата перекочевала в кассу, увеличились выручки по платным медицинским услугам в коммерческих компаниях. Сейчас, к сожалению, тенденция обратная.
Я обратил внимание, что люди больше идут в поликлиники и госучреждения. И не потому, что там услуги стали более качественные. Просто как-то психологически последние года три людям тяжелее стало выкладывать деньги за своё лечение. Они пытаются на этом сэкономить и как вариант найти способ лечения по системе ОМС.
— То есть вы хотите сказать, что вся так называемая наша "бесплатная" медицина — это страховая медицина.
— На самом деле это очень сильно платная медицина. Но поскольку при посещении поликлиники ты не вынимаешь из своего кармана тысячу рублей за консультацию, а предъявляешь полис ОМС, то у людей возникает ощущение, что медицина бесплатная. Нет, она не бесплатная.
Стоимость и качество лечения
— Давайте подробнее разберём некоторые моменты. Когда человек платит за услугу медицинскую, есть ли гарантия, что если ты заплатил, то её качество будет намного выше?
— Гарантии, конечно же, нет. Но если в платной клинике пациент не находит ответа на интересующие его вопросы и не встречает врача, который поставит правильный диагноз, который назначит правильное лечение, то в такую клинику, конечно, очередей не будет.
— А почему люди выбирают платные клиники?
— Выбирают из-за того, что, допустим, не хочется сидеть в очереди. Бывает же так, что сидят пять человек в очереди в кабинет. Выходит врач и кого-то по блату, что называется, берёт за руку и заводит в свой кабинет. А людям говорит: извините, пациент от главврача или ещё от кого-то. Это сплошь и рядом в государственных и ведомственных учреждениях. И людям, сидящим в очереди, это не очень нравится.
В платных клиниках, как правило, всё четко расписано. Там очередей нет. И руководители частных клиник стараются, чтобы врачи были более деликатны с пациентом. То есть воспринимали его действительно и как пациента, и как клиента клиники, который выбрал платный вариант оказания медицинской помощи.
— Понятно, что высококвалифицированные специалисты есть как в платных клиниках, так и в бесплатных. Когда ты заплатил деньги, но тебе не понравилось качество обслуживания или сам врач, ты легко можешь его поменять и пойти к другому врачу. А есть ли такая же возможность в бесплатных клиниках? Ведь, как правило, там педиатр или лечащий врач закрепляется один, какой-то конкретный.
— Имеется ли возможность выбрать себе врача? Ну, теоретически да. А практически нет.
— Почему?
— Потому что у каждого врача есть расписание, кто-то за кем-то закреплён. У нас много вещей происходит в государственной медицине не по букве закона, а, будем так говорить, по письму кого-то сверху. Например, разъясняющее письмо из Минздрава, с какими диагнозами не госпитализировать. Вот, к примеру, рак четвертой стадии. Человек умирает. Официально ему не запретят госпитализацию, но негласно — не находят оснований для госпитализации. И пациента оставляют, допустим, дома.
— Есть мнение, что когда человек платит за услугу и приходит к конкретному врачу, он начинает диктовать свои правила. То есть он как бы знает, какой у него диагноз, и просит конкретное лечение. Бывают ли такие случаи? Именно за этим идут к платному врачу? Они якобы сами знают, что им нужно, и им просто нужна бумажка и подтверждение?
— Скажу так: бывает. Но всё-таки реже. Бывает, что пациент идёт и перебирает врачей даже в платных клиниках, ожидая от кого-то услышать желаемое. Это, конечно, не психиатрия, но такому пациенту лучше сходить к психологу или к психотерапевту. Потому что приходить надо, если у тебя есть вопросы. А если у тебя нет вопросов, тогда зачем идти к врачу и тратить деньги? И врачу не очень интересно выслушивать мнение пациента в той области, в которой сам врач является специалистом.
— А когда человек заплатил за услугу, он более ответственно относится потом к своему лечению? Он чётко выполняет рекомендации, зная, что за это отдал деньги?
— Да, такой момент действительно присутствует. Оплата любых услуг дисциплинирует человека, безусловно.
— То есть психологически это тоже влияет?
— Ну, конечно. То, что бесплатно, часто не ценится. Я не говорю, что это норма. Но, действительно, когда человек не заплатил, не потратил что-то для того, чтобы что-то приобрести, приобретаемое не ценится. Иногда так бывает, к сожалению.
15 минут на приём одного пациента
— А сколько времени врачи узкой специальности — как в бюджетных учреждениях, так и в частных — уделяют одному пациенту?
— Очень болезненный вопрос для госструктур. Одно время там была норма 12-15 минут. И большую часть времени врач был вынужден заполнять медицинскую документацию для создания правильной отчётности. И чтобы страховая компания потом эту услугу оплатила поликлинике. А страховая может не только не оплатить, но и штраф наложить. Таковы сегодня договора у госучреждений и страховых компаний.
В частных клиниках тоже такое бывает. Но я как-то не горю лично желанием работать со страховыми компаниями в силу определённых причин. И время приёма регламентирует сам врач. Вообще, конечно, идеально, когда врач закладывает час на приём пациента.
— В частных клиниках это уже чётко установлено?
— Полчаса, час, да... Бывают врачи, которые смотрят пациента быстрее, но это за счёт уже методического мастерства. А не за счёт того, чтобы побыстрее выпихнуть.
Как выбрать клинику и врача?
— Ну и, резюмируя. На что в первую очередь должен обратить внимание пациент при выборе врача и клиники? И каким по счёту такой пункт, как стоимость, должен быть в списке?
— Пациенту нельзя, конечно же, заложить в голову какие-то свои собственные знания. Наверное, можно ориентироваться на опыт друзей. Кто-то, например, был в клинике, сказал, что клиника хорошая. В основном в медицину и приходят по "сарафанному радио". Кому-то здорово помогли, человек рассказывает об этом. И его друг, или сосед, или коллега по работе тоже идут в эту клинику.
Что касается выбора по стоимости — здесь каждый оценивает свои возможности. Есть подозрительно низкая стоимость приёма — 300-400 рублей. Есть чрезмерно высокая. Ну, может, кто-то и согласится идти к остеопату за 50 тысяч рублей. Но в основном люди больше ориентируются на среднюю стоимость. Это, условно, от двух до семи тысяч рублей.
— Ваше мнение: нужна ли нам платная медицина?
— Вы знаете, лучше, когда врач оказывает помощь бесплатно, не беря за это деньги. Но у каждого человека есть семья, дети, жёны.
В сегодняшнем мире для того, чтобы купить себе хлеб, ты тоже должен заплатить в магазине деньги. А их откуда-то надо брать. Поэтому без платной медицины не обойтись. Конечно же, нужна. Кроме того, она неплохо стимулирует государственные ведомственные больницы и поликлиники нормально работать. Поэтому нужна.
— Я благодарю вас, Владислав Анатольевич, за такую интересную беседу!