Русские Вести

Расистский скандал вокруг "Оскара": испанцев не сочли белыми европейцами


Не секрет, что талант давно перестал быть критерием при вручении наград за достижения в области кино – они распределяются на основе квот, которые должны быть предусмотрены для представителей сексуальных меньшинств, определенных рас и этносов, адептов той или иной религии и так далее. При выборе претендентов на премию «Оскар» 2020 года Американская киноакадемия села в лужу, выбирая «цветных» артистов, косвенно обидев при этом испанцев. Об этом пишет газета El Pais.

Некоторые СМИ обвинили киноакадемию в неприверженности принципу разнообразия, отметив, что она выбрала лишь двух «цветных» актеров в номинанты – испанца Антонио Бандераса и афробританку Синтию Эриво. В Испании новость о том, что испанцев не считают белыми европейцами, произвела фурор и вызвала гнев многих людей. Журналу Vanity Fair пришлось удалить свою публикацию о номинантах и пояснить, что испанцы «технически не считаются цветными людьми». В сентябре на вручении премий MTV похожий скандал случился  вокруг вопроса об идентичности испанской певицы Росалии, которую квалифицировали как латиноамериканку, белую и европейку.

В США подобные этнические ярлыки десятилетиями имели политический вес, поскольку они использовались для борьбы с дискриминацией и обеспечения видимости различных сообществ. В семидесятых список ярлыков включал в себя категорию «испаноговорящих», чтобы сгруппировать всех говорящих на этом языке – будь они из Пуэрто-Рико, Мексики или с Кубы. Ранее американцы-мексиканцы должны были относит себя к белым, но они не были согласны, потому что хотели заявить о своем особом происхождении, и так появились группы активистов, которые боролись за создание собственной категории. Ярлык «испаноговорящий» не удовлетворял также и тех, кто не желал ассоциировать себя с испанским колониальным наследием. Вскоре появился термин «латиноамериканец», куда входили индейцы и представители пестрого бразильского общества.

Далее El Pais приводит мнение троих ученых, которые должны нас убедить, что раса – явление не предопределенное генами, а дело наживное – что человек может быть тем, кем хочет себя считать. Как артист Eminem, наверное.

Специалист по расовой и этнической классификации, социолог Клара Родригес задает вопрос своим студентам, обучающимся в Фордхемском университете в Нью-Йорке: кто они? Порой доминиканец с шоколадным цветом не считает себя негроидом, а афроамериканец называет себя метисом. «Раса - это социальная конструкция, которая меняется в зависимости от того, где человек растет и от страны, в которой он живет. Я белая в Пуэрто-Рико, а в США нет», - говорит Родригес. На просьбу навесить ярлык на Антонио Бандераса она отвечает, что лучше спросить об этом его самого. «Рики Мартин не имеет темного цвета кожи, но он относит себя к «цветным» из-за своих пуэрториканских корней», - объясняет она.

Автор книги «Латиносы: новая сила в политике и культуре» Эд Моралес поясняет, что язык также является важным фактором при определении расы в США. «Если полицейский останавливает вас, а у вас очень сильный испанский акцент, его восприятие вашей расы может измениться вне зависимости от вашего внешнего облика», - говорит он. Моралес добавляет, что до Второй мировой ни один житель США не счел бы белым ни Антонио Бандерса, ни любого другого южного европейца: «Когда они сражались с нами, определение белого изменилось».

Ключевым инструментом для понимания того, как развивалось в США понимание расы или этнической принадлежности, является перепись населения. В начале 19 века, когда началась перепись, была возможность отнести себя только к одной из трех категорий: свободный белый, другие свободные люди или рабы. Последняя версия от 2010 года позволяет проводить различие между испанцами, латиноамериканцами или людьми испанского происхождения, а затем разделяет мексиканцев, пуэрториканцев, кубинцев различного происхождения ... «30 лет назад большинство людей считали очевидным, какой является каждая раса, и что это было что-то генетическое и биологическое; сейчас гораздо больше людей думают, что это социальная конструкция. И это прогресс. Теперь сложная идея о том, что раса зависит от восприятия себя самим собой, стала более понятной», - объясняет Моралес, работающий для The New York Times и The Washington Post.

Рамон А. Гутьеррес, профессор истории в Чикагском университете, находит эту историю забавной. «Некоторые СМИ использовали фотографию Бандераса в качестве примера того, что Голливуд не расист, но результатом стали расизм и изоляция». Как и большинство специалистов по этому вопросу, он считает расу субъективным ощущением и цитирует афроамериканского активиста Малкольма Икса: «Идея расы в Соединенных Штатах похожа на бренд Cadillac. Каждый год появляется новая модель, но дискриминация продолжается».

Вероника Туркот

Источник: zavtra.ru