Ну вот и дожили. В Германии – некогда лидере, локомотиве и главном спонсоре европейского объединения – призвали к усилению контроля на границе ЕС с Венгрией. То есть де-факто к денонсации знаменитого Шенгенского соглашения, отменившего в рамках «общеевропейского дома» все ранее существовавшие там государственные границы.
Нет, формально границы, конечно, остались, но преодолевать их как люди, так и товары могли теперь беспрепятственно, буквально их не замечая. Теперь вот Венгрия, видимо, окажется за пределами пресловутой Шенгенской зоны.
Что любопытно, с подобным нехарактерным для немецкого политика предложением выступил Михаэль Штюбген, глава МВД земли Бранденбург, у которой, как впрочем и всей ФРГ, нет с Венгрией общих границ. Причиной для такого демарша стало решение Будапешта о включении граждан России и Белоруссии в программу упрощенного получения долгосрочных виз.
Вслед за немцем объяснений за визовые послабления для россиян и белорусов от венгров потребовала и еврокомиссар по внутренним делам шведка Илва Йоханссон, пригрозившая Венгрии неприятными последствиями.
«Россия представляет угрозу безопасности. Предоставление потенциальным российским шпионам и диверсантам лёгкого доступа в ЕС подорвёт безопасность всех нас», – заявила брюссельская чиновница, попутно выразив убеждённость в том, что барьеры для въезда граждан из «неблагонадёжных стран» нужно не снижать, а, наоборот, повышать.
По информации Der Spiegel, Йоханссон предупредила венгерские власти, что если она увидит опасность в новых правилах, то Брюссель примет к Венгрии «меры воздействия».
Как напомнил журнал, «отношения между ЕС и Венгрией уже долгое время были напряжёнными», а с началом украинского кризиса они ещё больше обострились как из-за разного понимания Будапештом и коллективным Брюсселем природы и причин конфликта, так и после недавнего визита премьер-министра страны Виктора Орбана в Москву, «благословения» на который от еврокомиссаров он не получал.
Так что визовый вопрос с расширением выдачи упрощённых трудовых виз, так называемых венгерских национальных карт, на Россию и Белоруссию – это, по сути, не более чем лишний повод наказать Венгрию, требование чего прозвучало в недавнем выступлении в Европарламенте (ЕП) лидера консервативной Европейской народной партии (партии фон дер Ляйен) Манфреда Вебера.
Ещё одним доказательством того, что всё это спланированная антивенгерская кампания, фактически ставшая местью уязвлённых независимостью Орбана европейских бюрократов, может служить документ-обращение членов ЕП к руководству Евросоюза с призывом лишить Венгрию права голоса в Совете Европы, в соответствии с процедурой, изложенной в статье 7 Договора о ЕС.
Надо понимать, что подобные внутриевропейские санкции, идущие вразрез с громогласно провозглашаемыми демократическими принципами и свободами, – дело неслыханное. Но, видно, времена нынче такие, когда европейский либерализм начинает терять весь свой гуманистический лоск, обнажая истинное неонацистское лицо.
Удастся ли в итоге евроглобалистам приструнить опального венгерского премьера, пока неясно. Но об одном эффекте (явно нежелательном) их пламенной борьбы со всей определённостью можно говорить уже сегодня.
Прямо сейчас становятся понятными контуры внутреннего противостояния европейских элит, где, с одной стороны, фон дер Ляйен со всей Еврокомиссией и большинством нынешних руководителей стран-членов ЕС, всё ещё лелеющих надежду, что американским демократам удастся «устранить» Трампа и продолжить курс на укрепление трансатлантического сотрудничества, читай: на глобальный конфликт со всем остальным миром
А с другой – Орбан, Ле Пен, Фицо, Герберт Кикль (Австрийская партия свободы, претендующая на победу и формирование правительства после грядущих в сентябре этого года выборов), а также консервативные силы в Германии, Италии и прочих странах Евросоюза, ориентированные больше на Трампа в том числе и в несколько наивной вере в то, что он поможет им одолеть конкурентов в Европе. Такое себе «Трамп придэ, порядок наведэ».
Но, помимо внутренних политических разборок, нынешний европейский раскол, зримой чертой которого может стать обнуление, пусть и частичное, «трансграничных» правил Евросоюза, угрожает отразиться и на международной ситуации.
Чем громче местные глобалисты клянут на чём свет стоит «миротворца» Орбана, чем больше они злятся и в этом гневе всё ярче рисуют себе образ врага, – «поразительно напоминающего» Россию, – тем более велика становится вероятность того, что они доведут-таки дело до Большой войны, а саму Европу, соответственно, до цугундера.
А это уже, как ни крути, касается и нас с вами. Так что в противостоянии евроглобалистов и европрагматиков, невзирая на лица и не пытаясь разобраться в нюансах, в нынешней ситуации наши симпатии должны быть на стороне вторых.
Хотя бы просто потому, что их приход к власти в ключевых странах Европы (про Германию мы ещё поговорим отдельно) даёт шанс на трансформацию общеевропейского проекта, вплоть до его полного перезапуска.
А это, как показывает практика, похоже, единственный путь удержать европейских ястребов от превращения Европы в военный союз, о чём уже прямо заявила фон дер Ляйен, и, как следствие, развязывания третьей мировой, к которой пока, увы, всё и идёт.
Вот так, казалось бы, простой и даже второстепенный вопрос контроля внутренних границ Евросоюза перерос в тему глобального противостояния и судеб всего мира. Впрочем, это неудивительно. Европейская «империя», столетиями доминировавшая на планете, просто так своих привилегий не отдаст. А значит, каждый, кто ей в этом мешает, становится потенциальным врагом, даже если это дальний «венгерский родственник».
АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ