8 сентября руководство КНДР официально опубликовало новый Закон о политике в отношении ядерных вооруженных сил. Этот документ определяет роль и миссию ядерных вооружений в стратегической безопасности страны, их цели и задачи в условиях конфликта, а также принципы и условия боевого применения. Публикация закона направлена на информирование третьих стран, в т.ч. потенциальных противников, и обеспечение эффективного стратегического сдерживания.
Ключевые положения
В новом законе отмечается, что ядерные вооруженные силы (ЯВС) являются мощным средством защиты суверенитета, территориальной целостности и интересов КНДР. Они должны предотвратить войну как на Корейском полуострове, так и во всей Северо-Восточной Азии. Также сообщается о наличии у КНДР надежных, эффективных и готовых к применению сил ядерного сдерживания. Они готовы решать поставленные задачи в соответствии с принятой политикой.
Названы цели публикации нового закона о политике в отношении ядерных сил. Этот шаг должен предотвратить ошибочные суждения между ядерными державами и злоупотребление ЯО. Как следствие, должны сократиться риски начала ядерной войны.
Новый закон включает 11 пунктов, определяющих те или иные аспекты политики в области ЯВС. Последовательно описывается миссия ядерных сил, их состав, принципы управления и контроля, а также выполнения принятых решений, принципы и условия применения ЯО, вопросы мобилизации, постоянной службы и дальнейшего развития ЯВС, а также меры по нераспространению и меры организационного и законодательного характера.
По понятным причинам, закон обходится без излишних подробностей. Так, п.1 описывает миссию ядерных сил в виде сдерживания путем создания угрозы или нанесения поражения, но не указывает точные стратегии и тактики применения ЯО. Состав ЯВС тоже описан крайне расплывчато: в соответствующем пункте лишь перечисляется наличие вооружений, средств доставки, систем командования и т.д.
П.3 закона указывает, что ЯВС подчиняются непосредственно единому командованию Председателя государственных дел КНДР, и он уполномочен решать все соответствующие вопросы. При этом имеются руководящие органы, призванные помогать Председателю в проведении всех мероприятий.
В случае создания угрозы для контуров управления ядерные силы должны немедленно выполнять удар по заранее составленному и утвержденному плану. В соответствии с п.4, приказы о применении ЯО от командования тоже выполняются незамедлительно.
Пункты 7 и 8 определяют постоянную мобилизованность ядерных сил. При этом определены условия безопасного хранения и эксплуатации специальных боевых частей. П.9 призывает укреплять и развивать ЯВС. Кроме того, он определяет необходимость периодического обновления ядерной доктрины для сохранения ее актуальности.
Принципы и условия применения
Особый интерес представляет п.5 закона – «Принципы применения ЯО». В соответствии с ним, КНДР намерено применять ядерные боезаряды как последний ответ на внешнюю агрессию, представляющую серьезную угрозу государству и народу. При этом КНДР не угрожает своим ЯО и не применяет его против безъядерных стран. Однако только до тех пор, пока они не участвуют в агрессии вместе с ядерными державами.
П.6 вводит пять условий применения ЯО по агрессору. Поводами для этого называют совершенную или ожидаемую атаку с применением ЯО или иного орудия массового поражения либо неядерных средств, направленную на страну в целом, ее руководство, командные структуры или стратегически важные объекты.
Кроме того, ЯВС могут быть применены для предотвращения затягивания вооруженного конфликта. ЯО будет ответом и на иные обстоятельства, связанные с катастрофическим риском для дальнейшего существования страны и народа.
Реальные возможности
В контексте нового закона упоминается, что КНДР уже имеет полноценные ядерные силы, показывающие требуемую эффективность и надежность. При этом состав и возможности подобных ЯВС, по очевидным причинам, не уточняются. Впрочем, имеются различные сведения о процессах развития этих сил и их возможных результатах.
Напомним, КНДР провела первый испытательный взрыв ядерного заряда в 2006 г. В 2017-м состоялись первые испытания термоядерного боеприпаса. К настоящему времени было проведено несколько ядерных испытаний, что показывает способность промышленности изготавливать, как минимум, единичные боезаряды. Однако имеются и более смелые оценки.
Разные зарубежные источники сообщают, что КНДР смогла наладить производство оружейного плутония. Ежегодно производится несколько десятков килограммов этого сырья, что достаточно для выпуска 10-12 боеприпасов мощностью в десятки килотонн. Подобные заряды могут использоваться в составе боевых частей для существующих и перспективных ракет. К настоящему времени ЯВС могли получить, как минимум, несколько десятков боезарядов.
Армия КНДР располагает широким спектром ракетных комплексов разного назначения. На вооружении состоят оперативно-тактические системы, ракеты малой и средней дальности. В последние годы создан ряд новых межконтинентальных ракет. Кроме того, продолжаются работы по теме ракет подводных лодок. Большинство имеющихся или создаваемых ракетных комплексов может использовать как обычную, так и специальную боевую часть. Насколько сложной является замена боевого оснащения, неизвестно.
По всей видимости, актуальные планы командования предусматривают использование ядерных боезарядов на БРСД или МБР. За счет высоких летных характеристик такие средства доставки должны обеспечить максимальный эффект от применения ЯО.
Так, к настоящему времени на вооружение могли поступить МБР «Хвасон-14» и «Хвасон-15», дальность которых может достигать 10-12 тыс.км. В этом году состоялись испытания комплекса «Хвасон-17» с предполагаемой дальностью не менее 13 тыс.км. БРПЛ серии «Пуккыксон» пока летят лишь на 2-2,5 тыс.км, однако подводная платформа серьезно увеличивает общий радиус действия всего комплекса.
Какое количество ракет и боевых блоков на них может быть оснащено ядерными боезарядами, неизвестно. При этом ЯВС КНДР уже имеют возможность доставить такую нагрузку к целям на другом континенте. МБР последних моделей позволяют атаковать цели почти на всей территории Европы и США. Эффективность такого удара зависит от его количественных показателей, конфигурации боевой нагрузки и эффективности ПРО потенциального противника.
Возможность массированного удара, способного перегрузить ПРО третьих стран, у КНДР, по всей видимости, пока отсутствует. Однако ядерное боевое оснащение значительно повышает ставки: даже один пропущенный боевой блок нанесет серьезный ущерб инфраструктуре, нанесет потери населению, а также ударит по настроениям в обществе. Соответственно, даже в текущей конфигурации ядерные силы КНДР способны решать задачи стратегического сдерживания, хотя и при наличии некоторых ограничений.
Официальное предупреждение
Таким образом, к настоящему времени КНДР смогла создать собственное ядерное оружие и целый ряд средств доставки для него. Ракетно-ядерный потенциал армии постепенно растет – вместе с возможностями по сдерживанию потенциального противника, а при необходимости и по нанесению ответного удара.
При этом на текущем этапе развития ЯВС для эффективного сдерживания требуются меры не только военно-технического характера. Противник должен знать и понимать, что его ожидает в случае агрессии. Именно с этой целью КНДР не только приняла новый закон о политики в отношении ядерных сил, но и открыто опубликовала его. Поймут ли такой сигнал его адресаты в лице третьих стран, неизвестно. Но Пхеньян четко обозначил свою позицию и показал готовность продолжать текущую политику.
Рябов Кирилл