До сих пор продолжаются бурные споры вокруг причин, благодаря которым вооруженной оппозиции удалось стремительно захватить Дамаск, а сирийская армия Башара Асада не оказала ей никакого сопротивления и фактически разбежалась.
Как считает агентство Reuters, армия Асада была сильно деморализована и слишком зависела от иранских советников, большинство которых покинули Сирию к моменту начала наступления. Солдаты начали быстро оставлять позиции из-за недоукомплектованности
Армия Сирии, пишет агентство со ссылкой на нескольких человек, служивших в сирийской армии при прежнем правительстве, еще до падения режима Башара Асада стремительно отступала с подходом повстанцев, поскольку солдат не хватало из-за коррупции, а многие из них были деморализованы или не соответствовали требованиям службы.
Один из военнослужащих — 23-летний Фархан аль-Хули — пожаловался в беседе с агентством, что ему мало платили, и он был деморализован. Он рассказал, что должен был держать оборону с другими сослуживцами на форпосте в районе города Идлиб, который стремительно взяли повстанцы.
По словам аль-Хули, на позиции должны были находиться девять военнослужащих, однако фактически их вместе с ним было трое, поскольку шестеро других подкупили командование, чтобы не идти в опасную локацию. Один из двух сослуживцев, фактически находившихся на посту, имел психические отклонения и не был пригоден к службе, заявил изданию собеседник.
Аль-Хули рассказал, что 27 ноября, когда повстанцы начали свое наступление, ему на мобильный телефон позвонил командир с другого поста и сообщил о приближении первой колонны. Военнослужащим на позиции было приказано оставаться на месте и держать оборону. Однако аль-Хули перевел телефон в режим полета, переоделся в гражданскую одежду, бросил оружие и бежал. По пути, по словам мужчины, он видел других военных, которые также оставляли свои посты.
«Я оглянулся и увидел, что все идут за мной. Когда они увидели, что один человек убегает, все начали бросать оружие и бежать», — рассказал аль-Хули агентству.
Об истощении армии и о низком моральном духе солдат Reuters сообщили еще десять человек, в том числе три старших сирийских офицера и два командира иракских ополченцев, сотрудничавших с сирийской армией. Об этом же сообщили источник в сирийских силах безопасности и собеседник из ливанского движения «Хезболла», также поддерживавшего Асада. То же самое следовало из разведывательных документов, найденных Reuters в оставленном военными офисе в Дамаске.
Собеседники агентства признались, что среди солдат росло возмущение повсеместной коррупцией. Кроме того, правительственные войска Асада сильно зависели от иностранных союзников.
Зависимость от финансируемых Ираном ливанских и иракских группировок, а также самих властей исламской республики возникла еще в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война. Командование регулярной армией во многом курировали иранские военные советники и союзные им ополченцы.
Многие из иранских военных советников покинули Сирию этой весной после того, как Израиль нанес удар по Дамаску. Те, что остались, уехали в начале декабря, пояснили командиры иракских ополченцев, работавшие вместе с ними.
Источник из «Хезболлы» сообщил, что большая часть бойцов и командиров группировки покинула Сирию еще в октябре, поскольку основное внимание было сосредоточено на израильской операции в Ливане. После того как иранские советники и большинство представителей «Хезболлы» покинули Сирию, центральный командный пункт и центр управления сирийской армии перестали нормально функционировать, у местных военных не было плана обороны, особенно в отношении второго по величине города Сирии — Алеппо.
Противники Асада за эти годы сформировали единое оперативное командование, способное успешно координировать подразделения в бою, пишет агентство со ссылкой на доклад некоммерческой организации International Crisis Group, составленный после падения Алеппо.
Агентство Reuters также привело свою версию того, как сам президент Асад покинул Сирию.
Асад бежал из Сирии, не предупредив почти никого из своего окружения, включая высших военных офицеров, рассказали источники Reuters. Один из офицеров сообщил, что за час до побега Асад заверил военных, что Россия скоро поможет.
За несколько часов до своего побега из Сирии на тот момент еще действующий президент Башар Асад заверил на встрече с 30 офицерами из силовых блоков в том, что российская военная поддержка уже в пути, и призвал сухопутные войска удерживать позиции, рассказал Reuters один из офицеров, присутствовавший на брифинге.
О том, что Асад почти никому не говорил о своих планах бежать из Сирии, рассказали агентству более десятка человек, осведомленных о событиях. Так, в субботу 7 декабря (за сутки до падения Дамаска) Асад сказал своему помощнику, когда закончил работу, что едет домой, но вместо этого направился в аэропорт, по словам одного из источников из окружения бывшего президента.
Он также позвонил своему советнику по связям со СМИ Бутайне Шаабан и попросил ее приехать к нему домой, чтобы написать ему речь, сказал собеседник Reuters. Она приехала, но никого не обнаружила.
Bloomberg ранее писал, что сбежать Асаду помогли российские разведчики. По данным источников агентства, они вывезли экс-президента через авиабазу России в Сирии, при этом транспондер самолета был отключен, чтобы его не отследили.
Кроме того, как утверждали источники, перед побегом Москва убедила экс-президента Сирии, что тот проиграет борьбу с вооруженными повстанцами. После этого Асаду предложили безопасный способ уехать, если он согласится сделать это «немедленно», сообщили три источника агентства, знакомых с ситуацией.
Как известно, российские военнослужащие присутствуют на авиабазе Хмеймим и в пункте материально-технического обеспечения в Тартусе в западной части Сирии. Соответствующие договоренности сроком на 49 лет были достигнуты между Москвой и Дамаском в 2017 году.
27 ноября сирийские антиправительственные силы, где основную боевую силу составляли боевики из «Хайят Тахрир аш-Шам»** (признана террористической организацией и запрещена в России), начали наступление из провинции Идлиб на севере Сирии. В ночь на 8 декабря они захватили Дамаск и объявили о свержении режима Асада, а Reuters и Al Hadath со ссылкой на источники утром сообщили об отъезде того из столицы.
Спустя более 12 часов российские госагентства ТАСС и «РИА Новости» рассказали о прибытии Асада вместе с семьей в Москву, где им предоставили убежище «из соображений гуманитарного характера». Позже эту информацию подтвердили в российском МИДе, уточнив, что Асад принял решение покинуть президентский пост после переговоров с «рядом участников вооруженного конфликта на территории САР». Замглавы ведомства Сергей Рябков заверил, что экс-президент Сирии находится в безопасности.
Накануне Bloomberg со ссылкой на источники сообщил, что Москва установила контакты с ХТШ и начала обсуждать сохранение своего военного присутствия в стране. В Минобороны России полагают, что у них есть неформальное понимание с новым руководством Сирии, что российские военные могут остаться на военных базах, утверждает агентство.
Военное присутствие России в Хмеймиме и Тартусе — это предмет «серьезного разговора» с будущими властями Сирии, пока идет период трансформации, сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Разумеется, сейчас делается все, что необходимо, и все, что возможно, с тем, чтобы выйти на контакт с теми, кто может заниматься обеспечением безопасности. И, конечно же, наши военные тоже принимают все необходимые меры предосторожности», — указал он.
Как сообщило в пятницу агентство ТАСС, Россия ведет переговоры с новыми властями Сирии по вопросу своего присутствия в стране и сохранения статуса российских военных баз в Тартусе и Латакии. Российская сторона уже получила временные гарантии безопасности, благодаря чему базы продолжают работать в обычном режиме.
Вопрос о любом иностранном присутствии, в том числе о нахождении российских баз в Сирии, должен решаться на референдуме, заявил в свою очередь в пятницу сирийский политик, бывший глава Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Мухаммед Сабра.
«Любое несирийское военное присутствие на территории республики должно быть одобрено народом Сирии в ходе референдума, который будет проводиться после завершения переходного периода (...) Результаты референдума покажут, согласны ли сирийцы с нахождением российских военных баз или любых других баз разных государств в Сирии», — отметил политик.
Андрей Соколов