Русские Вести

Впервые в открытом космосе


18 марта 1965 года. На космодроме Байконур на юге Казахстана идет подготовка к запуску космического корабля «Восход 2». На его борту находятся два космонавта — это Павел Беляев и Алексей Леонов. Последний получил почетное и крайне опасное задание Он должен стать первым человеком, который выйдет в открытый космос и будет находиться там за пределами корабля.

На высоте 475 километров над поверхностью Земли корабль выходит на орбиту. Беляев и Леонов начинают подготовку. У них есть складная надувная шлюзовая камера в сложенном состоянии, сделанная из полотняной материи, покрытой резиной. Она надувалась за пределами корабля.

В 11:32:54 все готово. В то время как под ними проплывает Севeрная Африка, Леонов вылезает из надувного шлюза. Через мгновение он начинает парить в космическом пространстве. Перед ним бесконечность Вселенной. Тишина нарушается только звуком его собственного дыхания и ударами сердца.

«Я почувствовал себя чем-то незначительным, каким-то маленьким муравьем, столкнувшимся с гигантской величиной Вселенной», — говорил он позднее о своих ощущениях. «В то же время я ощутил себя сильным. Высоко на поверхностью Земли я почувствовал силу человеческого интеллекта, доставившего меня сюда».

Потом пустоту заполнил голос Павла Беляева. Слова, сказанные им, передавались всему Советскому Союзу: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! В настоящий момент он свободно парит в космосе».

Подключился советский руководитель Леонид Брежнев: «Как Вы себя чувствуете?» — спрашивает он Леонова.

«Спасибо! Все отлично!», — сказал Леонов в ответ.

Триумф объявлен. И тут начались осложнения. Внутреннее давление воздуха привело к тому, что скафандр раздулся как воздушных шар, и это все больше и больше мешало Леонову двигаться. Постепенно руки начали вылезать из перчаток, а ноги из ботинок.

Ситуация моментально становится критической. Болтающиеся перчатки привели к тому, что Леонов больше не мог втиснуться в воздушный шлюз с помощью страховочного фала. Он посмотрел на горизонт, подумал о том, что у него есть примерно пять минут, прежде чем он исчезнет в тени Земли. Тогда все станет черным. И до этого момента он должен найти решение.

В этом году о выходе Леонова в открытый космос был показан полнометражный фильм «Время первых», а на этой неделе у фильма была европейская премьера на фестивале Starmus в Тронхейме.

Отношение как к Богу

Алексею Леонову было 26 лет, когда в 1960 году он был принят в первую команду космонавтов. Человека, создавшего советскую космическую программу, звали Сергей Королев, именно он определял судьбу будущих космонавтов. Для них он был высшим существом. Еще до встречи с ним молодые будущие космонавты в своих беседах говорили практически только о нем.

«Про Королева говорили, что он — очень целостный, но одновременно и очень требовательный человек. Все вокруг него ходили на цыпочках из страха сделать что-нибудь не то и разозлить его. К нему относились как к Богу».

Так сам Леонов описывает Королева в книге «Две стороны Луны», которую он написал в соавторстве с американским астронавтом Дэвидом Скоттом (David Scott). Тем не менее, у Леонова были хорошие отношения с его требовательным руководителем.

«Леонов вместе с Юрием Гагариным был фаворитом Сергея Королева. Он видел потенциал обоих и считал, что они по своим способностям превосходят других», — говорит эксперт по вопросам космонавтики Эрик Тандберг (Erik Tandberg), сотрудник Норвежского космического центра.

«Но человеком, получившим почетное задание стать первым в космосе, стал Гагарин, это произошло в 1961 году».

Скоро должно было прийти и время Леонова. Советские руководители знали, что НАСА планировало осуществить выход в открытый космос, а желание победить американцев было велико. В 1963 году Королев вызвал к себе космонавтов и сообщил следующее: «Моряк на корабле должен уметь плавать в море. А космонавт должен уметь парить в космосе».

Он посмотрел в глаза Алексею Леонову и сказал: «Ты, орленок, надевай-ка скафандр и начинай отрабатывать прогулки в космосе».

Тепловой удар и кессонная болезнь

Через два года Леонов становится первым человеком, вышедшим в открытый космос. Он пробыл там 12 минут, и с каждой прошедшей минутой появлялось все больше признаков того, что он не вернется живым из этого приключения.

По мере того, как скафандр раздувался все больше, возникло две проблемы. Во-первых, перчатки болтались так сильно, что ему не удавалось втянуть себя в надувную шлюзовую камеру с помощью страховочного фала. А раздутый скафандр стал слишком большим, чтобы он смог войти в узкий шлюз.

У Леонова был радиоконтакт с Центром управления полетом, но он не хотел рассказывать Центру об опасном положении, в котором он находился. Он не хотел никого пугать и, кроме того, считал, что у него не было времени на разговоры. Может быть, он думал и о том, что американцы перехватывали радиопереговоры. Ничего не сообщая Центру, он пальцами обхватил клапан внутри скафандра и стравил половину воздуха из скафандра.

«Я был единственным человеком, который мог решить эту проблему, и я должен был сделать это быстро», — пишет Леонов в книге «Две стороны Луны».

Он начал подтягивать себя фалом к шлюзу. Наконец он ухватился за шлюзовую камеру и головой вперед втянул себя внутрь.

«Он неправильно вошел в камеру. Нужно было входить в нее ногами вперед, чтобы можно было закрыть за собой шлюзовую камеру», — говорит эксперт по вопросам космонавтики Эрик Тандберг.

«Поэтому Леонову пришлось делать кувырок внутри узкой камеры».

В то время как Леонов пытался перевернуться, он почувствовал зуд кожи — первый симптом кессонной болезни. Когда Леонов выпустил воздух из скафандра, он подвергся большой опасности из-за мощного падения давления: так бывает с водолазами, если они быстро поднимаются наверх с большой глубины.

Напряженные усилия привели к сильному повышению температуры внутри скафандра Леонова. Сообщение о медицинских параметрах показало быстрый рост температуры его тела, что вызывает угрозу теплового удара.

«Это была колоссальная физическая нагрузка, но, в конце концов, он смог перевернуться так, чтобы закрыть шлюзовую камеру», — объясняет эксперт по вопросам космонавтики.

«Он настолько вспотел, что, когда снял с себя скафандр, пот можно было выливать из ботинок».

Леонов благополучно вернулся на корабль, но два космонавта столкнулись еще со множеством проблем.

Гонка

Пребывание Леонова в открытом космосе было еще одной победой Советского Союза в космическом соревновании с США. Пока Советский Союз четко лидировал. Стартовым выстрелом космической гонки стало 4 октября 1957 года, когда Советский Союз запустил первый искусственный спутник земли, Спутник 1.

Событие стало большим шоком для США, которые до этого момента были уверены, что они технологически далеко опередили Советы. Это было особенно страшно для американцев, потому что запуск показал, что Советы обладают ракетами, способными достигнуть США.

Всего лишь через месяц после запуска спутника Советы увеличили свой отрыв в космической гонке — собака Лайка стала первым млекопитающим, облетевшим вокруг Земли. Следующей целью был запуск человека в космическое пространство. И в 1960 году началась подготовка первой команды космонавтов.

Биография Леонова была абсолютно типичной для первого поколения космонавтов. Он вырос в угольном регионе Сибири в многодетной семье. Его мать в классическом советском стиле была награждена за рождения своих детей Орденом материнской славы первой степени. Леонов рано стал хорошим летчиком и парашютистом, благодаря этому его пригласили участвовать в программе подготовки космонавтов.

У Леонова был только один вопрос, на который он хотел получить ответ прежде, чем стать космонавтом: «У меня есть девушка. Скажите честно, помешает ли это мне создать семью?»

«Если это хорошая девушка, то не будет никаких проблем», — ответили ему.

Волки, мороз и два метра снега

Спустя пять лет, 18 марта 1965 года девушка, которую любил Леонов, стала его женой. Дома в Советском Союзе она получила сообщение о том, что ее супруг совершил выход в открытый космос. Она не подозревала, что все могло кончиться плохо.

Сначала космический корабль начал крутиться после того, как шлюзовая камера во время спуска была отстрелена от корабля. После этого уровень кислорода стал опасно расти. Но самым неприятным было то, что, когда космонавты должны были вернуться на Землю, автоматическая система управления вышла из строя. Они были вынуждены перейти на ручное управление, что до них никто не пробовал делать.

«В результате они приземлились совсем не в том месте, которое было запланировано», — рассказывает Эрик Тандберг.

Они попали в безлюдный район на севере в русской тайге. Был мороз и снег глубиной два метра, и, кроме того, это было время спаривания белого русского волка. И никто понятия не имел, где находились эти два космонавта.

В довершение всех бед выходной люк спускаемого модуля заблокировала береза, и космонавтам пришлось потрудиться, чтобы выйти наружу.

Как большинство космонавтов, Беляев и Леонов прошли подготовку на выживание в экстремальных условиях. Они разделись догола и выжали свою одежду, совершенно мокрую от пота. После этого Леонов наладил радиопередатчик и начал посылать сигналы азбукой Морзе.

Часы шли, но ответа не было. Пошел сильный снег, и космонавты укрылись в модуле. Потом, спустя семь часов, одна западногерманская станция сообщила, что приняла сигналы Морзе от космонавтов. На следующий день пришли спасатели.

В месте посадки лес был настолько густой, что вертолет не мог приземлиться, и спасатели добирались на лыжах. Вертолет между тем сбросил большой котел, в котором Беляев с Леоновым, растопив снег, смогли нагреть воды и ополоснуться перед возвращением в цивилизацию.

Спустя три дня после приземления два космонавта прошли на лыжах девять километров до вертолета, на котором отправились домой. Каждый получил звание Героя Советского Союза, автомобиль и 15 тысяч рублей (сейчас это примерно 2 тысячи крон).

Но прошло несколько десятилетий, прежде чем общественность узнала, насколько опасным в действительности был первый выход человека в космическое пространство. Правительственная комиссия сделала лишь короткое сообщение после возвращения Беляева и Леонова домой: «Человек в специально изготовленном скафандре может жить и работать в космическом пространстве».

Автор:Фрид Квалпскарму Хансен (Frid Kvalpskarmo Hansen)

Фото в заголовке: © РИА Новости, Юрий Сомов
 
 

Источник: inosmi.ru