Русские Вести

Всё ли можно купить в Китае? Разбор популярных мифов


Продолжая цикл статей про Китай, не могу не остановиться на таком популярном в России мнении: «Все товары в мире сейчас производятся в Китае – поэтому в условиях западных санкций надо просто взять и купить там все, что нужно!» Такое мнение можно слышать часто, причем этот «китайский закуп» часто путают с «параллельным импортом» (которому была посвящена моя предыдущая статья). Но так ли это?

Что есть в Китае – а чего нет

Увы, представление большинства наших сограждан о Китае крайне расплывчато и похоже на пьесу Чехова "Свадьба" (1890 год), где кондитер-грек Харлампий Дымба в ходе застолья на любые вопросы собеседника отвечает «В Греции есть всё!»

Начнём с того, что в Китайской народной республике (КНР), которую обычно называют у нас Китаем, производится отнюдь не всё. Например, 92% самых сложных полупроводников (чипов и микросхем), необходимых как для смартфонов, так и крылатых ракет, выпускается в Китайской Республике, которую обычно называют у нас Тайванем. Материковый Китай и остров Тайвань (так будем называть их для понятности) это два разных государства, которые друг друга не признают, хотя и торгуют друг с другом. Технологический рывок на Тайване начался гораздо раньше, чем на материковом Китае – уже в 80-е годы остров был славен по всему миру электроникой, входя в число «азиатских тигров» наряду с Японией, Южной Кореей, Гонконгом и Сингапуром, тогда как КНР тогда только открывала первые «особые экономические зоны» для иностранцев.

После того как в 2020 году из-за изоляции в пандемию КНР оказалась без импортных полупроводников с Тайваня, а параллельно Штаты начали запрещать импорт технологий в КНР, материковый Китай начал активно вкладывать миллиарды долларов в собственное развитие данной отрасли, которая даже к весне 2021 года выросла примерно на 50%. Потом на фоне отмены пандемийных ограничений и возобновления импорта с Тайваня рост производства в КНР замедлился, сейчас вновь подрос примерно на 20%. Но тем не менее, производства сложных полупроводников в КНР не хватает даже для своих нужд.

Так что, после отказа Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) собирать процессоры для российских «импортозамещающих» компьютеров "Эльбрус" или смартфонов AYYA T2, заменить-то тайваньские микросхемы и чипы особенно нечем, ведь даже в КНР их производится не так-то уж много, не говоря уж о качестве (все же TSMC создана в 1987 году при участии правительства Китайской Республики, уже «набила все шишки» и вышла «на уровень»).

Далее, в силу отсутствия знаний о КНР большинство наших граждан представляет его себе по образцу СССР (раз страна-то до сих пор социалистическая, а правит там компартия), где все заводы от крупных до мелких принадлежали государству, хотя могли и выполнять заказы для иностранцев (например, для Пьера Кардена шили с 1986 года заказы). Но в Китае не так. Совсем недавно, 24 марта, официальный орган ЦК Компартии Китая газета "Жэньминь жибао" отчиталась о том, что, «как недавно стало известно в Главном государственном управлении КНР по контролю и регулированию рынка, за десять лет, с 2012 по 2021 год… доля частных предприятий в общем секторе экономики выросла с 79,4% до 92,1%». Если брать сферу только промышленного производства, то есть такая цифра – с момента старта экономических реформ в 1978 году к 2011 году доля государственных предприятий снизилась там с 78% до 26%. Сейчас она еще ниже.

Завод иностранной компании в КНР – это её собственность, где из принадлежащих ей комплектующих (в том числе произведенных в других странах), по ее охраняемым технологиям, под бдительным контролем ее сотрудников и под охраной ее службы безопасности наемные работники-китайцы собирают продукцию. И эта продукция без согласия той самой иностранной компании в Россию с завода никак не попадет.

Конечно, на рынке периодически появляются ловкачи, уверяющие, что продаваемые ими смартфоны, или якобы брендовые сумки, обувь и очки, или что угодно тайно вынесены через черный ход с официального завода компании, либо произведены там ночью в нелегально организуемую смену и т.д., и т.п. Но проверить это a priori нельзя. С таким же успехом я могу принести на базар обычного карпа и говорить, что он стоит в 10 раз дороже, чем у других, потому что тайно (почему и не может быть никаких документов) выловлен в пруду с рыбой для кухни Кремля, которая для долголетия президента откармливается особенными кормами. Звучит смешно, но подобные маркетинговые ходы про «кремлевские таблетки» еще недавно проходили на ура для широкой публики.

Что такое «хороший» и «плохой» фабричный Китай

«Ладно-ладно, – скажет тут читатель. – Но ведь сами китайцы тоже производят на своих заводах все что угодно, и для своего рынка, и на экспорт! Вот – открываешь AliExpress, и находишь все, что нужно!» Более продвинутый вспомнит о предназначенном для китайской аудитории интернет-магазине TaoBao, принадлежащем той же Alibaba Group.

Вопрос в качестве товара. Процитирую русского архитектора, несколько лет работавшего в Пекине: «Понадобилось мне как-то купить блендер. На том же таобао глаза разбежались – вау, как всё дешево! Можно найти блендер хоть за 300 рублей! В общем, я взяла тот, что за 1200 (не самый дешевый, на минуточку). Думаю, не стоит упоминать, что его красная цена была вот ровно 1200 рублей. Даже не 1201. Собранный из дешёвого пластика, с дешёвым движком. Да, он работает, что-то месит, но, честно говоря, плохо выполняет функцию блендера, потому что даже ножи там поставлены под странным углом. Он как бы работает, но не продуман. И так практически всё в Китае, что штампуется без понимания, как. Дешевизна достигается за счет снижения стоимости материалов и упрощения технологии. Стоит ли оно того?» И не забудьте еще жадность наших коммерсантов, которые будут искать самые дешёвые товары, чтобы потом побольше накрутить на них ценник.

И ладно бы это был блендер. Сломался – и не жалко. А если речь будет идти про запчасти к автомашине или вентилю на нефтяной трубе, а тем более пассажирскому самолету и скоростному поезду? А между тем представление о закупке и таких товаров в Китае – с поправкой на масштаб – в России аналогично тому же «зайдем на AliExpress и возьмем».

Один из моих знакомых работает в нефтяной сфере, если быть точным – связанным с оборудованием для перекачки нефти. Там требуются качественные подшипники, основным поставщиком которых во всем мире является шведская компания SKF, 1 марта заявившая (сначала) о временном прекращении поставок в Россию. Интересуюсь у него – что будете делать? «Да вот общался с поставщиком изделий фирмы SKF. Говорит, на случай блокировки поставок будет покупать через партнёра в Сингапуре». Затем бац – 5 марта и Сингапур вводит санкции против России. Потом, видимо, у нас ждали, «вдруг все как-нибудь самое вернется на круги своя». И вот 22 апреля SKF сообщает уже об окончательном уходе из России. Интересуюсь – что будете теперь делать? Оказывается, они погуглили и нашли производителей подшипников в Китае. А что по качеству? «А по качеству пока не знаем, но фирма 30 лет работает». Вот пришлют – попробуем!

Надо самому ехать в Китай

«То есть, получается, надо ехать в Китай искать и все смотреть самому?» – наконец-то осознает весь масштаб проблемы читатель, только что уверенный, что «все можно найти и купить через AliExpress». Верно! И если бы ездим самим было так просто, не существовало бы целой профессии «закупщиков в Китае», годами живущих в этой стране.

Начнём с того, что ехать куда? На одну из проходящих в Пекине больших выставок продукции? На оптовые рынки в Шанхай или Гуанчжоу, центры южных провинций Китая, где сконцентрировано промышленное производство? Или сразу на место производства в одну из «особых экономических зон», таких как 17-миллионный город-завод Шэньчжэнь, выросший с 1980 года на месте пограничной с Гонконгом рыбацкой деревушки? И ведь на осмотр предлагаемого в каждой из этих локаций нужно много-много дней.

Добавьте, что вокруг все написано на иероглифах (лишь что-то дублируется на английском) и далеко не все китайцы говорят по-английски (а уж на русском и подавно очень мало кто, если речь не идёт о приграничных районах), либо же их произношение таково, что понять их очень сложно. Если вы учили китайский в России или наняли переводчика – нелишне напомнить, что единого китайского языка не существует, и если в европейских вузах обычно учат северокитайский, а точнее пекинский его диалект (так называемый мандаринский), то на юге Китая, где сосредоточены основные производственные мощности, говорят на южнокитайских языках (юэ, хакка, минь), очень сильно отличающихся от северных, ведь тамошние китайцы – это завоеванные и кое-как ассимилированные Китаем народы юэ, этнически близкие к вьетнамцам.

Приплюсуйте еще присущую всем восточным народам неискренность, хорошо заметную по уклончивым ответам (ни «да», ни «нет»), и даже по работе местных переводчиков, когда спич на русском и на китайском у них сильно различается по длине. С китайцами надо пройти целую систему ритуалов, с обязательным совместным поглощением местных пищи и алкоголя (и не стоит обольщаться, мол, «мне как русскому это нипочем», как китайцы «накидываются», ужасает даже русских – да и традиционная китайская водка, производимая из риса или сорго, имеет крепость до 60 градусов, в отличие от 40-градусной «беленькой»), и вот тогда контакт наладится… может быть! Что и как думают китайцы, зачастую остается загадкой даже спустя годы сотрудничества.

Добавим, что, как пишут посещавшие крупные торговые центры в Шэньчжене российские экспаты – всё буквально переполнено подделками под известные бренды, причем искусно мимикрируют даже «фирменные» вывески и униформа продавцов магазинов.

Для командированного в Китай сотрудника очень велик соблазн просто выбрать первого попавшегося поставщика – у которого офис поближе к его отелю, или который знает русский язык, или показался «попроще» в плане общения, или к которому привел «прикормленный» этим поставщиком переводчик (а такое в Азии очень популярно), или который прямо намекнул на хорошую мзду в случае заказа товаров у него. А потом идти развлекаться и шопиться. Но разве это выбор в пользу качества товара?

Ещё важный момент – многие китайские крупные производители, для которых основным рынком являются США (и которым важны западные технологии), могут просто отказаться продавать продукцию в Россию из-за опасения вторичных санкций (а китайские банки уже отказываются кредитовать деятельность в России).

Но, допустим, удалось найти в Китае хорошего поставщика. И тут, на самом деле, проблемы-то только начинаются. Почему?

У китайцев постоянные проблемы с качеством продукции – выдержать стабильно и то же для них, видимо, непосильная задача. Сошлюсь для примера на своего знакомого, который с 2016 года размещает крупные заказы на электронику на китайских заводах, дойдя уже до аренды целых линий на заводах: «Даже в рамках производства на одной и той же сборочной линии качество выпущенной продукции может различаться очень сильно, не говоря уже о разных линиях на одном и том же заводе. Нам приходится постоянно держать прямо в сборочном цеху собственного контролера (обязательно – не китайца), потому что без него качество начинает стихийно «ходить туда-сюда» как по синусоиде. Достаточно контролеру просто отлучиться – качество уже падает, и получаемая нами с завода продукция, вроде бы такая же на вид как обычно, уже через месяц выходит из строя, и партию в 5 – 10 тыс устройств приходится изымать и возвращать на завод. В чем причины – не знаю».

Можно бы задуматься, что если бы китайцы сами собирали смартфоны и компьютеры, аналогичные Apple, то все давно бы покупали китайские аналоги. На вопрос-то не в бренде, а в качестве – при тех же вводных китайское работает по принципу «как повезет».

Но внешне, конечно, китайская продукция кажется абсолютно такой же, как и собираемая в этой стране брендовая западная (красивый яркий дизайн там китайцы уже научились придумывать и обеспечивать), что многих вводит в заблуждение.

Владислав Мальцев

Источник: zavtra.ru