Этот вопрос обсудят чиновники, бизнесмены, производители и эксперты по экопотреблению на практической конференции «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями», которая будет проходить 2 октября в Москве.
Здоровый образ жизни, экологически чистое питание, использование органических товаров – главные тренды последнего года. Об этом свидетельствует не только рост интереса к этим темам в СМИ, среди лидеров мнений и медиалиц, но и резкое увеличение спроса на эко- и биопродукцию среди обычных людей.
Мода на экологичный образ жизни пришла в нашу страну с Запада, где он давно стал нормой для миллионов людей. В Европе и Америке уже долгое время на государственном уровне вводятся и поддерживаются нормативы по производству экопродуктов, поощряются их локальные производители. А что в России?
У нас этот рынок только начинает формироваться. Спрос на подобные товары присутствует, но четкого представления о том, что такое экопродукция, нет ни у потребителей, ни у некоторых производителей, ни даже у государства (участники рынка уже много лет ожидают принятия закона о производстве экопродукции).
Эта ситуация привела к появлению различных спекуляций на тему экологической безопасности и качества еды, косметики, бытовой химии, а также к возникновению явления, получившего название «гринвошинг»: способа обмана покупателей, при котором производитель заявляет об экологических свойствах товара без достаточных на то оснований.
И страдают от этого не только покупатели псевдоэкологичных товаров, но и продавцы и производители настоящей органики – ведь они вынуждены конкурировать в неравных условиях.
Не секрет, что производство эко- и биопродуктов гораздо менее прибыльно, чем изготовление аналогичного товара традиционным способом. Так, с органик-ферм снимается в два раза меньше урожая, чем с полей, обрабатываемых химией. То же самое касается любого другого производства, имеющего экосертификат I типа, согласно которому в обязательном порядке должны соблюдаться особые требования к ресурсосбережению, обращению с отходами, логистике, упаковке и остальным этапам жизни продукта, не говоря уже о ежегодной процедуре подтверждения права на использование экомаркировки.
В сложившейся ситуации спасти рынок экопродукции может только объединение усилий по решению назревших проблем и открытый диалог всех лиц, заинтересованных в производстве, продаже и потреблении био-, эко- и органик товаров. 2 октября 2015 года они соберутся на практической конференции «Активация экопотребления: настройка диалога между производителями, ритейлом и потребителями». Мероприятие пройдет в рамках III Международной отраслевой выставки Wellness EXPO в Москве, организованной совместно с НП «Экологический союз (экомаркировка международного уровня «Листок жизни»).
Анна Тятте