«Еда из мусорки»: новое движение, фриганство, становится все более популярным», — пишет греческая интернет-газета Athens News, указывая, что в связи с резким ростом цен на продукты питания, многие начинают уже питаться отходами.
Как свидетельствует Википедия, фриганизм (от английского Free — «свободный» и Vegan — «веганизм») — это «идеология ограниченного участия в традиционной экономике и минимального потребления ресурсов, в частности, путём восстановления потерянных товаров, таких как продукты питания. Его приверженцы ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся к минимизации потребляемых ресурсов. В качестве источника продуктов питания и других материальных благ фриганы используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. В отличие от бездомных и нищих, фриганы поступают так по идейным соображениям, для устранения вреда от чрезмерного потребления в экономической системе, нацеленной на прибыль».
Канадский социолог Джефф Шантц утверждал, что главная цель фриганов на заре возникновения этого движения состояла в том, чтобы создать альтернативу капиталистической системе, так называемую экономику дара (gift economy) или дарономику. Это безвозмездная экономическая система, при которой ценные товары и услуги регулярно передаются людям без каких-либо конкретных договоренностей об оплате.
Впервые идеи фриганизма зародились в 1960-е годы в Сан-Франциско, когда о кризисе с продовольствием еще никто не говорил. Тогда участники группировки Diggers организовали пункты раздачи «спасенной еды». Они использовали продукты, которые списывали магазины. А главным принципом Diggers было противостояние капитализму.
Активисты хотели жить в обществе без денег, где все необходимое человек бы получал бесплатно.
В 1999 году появился манифест фриганизма «Почему я фриган?». Его текст написал бывший барабанщик рок-группы «Against Me!» Уоррен Оукс. Он определил фриганство как «антипотребительскую этику в отношении еды» и сформулировал основные причины присоединиться к движению: забота об окружающей среде, борьба с капитализмом, отказ от ненавистной работы, признание своих привилегий и другие.
Фриганы, вербуя новых адептов, опирались на то, что в США, например, в 2010 году выбрасывали от 30 до 50% пригодных для употребления продуктов. Если переводить в деньги — это $161 млрд. В 2013 году в Бостоне открылось первое в мире кафе для фриганов. Студент местного университета собирал выброшенные продукты возле супермаркетов и ресторанов, дезинфицировал их, готовил и раздавал желающим. Эту инициативу поддержали тысячи людей в интернете.
С 2015 года в Нью-Йорке проходят trash tours (мусорные туры). Люди собираются в вечернее время и обходят магазины в поисках выброшенной еды, которая еще годится для употребления в пищу.
В странах Евросоюза фриганство распространено в Германии, Франции и Норвегии. У них уже даже есть свой собственный портал под названием Foodsharing.de. На нем фриганы сообщают, что их движение является международным с более чем 200 000 пользователей в странах Европы. Как они объявили, их «долгосрочная цель» состоит в том, чтобы «уменьшить культуру выбрасывания еды и других ресурсов».
«Попрощайтесь с пищевыми отходами в вашем доме, поделитесь излишками продуктов с сообществом фудшеринга или сохраните продукты от компаний», — призывают они. К сообществу могут присоединиться все желающие, готовые поделиться излишками продуктов или спасти еду другого человека.
Открыты объединения и для компаний — ресторанов, супермаркетов, торговых точек, чтобы максимально снизить количество выброшенной еды.
Фриганы стремятся ничего не покупать и не продавать. Некоторые участники движения пытаются вернуться «к истокам» — сажают огороды и сады на заброшенных участках, рыбачат и охотятся, собирают лекарственные травы. Внутри сообщества у фриганов распространены бартерные отношения — они меняются товарами или услугами. Часть фриганов становится участником другой экономики — «банкинга времени», система существует параллельно с долларовой. Согласно правилам, вы работаете один час, чтобы взамен получить час работы от другого человека.
Некоторые фриганы считают, что у каждого человека есть и базовое право на жилье. Вместо аренды или покупки недвижимости они практикуют сквоттинг — самовольное заселение в незанятые или заброшенные здания.
«До недавнего времени, — пишет польская газета Gazeta Wyborcza, — фриганизм не был связан с бедностью, а сами фриганы не были бедными. Часто это были состоятельные люди, которые, извлекая еду, одежду или даже электронную технику из мусорных баков, хотели обратить внимание на проблему слишком большого потребления и избыточного производства. Таким образом, они также боролись с маркетингом, основанным на психологических манипуляциях, а также с хищнической моделью капиталистической экономики».
Но сейчас, отмечает газета, ситуация меняется.
На фоне охватившего Запад острого экономического кризиса и резкого подорожания продуктов питания из модного увлечения сытых бездельников и адептов «зеленой повестки», озабоченных «спасением планеты» от чрезмерного расходования ресурсов, фриганизм становится для многих шансом, чтобы выжить.
«В последнее время в Facebook появляется все больше сообщений с просьбами помочь с едой, — сообщает Gazeta Wyborcza. — Социальные холодильники c пищей для нуждающихся пусты, поэтому люди пишут в соцсетях. В сложившейся ситуации фриганизм из моды превратился в шанс на выживание. Люди начинают голодать. Фриганы помогают выжить тем, у кого нет средств даже на еду», — отмечает польское издание.
Однако не только фриганы агитируют сейчас жителей охваченного кризисом Запада перейти на «новые» продукты питания. Так Европейская комиссия предложила гражданам стран Европейского союза… есть насекомых. «Будь то закуска или кулинарный ингредиент, знаете ли вы, что в настоящее время в ЕС разрешено использование трех насекомых в качестве "новых продуктов питания"?» — рассказали в Еврокомиссии.
В частности, европейцам рекомендуют употреблять в пищу домашних сверчков, желтых червей и мигрирующую саранчу. Так, в августе 2022 года Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA) добавило в указанный список личинок моли. А Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН тоже призвала употреблять больше «недоиспользованного ресурса» из 900 съедобных видов насекомых, что «не может быть вопросом выбора».
Даже в таких, прежде богатых странах как Великобритания, дело плохо.
«Я до сих пор в шоке от того, что одни доедают корм за домашними животными, а другие разогревают еду на свечах или на батарее», — рассказал руководитель продовольственной программы из Кардиффа Марк Стид. По его словам, эти истории «поражают до глубины души». «Мы знаем об этом из надежных источников. Люди рассказывали нам об этом в слезах — такого быть не должно», — посетовал общественник.
Как отмечает Independent, рост цен в Великобритании оказался высочайшим за четыре десятилетия, при этом зарплаты остались на прежнем уровне, ожидается, что в ближайшие два года средняя покупательская способность британцев упадет на 6,2%.
«Все больше госслужащих (в частности, учителей и работников здравоохранения) обращаются к продовольственным программам, чтобы свести концы с концами. Кроме того, среди работников образования, Национальной службы здравоохранения и железнодорожной отрасли участились забастовки с требованиями повысить зарплату», — говорится в статье.
К ограничениям в питании фактически ратует в своей книге «COVID-19: The Great Reset» идеолог «новой нормальности» Клаус Шваб, который считает, что все страны должны будут снизить потребление и экономический рост. Еще в октябре 2021 года, выступая с основным докладом на конференции ФАО по случаю Всемирного дня продовольствия, Шваб прямо заявил, что снижать потребление придется принудительно, в частности, с помощью геопространственных технологий, позволяющих отслеживать «выполнение десятками миллионов фермеров практики нулевого прироста выбросов в интересах охраны природы».
Это значит, что фермеров будут принуждать забивать скот и птицу, переходя к разведению насекомых и сои, которым Шваб и ему подобные уже присвоили статус «моральных продуктов».
Объединение крупнейших транснациональных продовольственных корпораций World Business Council for Sustainable Development (WBCSD), в которое входят такие гиганты, как Kellogg's, Nestle, Apple, Google, Microsoft, а также Всемирный экономический форум, разрабатывает стратегию «продовольственной справедливости». Она подразумевает разделение продуктов питания на «моральные» и «аморальные» в интересах «достижения чистого нуля углеродных выбросов, образа жизни в гармонии с природой и более справедливого будущего».
Британская компания Entocycle получила правительственный грант в размере 10 миллионов фунтов стерлингов на строительство фермы по разведению личинок черной львинки. «Насекомые не только являются гораздо более эффективным кормом, их также можно кормить отходами, а их экскременты можно использовать в качестве удобрения», — объявила английская газета Guardian.
«Если мы хотим спасти планету, будущее еды за насекомыми. Жареные сверчки в школьном меню, молоко из личинок мух и болоньезе из мучного червя на ужин… Это экологически чистые блюда, которые мы можем с нетерпением ждать. Приятного аппетита!» — пишет Guardian.
Такое невеселое будущее вырисовывается сейчас для Запада — питаться насекомыми, консервами для собак или едой «из мусорного бака». Причем речь на самом деле для многих уже идет не о спасении экологии планеты, а о том, чтобы попросту выжить, когда цены на продукты взлетели до небес. Но согласятся ли с такой жуткой перспективой избалованные «тучными временами» жители Запада? Аналитики американского Центра стратегических и международных исследований признают: «Массы городской бедноты, оставшейся без работы в результате пандемии, с наибольшей вероятностью, устроят бунты и выступления протеста из-за роста цен на еду…».
Владимир Малышев