Русские Вести

Страна восходящей угрозы


Япония больше никогда не примет участие в войнах, объявил в прошлую субботу премьер-министр Синдзо Абэ, выступая в Токио на памятной церемонии, приуроченной к 75-й годовщине капитуляции. Именно 15 августа 1945 г. император Японии Хирохито выступил по радио с обращением к своим подданным, в котором признал, что страна более не в состоянии продолжать войну и вынуждена принять условия Потсдамской декларации. (Процедура подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции состоялась позже, 2 сентября). Хотелось бы поверить в искренность заявления японского премьера, да мешает ряд обстоятельств, длиной в несколько десятилетий, свидетельствующих о намерениях обратного толка.

В тот же день, например, 15 августа, четыре министра совершили паломничество в токийский храм Ясукуни. Там хранятся списки японских солдат, павших во время войн, начиная с середины XIX века, в том числе военных преступников, казненных по итогам Токийского процесса (1946 — 1948), подобного Нюрнбергскому. Среди паломников был также министр по делам Окинавы и «северных территорий» Сэйити Это. Премьер-министр воздержался от посещения храма, однако направил ему ритуальное подношение.

Храм Ясукуни считается символом японского милитаризма. Посещение его официальными лицами и даже подношения вызывают протесты и воспринимаются в Китае, Республике Корея, других азиатских государствах, пострадавших от японской агрессии в годы Второй мировой войны, как личное оскорбление. Для России это тоже своего рода знаковое событие, тем более в сочетании с визитом в храм министра по делам «северных территорий», как в Японии называют российские южные Курилы. На днях на одном из таких «спорных», по определению японцев, островов Кунашире произошло событие, которое вызвало очередной всплеск русофобских настроений в Японии.

Общественность Страны восходящего солнца возбудилось оттого, что в г. Южно-Курильске, расположенном на этом, самом южном в Большой Курильской гряде и самом близком к Японии острове, открыли памятную доску. И что же так сильно ранило японские души? Высеченное на изготовленной из бетона доске высказывание императора Николая I: «Где русский флаг раз поднят — там он спущен быть не может».

Судя по всему, это событие не получило бы столь широкого резонанса, если бы месяцем ранее в том же Южно-Курильске на центральной площади не появился памятный знак. Тоже из бетона, что означает — на века. С символикой РФ и строками из ст 67 Конституции о нерушимости российских границ.

Знак был установлен молодежью островов Кунашир и Шикотан при содействии местных властей уже на второй день после голосования по поправкам к Основному закону РФ. Учитывая притязания Японии на южнокурильские острова, отмечал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, именно поправка о запрете на отчуждение российских территорий стала сильным мотивационным фактором во время голосования. Общее настроение жителей города выразил Сергей Киселев, когда, проголосовав, сказал: «Мы все пришли на участки, чтобы поставить точку в территориальном вопросе. Поправки помогут больше никогда не поднимать спор о том, кому принадлежат Курилы».

В Японии явно очень расстроились из-за того, что теперь Россия не будет даже обсуждать территориальные вопросы. Для России, подчеркнем, никаких «территориальных вопросов» к Японии нет, как нет и проблемы «мирного договора», которую японцы тоже постоянно будируют. Да он нам и не нужен. Живем же без мирного договора с Германией.

Тем не менее нельзя не обращать внимания на тот факт, что лозунги вроде таких как «Курилы и южный Сахалин — это территория Японии! Отступать нельзя ни на шаг!» давно прижились в японском обществе.

Теперь СМИ стали публиковать материалы о том, что «Россия дала пощечину Японии», «Русские ставят на «северных территориях» знаки с цитатами из Конституции» и т.д. в том же духе. Для поддержания интереса местного населения к надуманной проблеме «возвращения» принадлежащих России южных Курил власти северного острова Японии Хоккайдо предложили организовать в октябре — ноябре сего года «воздушные поминальные туры вокруг “северных территорий”».

Изречение российского императора тоже не осталось без ответа. Японцы еще раз «всем миром» вспомнили разгром Красной армией Квантунской армии в 1945-м, когда СССР «вероломно напал» на них, разорвав пакт о ненападении. Многие обыватели, если не большинство, искренне верят этой фальшивке, как с годами многие поверили и в то, что атомные бомбы в августе 1945-го на Хиросиму и Нагасаки сбросили самолеты не США, а Советского Союза. В массе своей японцы считают, что в ответ на «российскую агрессию» страна должна обзавестись ядерным оружием.

Правда, пока политики и японская пресса не обсуждают возможность возврата «северных территорий» военным путем. Когда они могут перевести эту тему в плоскость реализации — а ведь могут, если посмотреть на их исторический опыт, — трудно сказать. В настоящее время японская военная доктрина рассчитана на оборону своей территории, прежде всего от России и Китая, желательно с помощью США.

Однако премьер-министр страны Синдзо Абэ намерен кардинальным образом изменить военный статус страны, в том числе и через полное реформирование военной сферы. В марте он сделал заявление о том, Япония готова внести в свою конституцию соответствующий пункт о вооруженных силах.

Как известно, после подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции Япония взяла на себя ряд обязательств в области вооружений и военной инфраструктуры. Так, в 9-й статье конституции страны, принятой в 1947 г., указывается, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся». Тем не менее Япония с помощью и при поддержке США сформировала «силы самообороны». И хотя они носят такое название, фактически это полноценные вооруженные силы страны. Очевидно, что Страна восходящего солнца не собирается оставаться пассивным наблюдателем возможных изменений в геополитике и как минимум в своем регионе готовится играть роль влиятельной военной силы.

Японская газета «Асахи симбун» указывала, что выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) обернется появлением новых американских ракет в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) Сейчас Вашингтон рассматривает такую возможность. При этом прогнозируется, что американцы будут готовы за три — семь лет развернуть на своих базах новейшие ракеты средней дальности. Также сообщалось: «Новые ракеты планируется разместить на острове Гуам, на территории Японии и Филиппин. То есть в радиусе действия американских ракет окажется не только Китай, но и Дальний Восток с частью Сибири. Этот фактор также может сказаться на отношениях Токио и Москвы». Добавлю: не просто скажется, а окажет мощное воздействие на безопасность японского государства, так как на него в качестве предупредительной меры обязательно будут направлены ракеты и другое соответствующее ситуации оружие стран-соседей, и Россия здесь не будет исключением.

В плане реализации «ракетной» темы правительство Японии в декабре прошлого года приняло решение поставить на вооружение «сил самообороны» два американских комплекса «Иджис Эшор». Делается это под прикрытием разговоров о необходимости «защититься от баллистических ракет Северной Кореи».

Потому, дескать, эти системы будут развернуты в префектурах Акита и Ямагути. Но реально эти системы представляют открытую угрозу и нашей стране, о чем не раз предупреждало японцев руководство РФ. Дальность полета этой ракеты составляет более 2 тыс. км, а до Владивостока от Ямагути, между прочим, около тысячи.

Но основным противником для Токио представляется все же не Россия, а Китай, к отражению «возможной агрессии» которого Япония активно готовится и наращивает дальность поражения своими вооружениями. Заметим, что до ближайшей китайской территории расстояние гораздо больше, чем до российских островов.

Япония, естественно, предполагает ведение основных боевых действий на море и в воздухе. Да и для того, чтобы «сапог» японского солдата ступил на вражескую территорию, нужны соответствующие плавсредства. Отсюда и перераспределение ресурсов от сухопутных войск «самообороны» к флоту и военно-воздушным силам. Лучше всего обстоят дела у японцев с флотом. Собственно, так и должно быть у островного государства. У него имеется 20 неатомных подлодок, 2 легких авианосца под F-35В с коротким взлетом, 2 вертолетоносца и 44 эсминца и фрегата. Но эсминцев только 8, остальное — малые и большие фрегаты. Много противолодочных самолетов, как американских, так и своих. У Японии вторая в мире по численности и, возможно, даже первая по качеству противолодочная авиация. Сегодня безоговорочно справиться с Японией на море способны только США. И только с большими потерями. Китай, возможно, тоже смог бы, но встает вопрос о качестве его техники. Флот вроде британского или любого иного морского государства японцы просто пустят на дно. У России иная стратегия — она не делает ставку на флот.

При этом ряд военных аналитиков предполагает, что Япония в кратчайшие сроки, от нескольких месяцев до года, способна многократно увеличить свою военную мощь. Нынешние «разрешенные» вертолетоносцы достаточно легко превращаются в авианосцы за счет возведения взлетного трамплина. Не отказываясь от американской программы постройки истребителей пятого поколения F-35 (а это армада числом в 190 самолетов), японцы сейчас совершенствуют и свой истребитель MitsubishiF-3. Таким образом, оборонительная доктрина Японии, в которой предусмотрено, что безопасность Стране восходящего солнца обеспечивают войска США, чьи многочисленные базы официально находятся здесь с 1957 г., заметно трансформировалась. Уже сейчас Токио хочет обзавестись собственными крылатыми ракетами, способными достигать Северной Кореи и Китая. По дальности поражения они вполне могут представлять опасность не только для так называемых спорных островов, в число которых Япония включает российские Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи, но и материковой части России.

Прежде всего, речь идет о перспективной крылатой ракете с дальностью действия в 400 км и сверхзвуковой скоростью в 3 Маха, которую активно разрабатывает министерство обороны Японии. Предполагается, что такими ракетами, способными уничтожать как надводные корабли, так и наземные цели, будут оснащены истребители собственного производства F-3 и американские F-35, которые уже имеются на вооружении ВВС Японии. Утверждается, что подобная разработка будет первой в стране, а план по созданию собственных крылатых ракет с клеймом «Made in Japan» включен в новый план обороны и начнет финансироваться с этого года. При этом уже в 2023 г. ракеты начнут массово поставляться в японские ВВС и ВМФ.

Но с кем, собственно говоря, готовится воевать Страна восходящего солнца? С КНДР и КНР — здесь все понятно: исторические враги. Но изменения в военной политике Японии предполагают нанесение ответных ударов (Япония безъядерная страна). Более того, она предусматривает «ответные» удары еще при подготовке северокорейцев к нападению, скажем, на стадии заправки ракет топливом. Без сомнения, это превентивный удар, но никак не оборонительный (ответный).

Между тем газета Yomiuri, которая и сообщила о разработке новых ракет, открыто заявила, что основная задача этих ракет — вернуть «оккупированные» острова. И это не просто из разряда многолетней риторики японцев о «северных территориях». Можно вспомнить хотя бы слова премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который не так давно заявлял, что «возвращение южных Курил произойдет на глазах нынешнего поколения».

Впрочем, ключевым признаком по-настоящему сильной военной машины является ядерное оружие. У Японии его нет. Но специалисты едины во мнении, что на создание ядерной бомбы этой стране нужно не более одного года. Количество делящихся материалов, которыми располагает Япония, исчисляется десятками тонн. Это позволяет ей в короткие сроки произвести до 6000 тысяч ядерных боезарядов. А высокий научно-технический потенциал Японии дает возможность скрытно их производить, обслуживать, хранить, моделировать испытания на суперкомпьютерах и при наступлении политической необходимости произвести испытательный взрыв. В экспертном сообществе говорят, что японское ядерное оружие находится на «отверточной» стадии: осталось скрутить отверткой комплектующие, и бомба готова.

Явно не без намерений легитимировать реалии, правительство Японии заявляет, что конституция страны ни в коей мере не запрещает ни обладание ядерным оружием, ни его применение. О чем было сказано в официальном письменном ответе кабинета министров на запрос одного из депутатов японского парламента. В то же время правительство указывает на действующие в Японии три неядерных принципа, которые запрещают: иметь, производить или ввозить ядерное оружие на свою территорию. Однако эти принципы не имеют силы закона, носят характер декларации правительства и, следовательно, могут быть отменены или пересмотрены кабинетом министров, отмечается в том же ответе депутату. Очень похожим путем вел когда-то Германию ко Второй мировой войне Гитлер, обходя и отменяя различные международные запреты, наложенные на страну после ее поражения в Первой мировой. Японцы тоже хотят реванша?

Так, еще в 1970-х гг. японцы испытали малогабаритную ракету-носитель «Лямбда-4» и на ней вывели в космос небольшой спутник. В отличие от ракет СССР и США, «Лямбда» была очень маленькой твердотопливной ракетой. Уже тогда стало понятно, что японский потенциал позволяет не просто произвести баллистическую ракету, но еще и твердотопливную. С тех пор японцы произвели тысячи таких «гражданских» ракет, в основном метеорологических. А, например, ракеты SS-520 могут подниматься до 1000 км с грузом в пару сотен килограммов. Это не нужно ни для чего, кроме как для отработки твердотопливных двигателей для будущих баллистических ракет. Японцы потом, видимо, поняли, что заигрались, и стали позиционировать эту ракету как сверхмалую ракету-носитель, но такие носители невыгодны экономически и для реального освоения космоса не нужны. А вот доставить некий «груз» до Хабаровска по баллистической траектории — это, что называется, без проблем…

Но для будущей супердержавы этого мало. Надо как минимум достать до Москвы и Пекина. И эту проблему японцы тоже де-факто решили. Япония стала одной из ведущих космических держав.

Ее космический аппарат садился на астероид и доставил вещество оттуда на землю, а ракеты-носители отличаются исключительной надежностью. Таким образом, к переходу в «ядерный клуб» японцы готовы и технологически, и ресурсно, нужно только политическое решение и несколько лет работы.

Пока Токио вряд ли отважится решать с Москвой проблемные вопросы с помощью военной силы. У России на ее дальневосточных рубежах есть ряд преимуществ перед любым агрессором или даже коалицией агрессоров, одно из которых — атомные подводные лодки. Тем не менее с японскими субмаринами проблемы будут: их немало, и они очень неплохи, но ни крылатых ракет, ни сверхзвуковых противокорабельных (ПКР) на них нет. При этом японский флот крайне уязвим перед нашими тяжелыми сверхзвуковыми ПКР типа «Вулкан», «Гранит» и «Оникс». А ведь уже появились гиперзвуковые Х-32, «Кинжал», «ГЗУР», «Циркон», в сравнении с которыми американский даже ЗРК «Иджис» выглядит как рогатка против винтовки. Российские острова сегодня прикрываются дивизионами береговых комплексов «Бастион-П» с ПКР «Оникс» и дивизионами комплексов «Бал» с ПКР «Уран-У». Только они делают наши берега неприступными. Это не считая сотни тяжелых ракет в залпе у кораблей и атомных подводных ракетоносцев флота, авиации, в том числе дальней. И самое главное — Россия в случае реальной угрозы может приенить тактическое ядерное оружие.

Американцам выгодно держать Токио на коротком поводке. Территориальные споры Японии с Китаем и Россией служат поводом напоминать японской элите, что именно Соединенные Штаты являются главным гарантом и защитником японского суверенитета.

О том, что этот суверенитет на самом деле ограничен военными базами США и искусственным, навязанным американцами территориальным спором с Россией, в Токио не позволяют себе публично говорить, хотя, конечно, прекрасно понимают, насколько унизительно положение Японии, и мечтают о самостоятельности.

Но для того чтобы снять проблему «северных территорий», Японии нужно просто честно разобраться со своим прошлым и перестать называть оккупантов союзниками, а соседей — врагами.

Однако в обозримом будущем столь радикальные метаморфозы даже не просматриваются. И нам надо, наконец, начать говорить правду, а не убаюкивать себя россказнями о «совместной хозяйственной деятельности» на Курильских остовах и «щедрых японских инвестициях в российскую экономику». Их нет и не будет.

Традиционно улыбаясь и кланяясь, японцы все послевоенное время со свойственной им скрытностью укрепляли свою мощь. И пока мы с тревогой смотрели на приготовления НАТО к войне с нами в Европе, на наших восточных рубежах поднялся военный гигант.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что по военной мощи Япония входит в пятерку самых сильных стран мира. Нам стоит об этом постоянно беспокоиться. И не забывать, что в прошлом веке мы воевали с Японией пять раз. Это — Русско-японская война (1904 — 1905), интервенция японцев на наш Дальний Восток (1918 — 1922), отражение японской агрессии в районах озера Хасан (1938) и реки Халхин-Гол (1939), наконец, — Вторая мировая война.

И нам нужно хорошо думать над тем, где и чем могут закончиться японские приготовления. Характерная деталь к размышлению: с апреля 2019 г. японские подлодки начали обнаруживать у Камчатки, чего раньше никогда не было...

Валерий Панов

Источник: www.stoletie.ru