Форум давно стал крупнейшей площадкой для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях.
Одна из многочисленных рабочих и дискуссионных сессий была посвящена феномену русофобии в его нынешнем проявлении. В презентации сессии говорилось: «Русофобия стала не только средством разжигания ненависти и дискриминации в отношении наших соотечественников, проживающих за рубежом, но и идеологической основой для агрессивной антироссийской политики коллективного Запада. США развязали гибридную войну нового типа, которая направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли. В этих условиях недружественными странами используются новые внеправовые и противоправные инструменты воздействия в отношении России и наших соотечественников. Санкции против России, граждан России и российских организаций как противоправный инструмент – одна из наиболее наглядных форм русофобии. При помощи квазисудебных механизмов в недружественных странах все чаще принимаются неправосудные решения в отношении граждан России, в этих целях используются и межгосударственные организации. Русофобская война объявлена не только людям, но и памятникам, под запрет попали объекты цивилизационного наследия России, в том числе общепризнанные произведения искусства и литературы. В утвержденной президентом Российской Федерации Концепции внешней политики впервые используется понятие «русофобия» и говорится о необходимости противодействия кампании русофобии, развязанной недружественными государствами»
Модератором сессии была Ирина Яровая, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Одним из участников дискуссии (онлайн) стал и я, постоянный автор «Столетия» Элизео Бертолази, соучредитель Международного движения русофилов; эксперт по геополитике Международного института глобального анализа «Vision & Global Trends». Я кратко описал собравшимся масштабы русофобии на примере Италии, особенно в отношении русской культуры.
Самой яркой формой русофобии со стороны Италии по отношению к России, безусловно, стало решение присоединиться к вооруженной поддержке Украины. Дорога к этому была открыта уже в самом начале введения санкционного режима против России в 2014 г.
Перед этим кризисом итальянские правительства, которые сменяли друг друга в прошлом году, выбрали не путь дипломатического благоразумия и диалога, а линию русофобского активизма, линию, полностью поддерживающую киевскую позицию. Не проявив при этом никакой осторожности, которая должна быть обязательной со стороны глав правительств в таком деликатном и опасном вопросе. Все это идет вразрез и с итальянскими национальными интересами, подталкивает Италию к кризису, бедности и войне.
Несмотря на это, Италия бесперебойно продолжает выделять денежные средства из государственного бюджета для финансирования отправки оружия на Украину. Oружия, которое используется для уничтожения российских солдат и населения Донбасса. Сегодня Италия уже входит в число стран, оказавших Киеву наибольшую военную помощь.
С ростом русофобии за пределами Италии активизировалась русофобия и внутри страны. Демонизация России стала трендом, который доминирует во всех официальных заявлениях, во всех СМИ, на всех телеканалах. И горе тем, кто пытается утверждать обратное.
Путина называют «диктатором», Россию — «агрессором», введена тотальная цензура о спецоперации на Украине: ни слова о желании российской стороны как можно скорее прекратить войну, которая началась 9 лет назад, ни слова об Одесской трагедии, о страданиях населения Донбасса, о десятках тысяч мирных жителей, в том числе сотнях детей, невинно погибших в конфликте.
Одним из первых шагов на пути к культурной русофобии, стала отмена в прошлом году лекций по Достоевскому в Миланском университете Бикокка.
Но это было всего лишь началом, позднее все дошло до полного абсурда: обвинения людей в том, что они русские, в том, что у них есть паспорт Российской Федерации.
Первые результаты такой дискриминации не заставили себя ждать. Дирижер Валерий Гергиев, который отказался выступить против спецоперации на Украине, был отстранен от работы в театре «Ла Скала».
Та же участь постигла одну из лучших сопрано Анну Нетребко.
9 апреля прошлого года муниципальный театр Лониго в Виченце по просьбе министерства культуры Украины отменил балет «Лебединое озеро». Причиной стала… национальная принадлежность П.И. Чайковского. В тот же день «Лебединое озеро» отменили в театре Беллини в Неаполе.
После театральных деятелей, русофобия быстро перекинулась на студентов и спортсменов, даже на простых граждан России, живущих в Италии. Кажется, каждый русский стал здесь потенциальным врагом.
Нет возможности перечислить все случаи русофобии в Италии против физических лиц, русских или итальянцев, так или иначе связанных с Россией, поэтому приведу лишь несколько наиболее вопиющих случаев, произошедших с русскими артистами:
— Театр Арчимбольди в Милане принял решение отменить два выступления балетного танцора Сергея Полунина, запланированные на 28 и 29 января этого года. Отмена, как указано на сайте театра, была необходима из-за «настойчивой социальной мобилизации» в сети против спектакля танцора, который, несмотря на то, что родился на Украине, никогда не скрывал своих пророссийских взглядов.
— Отменено выступление российского пианиста Дениса Мацуева на международном фортепианном фестивале, запланированном на 25 мая в Театре Гранде в Брешии и 27 мая в театре Доницетти в Бергамо. Парадокс в том, что эти оба города называют «итальянской культурной столицей». Их мэры приняли решение об отмене выступлений по просьбе посла Украины в Италии.
— Театр «Ла Фениче» в Венеции отменил запланированный на 4 и 5 апреля этого года концерт пианистки украинского происхождения Валентины Лисицы за то, что она выступала в мае прошлого года в Мариуполе.
Однако по этому делу была предпринята похвальная инициатива, исходящая снизу, от гражданского общества, от итальянцев, которые, несмотря на официальную позицию Италии, все еще верят в культуру как универсальное послание мира.
Благодаря инициативе простых итальянцев Валентина Лисица выступила в Милане 29 апреля. Я имел удовольствие побывать на ее концерте и даже взять у нее интервью. Оно было опубликовано в «Столетии».
Неприятие и даже агрессия по отношению к представителям России и русскоязычной диаспоре исходит преимущественно от членов многочисленной украинской общины.
Украинцы, несмотря на то, что находятся в Италии, дают волю русофобии и заражают ею итальянцев. Она состоит не только в нападках и дискриминации отдельных лиц, речь идет о нападении на русскую культуру в целом.
Русофобия проявляется в стремлении уничтожить ее. Вычеркнуть Достоевского и Чайковского, русское искусство, музыку, литературу — это просто варварство!
Пропагандисты русофобии не осознают, что русская культура является мировым достоянием. Ее отмена — грех против всего человечества.
Однако, несмотря на широкомасштабные усилия итальянских политиков и СМИ, сформировать негативное отношении итальянцев к России так и не удалось, статистика говорит об обратном. Более 60% итальянского населения выступают за мир, против отправки оружия в Киев, и очень хотели бы восстановить хорошие отношения с Россией, страной, исторически спаянной дружбой с Италией и многовековыми культурными связями.
Следует отметить, что спустя год с начала спецоперации российские диппредставительства в Италии продолжают получать цветы и послания со словами солидарности, единства и благодарности от простых итальянских граждан.
Показательный и очень трогательный пример: многочисленное количество букетов поступило в российские дипломатические учреждения после гибели Дарьи Дугиной. Итальянский народ в целом не приемлет русофобию и продолжает любить Россию.
Элизео Бертолази