Русские Вести

США: прощание с рельсотроном


Новейшему оружию под названием рельсотрон в прошлом году исполнилось 100 лет. То есть новейшим, инновационным, перспективным и высокотехнологичным это оружие стало не сразу после изобретения. А именно в 2005 году – когда крупные корпорации американского и британского ВПК получили заказ на создание рельсотрона для новых кораблей ВМС США.
Инновационной разработкой планировалось оснастить серию знаменитых стелс-эсминцев «Zumwalt». Чья программа разработки уже перевалила за 4.4 млрд. $ бюджетных расходов, в то время как единственный построенный эсминец переваливается на волнах с утиной грацией и после первого выхода в море ремонтируется второй год. Так что серийный выпуск эсминцев-невидимок уже находится под вопросом. По рельсотрону для американского флота все вопросы сняты с повестки дня.

В теоретическом виде идея электромагнитного оружия корабельного базирования имеет массу преимуществ. Всего два электрода подключаются к мощному источнику постоянного тока и разгоняют помещённый между ними снаряд до сверхвысокой скорости. Тем самым позволяя:

- Вести огонь из рельсотрона на расстояние более 200 км (дальность поражения самой современной корабельной артиллерии – порядка 30 км);
- Обстреливать не только надводные, но береговые и воздушные цели;
- Убедительно усилить живучесть корабля ввиду отсутствия взрывчатого вещества в снарядах для рельсотрона;
- Увеличить боезапас в десятки раз (!) за счёт малых габаритов и размеров снарядов;
- Уменьшить стоимость выстрела на несколько порядков (!!). Правда, создатели электромагнитной чудо-пушки вывели такое соотношение (1 млн. $ против 25 тыс. $) при сравнении рельсотрона и тяжёлой противокорабельной ракеты. Хотя ранее преспокойно сопоставляли своё детище и корабельную артиллерию, чьи стандартные боеприпасы всего в несколько раз дороже инновационного чудо-выстрела.

С 2005 года работа по созданию военно-морских рельсотронов закипела сразу в двух оружейных концернах – в американской General Atomics и в британской BAE Systems. Вдохновенные доклады и яркие демонстрационные ролики конкурировали друг с другом в красочной успешности:

- General Atomics продемонстрировала рельсотрон с дальностью стрельбы 200 км снарядами весом до 10 кг!
- BAE Systems ответила выстрелом на 180 км – но в перспективе та же установка сможет бить на 400 км!
- General Atomics увеличила скорость инновационного снаряда (вернее, монолитной болванки) до 9.000 км/час! Правда, вес снаряда уменьшился до 3 кг, зато какая скорость!
- BAE Systems парировала разработкой автоматизированной перезарядки чудо-оружия, новой охлаждающей схемой и увеличением КПД источника питания!

Последние годы обе фирмы благоразумно соревновались в теоретических построениях и в виртуальных презентациях. Периодически рапортуя о единственном (почти единственном) показателе своей деятельности. Описывали рост дульной энергии экспериментальных образцов. Сначала до 10 мегаджоулей, потом до 24 МДж, потом до 32 МДж.
В 2015 году планировались корабельные испытания рельсотронов, к 2025 году ожидался рост дульной энергии выстрела до 64 МДж. Видимо, любой потенциальный враг должен был утопить корабли в собственных бухтах, в ужасе перед неумолимым ростом мегаджоулей.

На деле пошёл ко дну весь проект военно-морского рельсотрона. Что было ясно уже в 2011 году, когда эсминец «Замволт» начал строиться без электромагнитных пушек. И был спущен на воду в 2013 году с другим инновационным вооружением, о чём стоит сказать отдельно. Рельсотронным фирмам при этом крупно повезло – они продолжали исправно осваивать ассигнования из американского военного бюджета. Прекрасно осознавая, что их разработки так и останутся тупиковым ответвлением военно-инженерного развития.
Объём освоения к концу 2017 года достиг 500.000.000 $.

В начале декабря 2017 года Конгресс США решил свернуть все рельсотронные работы для исключительных ВМФ. Как поясняют рачительные законодатели, General Atomics и BAE Systems не выполнили технического задания по трём важнейшим показателям. За 12 лет и за полмиллиарда долларов ВПК-фирмы не смогли обеспечить:

- Выстрела на дистанцию в 160 км;
- Разгона снаряда до 8.000 км/час;
- Скорострельности 10 выстрелов в минуту.

Причём частота перезарядки и скорость снаряда вдвое уступают требуемым значениям, а дальность полёта – втрое. То есть с 2009-2011 гг. подрядчики Пентагона специально перешли к отчётам о «дульной энергии». Для маскировки принципиальной неспособности забросить снаряд необходимой массы на заданную дистанцию с заданной первоначальной скоростью и оперативностью перезарядки.

Блестящая идея рельсотрона на поверку оказалась ярко сверкающей мишурой. Оказалась стрельбой миниатюрными и некорректируемыми в полёте болванками из сверхдорогой, громоздкой, сложной и медленной установки. Даже при идеальном попадании в мишень произойдёт не разрушение, а сквозное пробитие цели без существенного ущерба для неё. Кроме того, какая реальная военно-морская цель будет покорно ждать выстрела с дистанции 160 км?! Современные корабли обладают приличной скоростью и активно маневрируют в боевом ордере/походе/дежурстве.

Зенитные и ударные характеристики рельсотрона оказались хуже, чем у корабельных ракет и артиллерии 20-30-летней давности. Отрицательный результат – тоже результат, как говорят учёные. «500 млн. $ – вот это результат!», - возражают учёным (обыкновенные мошенники) эффективные менеджеры от ВПК и законодательного лобби. Умело диверсифицируя источники прибыли.

Та же фирма BAE Systems, которая не сделала для «Замволта» рельсотрон, сделала для эсминца уникальную пушку LRLAP (англ. аббревиатура термина Снаряды большой дальности для обстрела береговых целей).
Пушка LRLAP имеет калибр 155 миллиметров, теоретическую дальность огня до 148 км, из-за этого весьма габаритный ствол и как следствие – орудие для перезарядки каждый раз занимает вертикальную позицию, задирая ствол на 70 градусов вверх. Чрезвычайно перспективно и высокотехнологично, устрашает не хуже мегаджоулей.

Уникальность же управляемых снарядов LRLAP заключается в их стоимости. Партия из 100 боеприпасов обошлась Пентагону в 120 млн. $, что сопоставимо со стоимостью крылатых ракет «Томагавк». При этом «топоры» имеют дальнобойность до 2.500 км и боевую часть весом от 110 кг (в обычном, неядерном исполнении). Пушка «Замволта» испытывалась на дистанции 81 км, боевая часть снаряда весит 11 кг.
Показатели хуже, чем у серийных и испытанных крылатых ракет, в 10 и 30 раз. Зато коммерческие показатели BAE Systems, а также благосостояние ответственных чинов Пентагона и Конгресса лучше год от года.

В 2016 и 2017 гг. оборонное ведомство США новых снарядов для LRLAP не закупало. Предполагая либо вовсе отказаться от уже смонтированного орудия с вертикальной перезарядкой золотыми снарядами, либо стрелять из него обычными 155-миллиметровыми боеприпасами. Так что расставание с рельсотроном может быть ещё далеко не окончательным. Очередные 500 млн. $ лишними не будут.

Автор: ДАША ГАСАНОВА

Источник: www.grtribune.ru