Третья мировая война, если она, не дай бог, состоится, будет не войной между социалистическим лагерем и капиталистическим концлагерем, не между христианским Западом и мусульманским Востоком, не между Москвой (Третьим-Римом) и Вашингтоном (Сияющим-Градом-На-Холме). Все эти конфликты уже более или менее в прошлом. Это будет война между Китаем и Индией. И вестись она будет в Африке. И за Африку.
Центр тяжести мировой цивилизации уже ощутимо сместился в сторону юго-восточной части Евразийского континента, туда, где расположены Китай и Индия. Прежде всего по демографическим причинам. На Земле сейчас проживает около 7,75 млрд людей. Из них около 2,8 млрд – в Китае и Индии. Каждый третий и более житель планеты – индиец или китаец. Конечно, сохраняется отсталость в оригинальных технологиях, в уровне жизни. Но размер территории и количество населения – это то, что имеет значение, всегда имело и будет иметь в борьбе за мировую гегемонию.
Да и отставание в технологиях уже весьма небесспорно. Современные города Китая выглядят, как иллюстрации к футурологическим романам о XXII веке. Если убрать «бухгалтерские уловки», то экономика Китая наверняка является первой в мире по объему. Экономика Индии тоже немаленькая. Армии у них есть. Ядерное оружие есть. Населения много. Но вот территории маловато. И, соответственно, ресурсов. Все это есть в Африке.
У России тоже много территории и ресурсов, «слишком много», в понимании западных держав, которые не забыли свои влажные мечты расширить за счет России свое Lebensraum. Но территория России надежно защищена мощной русской военной машиной, вооруженной в том числе и ракетами с ядерными боеголовками, но не только. Вторжение в Россию никто, будучи в здравом уме и рассудке, планировать не будет.
И даже инфильтрация малоэффективна. Не стоит опасаться и того, что, например, китайцы сами по себе смогут «захватить» нашу Сибирь. Без «помощи» наших собственных коррумпированных чиновников у них ничего не получилось бы. Так что все опасности для территории и ресурсов России находятся не вовне, не в экспансии Китая и тем более Индии, а внутри самой России.
А вот Африка – она почти что «ничья». В мировой геополитике Черный континент – это не субъект, а объект притязаний. Европа и Америка сильно уменьшили свое присутствие и влияние на континенте. Зато пришли Индия и Китай. Индия первоначально пользовалась тем фактом, что во многих странах Африки, которые прежде были колониями Великобритании, сохранились большие диаспоры индийцев (будучи подданными британской короны они свободно передвигались в пределах империи).
К слову сказать, сам основатель индийского государства Мохандас Ганди много лет жил и работал в Южной Африке. Индийцы заняли ключевые места в экономике, финансах, торговле. И когда Британская империя перестала существовать, Индия посчитала, что Африка – это ее «законное наследство» от бывшей метрополии.
Однако в последние годы новый мировой гегемон – Китай – стал активно осваивать территорию и ресурсы африканских стран. Китай проводит политику невмешательства (рядом с китайским предприятием негры могут вырезать друг друга деревнями, китайская охрана не вмешивается), просто занимает и эксплуатирует территории, и даже работников привозит своих, из Китая. В Африке тоже живут люди, много людей, около 1,2 млрд, но их мнение никому не интересно.
Потому что у них нет политического суверенитета, нет сильной армии, военно-морского флота, ядерного оружия, они раздроблены. И для китайцев, и для европейцев жители Африки в лучшем случае адресат благотворительных программ, а в худшем – нежелательные беженцы и вообще второсортный людской материал, обреченный на вымирание.
Иная позиция была, пожалуй, только у Советского Союза. СССР помогал народам Африки обрести настоящую независимость и политическую субъектность. Нельзя сказать, чтобы это очень хорошо получилось. Но само присутствие Советского Союза, как одной из мировых держав, на континенте было необходимо и неизбежно.
С тех пор как Россия стала возвращаться в большую геополитику, стало неизбежным и заявление своих интересов в Африке. Проблема в том, что сейчас у нас нет привлекательной модели будущего, какой был социализм в советскую эпоху. Но позиция России как мощной военно-политической силы, противостоящей Западу, до сих пор актуальна. А теперь еще, так получается, Россия отчасти противостоит «новым колониалистам» – Китаю и Индии. Хотя, скорее, не противостоит, но уравновешивает их амбиции.
Если не завтра, то послезавтра, будет новый передел мира. Мир будет поделен между Китаем и Индией (остается надеяться, что без большой войны), в первую очередь Африка будет поделена. Господство Америки – это реалии вчерашнего дня, а доли западных стран в общем и целом будут сокращены (потому что Китаю и Индии надо расти за счет кого-то). Россия должна быть участником, стороной и субъектом этого процесса (а не объектом, как Африка). Поэтому и в Африке наше присутствие необходимо. Политическое, военное, экономическое.
Вот только формы и способы обозначения такого присутствия вызывают беспокойство. Не хотелось бы, чтобы влияние России ограничивалось обеспечением коммерческих интересов нескольких частных компаний, принадлежащих российским олигархам, и то не напрямую, а через офшоры. Полномасштабное «возвращение России в Африку» должно обязательно включать в себя и военные базы, и политическое влияние, и «мягкую силу» – продвижение российской культуры, образования и даже образа жизни, ориентированного более на Россию, чем на Запад или на Китай. В этом смысле советский опыт может быть и применен, и развит. И чернокожие африканские студенты в вузах наших северных городов должны быть, и пусть их будет много.
Главное, чтобы после получения образования в России они вернулись к себе домой, в Африку. И вернулись с любовью к русскому миру в сердце, со знанием, пониманием русской культуры и русского языка, с уважением к России.
$20 000 000 000. Аттракцион неслыханной щедрости для Африки. Куда делись 20 млрд долларов?
Герман Садулаев