Наше время гибридных войн и цветных революций, когда используются не только политические, военные, организационные ресурсы. Есть еще семантическое оружие, где дезинформация играет огромную роль. В недавних событиях на Кубе задействована, кроме прочего, технология культурной контрреволюции: правительство США и многочисленные, связанные с ЦРУ структуры поддерживают там группу молодежи, рэперов, артистов, студентов, которые становятся «катализатором беспорядков».
Так называемое движение Сан-Исидро, представляясь как коллектив художников, борющихся за свободу самовыражения, стало наступательным оружием в стремлении правительства США сокрушить кубинскую революцию. В первых рядах идут рэперы…
Этой теме посвящено обширное, основанное на фактах досье Макса Блюменталя от 25 июля с.г. на одном из американских несистемных расследовательских ресурсов. Важно познакомить российских читателей с некоторыми его выводами, потому что все постсоветское пространство находится в зоне влияния сил, о которых говорится в досье Блюменталя, и о чем вскользь высказался глава СВР С. Нарышкин 1 августа в интервью каналу Россия.
***
«Мой народ нуждается в Европе, мой народ нуждается в Европе…»,- заявил весной Йотуэль Ромеро, кубинский рэпер из Испании, на мероприятии в парламенте ЕС, созванном правыми законодателями, прежде чем передать микрофон лидеру венесуэльского переворота Хуану Гуайдо. Знаковая встреча! Оба из одного спецслужбистского набора «отмычек» к свержению власти в своих странах.
Несколько дней спустя Йотуэль провел телефонный разговор с чиновниками Госдепартамента США, чтобы обсудить лозунг протестантов «Patria y Vida», антикубинский рэп-гимн, который он помог написать. И по мере того, как рассеивалась пыль после дня протестов в кубинских городах в июле, The Wall Street Journal назвала «Patria y Vida» «общим объединяющим кличем» противников кубинского правительства, в то время как сайт Rolling Stone рекламировал его как «гимн кубинских протестов».
Важный штрих во всей этой истории. «Patria y Vida» – «Родина и жизнь» - перевернутый по смыслу знаменитый лозунг кубинской революции «Родина или смерть», связанный с возвышением Фиделя Кастро в конце пятидесятых. Он до сих пор красуется на зданиях в Гаване, ведь являлся призывом эпохи революции к кубинцам освободиться от гнета США и сражаться за свою родину до конца. Этот лозунг частично перекликается с национальным гимном Кубы "La Bayamesa», который включает в себя строчку, провозглашающую, что «умереть за родину - значит жить». Однако в «Patria Y Vida» рэперами подменен первоначальный героический пафос этой фразы. Они просто хотят жить, неважно, под Европой или Америкой… Как колония или протекторат.
В течение последних трех лет, по мере ухудшения экономических условий в ситуации эскалации экономической войны, ведущейся США, и расширения доступа к Интернету в результате плана администрации Обамы по нормализации отношений с Кубой, движение Сан-Исидро призывало Штаты к открытому конфликту с Гаваной.
Своими провокационными выступлениями, в ходе которых некоторые политические деятели и молодежь проходили по Старой Гаване, размахивая американскими флагами, и вопиющими проявлениями презрения к кубинским национальным символам, Сан-Исидро противостоял властям, провоцируя частые задержания своих членов, чтобы затем вести демонстративные международные кампании по их освобождению.
Обосновавшись в основном в афро-кубинском районе Старой Гаваны и работая с такими направлениями как хип-хоп Сан-Исидро стремился перевернуть расово прогрессивный имидж левого правительства Кубы, заработанный, в том числе, его исторической военной кампанией против апартеида в Южной Африке и убежищем, которое оно предложило чернокожим американским диссидентам. Движение Сан-Исидро следует замыслу, сформулированному агрессивным американским лобби смены режима на Кубе.
За последнее десятилетие правительство США потратило миллионы долларов на культивирование антиправительственных кубинских рэперов, рок-музыкантов, художников и журналистов в попытке вооружить «десоциализированную и маргинализированную молодежь».
Ведущие члены движения Сан-Исидро получали финансирование от таких известных организаций по смене режимов, как Национальный фонд за демократию и Агентство США по международному развитию, встречаясь с чиновниками Госдепартамента, сотрудниками посольства США в Гаване, правыми европейскими парламентариями и латиноамериканскими лидерами-переворотчиками вроде венесуэльского Гуайдо…
Сан-Исидро также приветствовал поддержку со стороны сети фундаменталистских мозговых центров свободного рынка, которые не делают секрета из своего плана превратить Кубу в колонию многонациональных корпораций. Через несколько дней после начала протестов на Кубе руководство Сан-Исидро приняло награду от Мемориального фонда жертв коммунизма, правого республиканского аналитического центра в Вашингтоне, включившего немецко-фашистских солдат в свой список исторических смертей от рук коммунизма.
Вместе с брендингом космополитических интеллектуалов, рэперов-ренегатов и авангардных художников San Isidro открыто принял экстремистскую политику кубинского лобби Майами. Его наиболее видные члены выражали бурную поддержку Дональду Трампу, одобряли американские санкции и требовали военного вторжения на Кубу.
Между тем этот коллектив продвинулся в прогрессивные круги североамериканской интеллигенции, стремясь ослабить традиционные узы солидарности между кубинской революцией и американскими левыми.
«Сцены опрокинутой полицейской машины в районе Гаваны 10 октября (20 года), толпы, забрасывающие полицейских бутылками с зажигательной смесью, и разграбление торговых центров 11 июля этого года сорвали покров негодования слоя граждан, который провалился сквозь трещины осажденной особой экономики Кубы.
После многих лет углубляющихся экономических лишений кубинцы испытали отключения электроэнергии и нормирование продовольствия, вызванные усилением 60-летней экономической блокады Кубы бывшим президентом Дональдом Трампом. Внезапный крах туризма из-за пандемии Covid-19 вместе с ликвидацией правительством кубинской бивалютной системы усугубили экономический хаос» .
Кристина Эскобар, гаванская журналистка и одна из самых популярных новостных персон на государственном радиовещательном канале Кубы, описала протест рядовых членов как побочный продукт устойчивой маргинализации.
«В таких городах, как Гавана, есть группа людей, которые обладают следующими характеристиками, - объяснила Эскобар. - Они, как правило, из бедных сельских районов и переехали в город в поисках лучших возможностей; как правило, не белые… живут на окраинах, получая любые государственные льготы, которые доступны. Они часто работают в неформальной экономике, чувствуют себя недовольными и не участвуют в патриотических начинаниях…».
Хотя система социальной защиты Кубы не позволила этой демографической группе скатиться в нищету, привычную для трущоб управляемых МВФ государств, таких как Гаити или Гондурас. Эскобар говорит: «это группа людей… без корней в обществе. Они выражают неравенство, которое они испытывают, и, к сожалению, они больше не делают этого мирно».
Сторонники Сан-Исидро с американскими флагами в центре Гаваны
The Washington Post в своей статье о беспорядках на Кубе не упоминала о роли правительства США в поддержке многих из НПО и активистов в попытке вооружить низший класс Кубы. Однако на переднем крае стратегии Вашингтона находятся два уже упомянутых традиционных фронта ЦРУ: Агентство США по международному развитию (USAID) и Национальный фонд демократии (NED).
На протяжении всей холодной войны USAID сотрудничало с ЦРУ в ликвидации социалистических движений по всему Глобальному Югу. По всей Латинской Америке USAID финансирует и обучает правых оппозиционеров, включая назначенного США псевдопрезидента Венесуэлы Гуайдо.
Со своей стороны, NED был создан под наблюдением бывшего директора ЦРУ Уильяма Кейси для оказания поддержки оппозиционным активистам и средствам массовой информации везде, где США стремились к смене режима. «Многое из того, что мы делаем сегодня, было сделано тайно 25 лет назад ЦРУ», - сказал соучредитель NED Аллен Вайнштейн журналисту Дэвиду Игнатиусу, который прославил организацию как «сладкого папочку открытых операций».
На протяжении всей своей истории USAID и NED работали над тем, чтобы использовать недовольство этнических меньшинств против социалистических и неприсоединившихся правительств. Их финансовая и материально-техническая поддержка уйгуров против Китая, татар против России, коренного народа мискито против Никарагуа – одни из многих примеров.
В последние годы на Кубе специалисты Вашингтона по смене режима сосредоточились на афро-кубинцах и маргинализированной молодежи, используя культурные начинания, чтобы превратить социальное негодование в контрреволюционные действия, вооружая «десоциализированную и маргинализированную молодежь» против кубинского социализма
Ещё в 2009 году в статье в журнале "Демократия", официальном органе Национального фонда за демократию (NED), был изложен амбициозный план культивирования кубинского низшего класса после холодной войны в качестве антиправительственного авангарда: «Использование принципов демократии и прав человека для объединения и мобилизации этого огромного, обездоленного большинства перед лицом крайне репрессивного режима является ключом к мирным переменам», - писали Карл Гершман и Орландо Гутьеррес.
Гершман и Гутьеррес - влиятельные фигуры в мире операторов открытой смены режимов. Основатель NED, Гершман возглавлял в течение четырех десятилетий усилия США по дестабилизации правительств от Манагуа до Москвы. Гутьеррес, со своей стороны, является откровенным сторонником военного вторжения США на Кубу, он - национальный секретарь USAID и финансируемого NED Кубинского демократического альянса.
Гершман и Гутьеррес предложили стратегию, которая поощряла «отказ от сотрудничества» с революционными институтами Кубы в пользу тех, кого они называли «молодёжью-отсевками, безработными молодыми людьми, составляющими почти три четверти безработных Кубы, и теми, кого привлекают наркотики, преступность и проституция».
Два этих «специалиста» по переворотам указывали на музыку и онлайн-СМИ как на идеальные средства для обуздания фрустрации кубинской молодежи: «Отчуждение молодежи достигает мейнстрима и выражается в гневных текстах рок-музыкантов; изображениях блогерами фрустрации и безвкусицы повседневной жизни; частые уклонения от сельскохозяйственной работы, добровольной службы…; общее отмежевание от политики, которое является плодом полувекового принудительного участия и подпитываемой силой политической пропаганды», - писали они.
В тот год, когда появилась статья Гершмана и Гутьерреса, Вашингтон провел дерзкую тайную операцию, основанную на намеченной ими стратегии.
«Рэп-это война»: USAID вербует кубинских хип-хоп-исполнителей в качестве пропагандистов смены режима
В 2009 году USAID инициировало программу с таким целями путем культивирования и продвижения местных хип-хоперов.
Из-за своей долгой истории в качестве прикрытия ЦРУ USAID передало эту операцию на аутсосрсинг Creative Associates International, базирующейся в Вашингтоне фирме с собственным послужным списком тайных действий.
«Креативные» партнеры нашли свою точку опоры в Райко Божиче, ветеране поддерживаемого ЦРУ "Отпора!", группе, которая, как известно, помогла свергнуть Слободана Милошевича в Сербии, и члены которой перешли к формированию «группы экспорта революции», посеявшей семена для ряда других цветных революций. Выступая в качестве музыкального промоутера, Божич обратился к кубинской рэп-группе Los Aldeanos, известной своим свирепым антиправительственным гимном "Рэп-это война". Сербский «оперативник», естественно, никогда не говорил Los Aldeanos, что он был агентом разведки США; вместо этого он утверждал, что он - профессионал маркетинга и обещал превратить фронтмена группы в международную звезду.
В течение года, когда Лос-Альдеанос обострил свою риторику, насмехаясь над кубинской полицией как над безмозглыми дронами во время местного фестиваля инди-музыки, кубинская разведка обнаружила контракты, связывающие Божича с USAID, и свернула всю эту операцию.
В 2014 году USAID снова подверглось разоблачению, когда оно привлекло творческих партнеров для организации серии фальшивых семинаров по профилактике ВИЧ, которые на самом деле были семинарами по политической вербовке.
Президент США Барак Обама представил свой план по нормализации отношений с кубинским правительством как раз в тот момент, когда была разоблачена последняя операция USAID. В качестве условия дипломатического признания Обама настоял на том, чтобы Куба расширила доступ в Интернет.
Венесуэльский следственный сайт Misión Verdad предупредил в то время: «Мы наблюдаем обновление механизмов, методов и способов вмешательства. Вся гармония в это время совершенно иллюзорна. То, что уже помещается под ярлык "нормализации" в кубинской социально-политической среде, обеспечивает условия для реализации идеи "кубинской весны»…
NED и USAID воспользовались «открытием» Кубы, чтобы создать мощный антиправительственный медиа-аппарат в Интернете. Новая партия поддерживаемых США изданий, таких как CubaNet, Cibercuba и ADN Cuba, представляла собой эхо-камеру ядовитого мятежа, издеваясь над президентом Мигелем Диас-Канелем оскорбительными мемами и призывая к его преследованию за преступления, включая геноцид.
Тед Хенкен, американский ученый и автор книги "Цифровая революция Кубы" заметил агентству Рейтер, что руководство Кубы «просчиталось, не поняв, что [расширенный доступ в Интернет] очень быстро, через два с половиной года, взорвётся у них перед носом».
По мере того как доступ Кубы к антиправительственным СМИ рос, администрация Трампа увеличила бюджет NED на 22 процента в 2018 году.
Тогда из бюджета NED на Кубу было выделено около 500 000 долларов на вербовку и подготовку антиправительственных журналистов, а также на создание новых средств массовой информации. Еще один грант NED предусматривал выделение средств на « … укрепление сети партнеров на островах».
Всего через несколько часов после вступления в должность в апреле 2018 года президент Диас-Канель предложил декрет 349. Новая мера требует, чтобы все художники, музыканты и исполнители получили предварительное одобрение Министерства культуры, прежде чем публиковать свои работы.
Указ 349, выдвинутый в качестве прямого ответа на вербовку американских спецслужб рэп-исполнителей и других деятелей культуры, прямо запрещал распространение аудиовизуальных материалов, содержащих «сексистскую, вульгарную или непристойную лексику».
В одночасье коллектив художников и музыкантов мобилизовался в знак протеста против декрета. Названное в честь труднопроходимого района Сан-Исидро в Старой Гаване, где жили несколько его членов, новое движение обращалось непосредственно к культурным авторитетам на Глобальном Севере, позиционируя себя как группу визуальных создателей и независимых рэперов, борющихся не за что иное, как за якобы художественную свободу! Голодовка одного из членов Сан-Исидро в ноябре 2020 года вывела это движение на мировую арену.
27 ноября 2020 года, когда противостояние между кубинскими художниками и государством углубилось, группа художников инициировала сидячую забастовку у здания Министерства культуры Кубы. Первоначально демонстранты состояли в основном из художников, чьи работы спонсировались кубинским государством. И, в отличие от Сан-Исидро, многие из них отвергли риторику смены режима, предпочтя вместо этого диалог с министром культуры для разрешения конфликта. Диалог рухнул, когда Движение Сан-Исидро и другие поддерживаемые США элементы навязали свою максималистскую повестку дня организационному органу, который стал известен как N27. А "Нью-Йорк Таймс “и другие англоязычные издания сосредоточили свои репортажи исключительно на антикоммунистических подстрекателях Сан-Исидро, в то время как левые кубинские художники оставались невидимыми для иностранной прессы.
Когда Сан-Исидро начало свою международную кампанию против Декрета 349, они решил сделать это в Организации американских государств (ОАГ) – региональной организации, базирующейся в Вашингтоне, Округ Колумбия, высмеиваемой бывшим министром иностранных дел Кубы Раулем Роа как «министерство колоний янки».
Там соучредитель "Сан-Исидро" Амори Пачеко был принят Луисом Альмагро, Генеральным секретарем ОАГ, который в том же году помог организовать правый военный переворот в Боливии.
В январе 2021 года ведущие члены Сан-Исидро приняли участие в вебинаре, организованном другим поддерживаемым корпорацией правым мозговым центром. На этот раз они были гостями Латиноамериканского центра федерализма и Фонда Свободы, спонсируемого глобальными корпорациями, преисполненными решимости превратить Кубу в гавань свободного рынка.
Адонис Милан, гаванский театральный режиссер, связанный с Сан-Исидро, делая селфи с морскими пехотинцами США, написал в свом посте: «Viva la anexión» (Да здравствует аннексия!), - выражая свою «пылкую страсть к прекрасным гринго».
Названная крупнейшим американским государственным СМИ NPR (Национальное публичное радио) «песней, определившей восстание на Кубе» набрала более 7 миллионов просмотров с тех пор, как дебютировала на YouTube 16 февраля 2021 года.
Записанная в Майами, песня включает в себя трех кубинских исполнителей в изгнании: Йотуэля из хип-хоп группы Orishas, дуэт reggaeton Gente de Zona и певца-песенника Дессемера Буэно. Хип-хопер Осорбо в связи с презентацией песни заявил, что «отдал бы жизнь за Трампа», если бы президент США ввел полную блокаду Кубы с «блокированными берегами, куда ничего не входит и откуда ничего не выходит... как это было в Венесуэле».
Демонстративное надругательство над кубинским флагом
Всего через неделю после выхода песни директор USAID Саманта Пауэр вышла в Twitter, чтобы разрекламировать «Patria y Vida» как отражение «нового поколения молодых людей на Кубе и того, как они сопротивляются репрессиям правительства».
Хотя С. Пауэр не особенно известна как знаток хип-хопа, она заслужила репутацию создателя несостоявшихся государств в таких местах, как Ливия, организовывая интервенционистские военные кампании. Трудно представить, что ее внезапный интерес к вирусному кубинскому рэп-гимну не был вызван преданностью идее смены власти на острове.
В Брюсселе депутат Европарламента от Испании Леопольдо Лопес-Хиль – олигарх, отец правого венесуэльского путчиста Леопольдо Лопеса - помогал принимать членов Сан-Исидро и других фигур, стоявших за созданием «Patria y Vida».
Три месяца спустя агентство USAID опубликовало уведомление о предоставлении 2 миллионов долларов в виде грантов организациям “гражданского общества”, стремящимся содействовать смене режима на Кубе.
В этом документе USAID указало на «Patria y Vida» как на пропагандистскую победу, которая помогла создать “переломный момент” – и которая предвещала грядущие протесты.
Менее чем через месяц, 11 июля, Отеро выступил с призывом выйти на улицы Гаваны от имени Движения Сан-Исидро. Вскоре на приморском бульваре собрались сотни протестующих, некоторые с плакатами «Patria y Vida». В центре внимания оппозиции, казалось, возникло видение национального восстания, способного смыть социализм.
За протестами стоял целый ряд объективных факторов - от обрушения электростанции в городе Ольгин до неудачных попыток правительства унифицировать валюту, до экономических ран, нанесенных американской блокадой и продолжавших гноиться в течение периода лишений.
Но через «воинов культуры» Сан-Исидро, теперь делегированных Вашингтоном в качестве официальных лиц и голосов кубинской оппозиции, требования демонстрантов были истолкованы как призыв к Вашингтону активизировать усилия по смене режима.
Слушания в Конгрессе по Кубе 20 июля в Комитете по иностранным делам Палаты представителей подчеркнули ключевую роль Сан-Исидро в возобновившемся стремлении свергнуть кубинское правительство.
В своем выступлении, вручая Диссидентскую премию за права человека Движению Сан-Исидро, основатель "Жертв коммунизма" и ветеран консервативного движения Ли Эдвардс заявил: «В битве, которую мы сейчас ведем, не всегда важна политика, а культура».
Так что спонсируемые правительством США «оперативники», связанные с движением Сан-Исидро, помогли заложить основу для июльских протестов на Кубе с американской земли. Работая во Флориде, они запустили хэштег #SOSCuba, призывающий к вмешательству США на Кубе за несколько месяцев до того, как он заполонил социальные сети.
Людмила Лаврова