Русские Вести

Право на легкую смерть


Известно, что в странах, легализовавших эвтаназию, ежегодно увеличивается количество эвтаназий, причинами которых не являются неизлечимые заболевания и страдания...

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла

Из Клятвы Гиппократа

2 сентября 2016 года Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова на встрече со студентами юридического факультета МГУ поддержала идею введения в России права на добровольный уход из жизни — эвтаназии, назвав эвтаназию очень гуманным решением. При этом, правда, она отметила, что высказывает свою точку зрения «просто как человек».

Уполномоченный (т. е. доверенное лицо, действующее на основании данных ей полномочий от высших законодательных органов страны) по правам человека РФ (в том числе и по правам больного человека), доктор юридических наук Татьяна Москалькова, выступая перед будущими юристами, предъявляет «личную точку зрения», которая категорически не совпадает ни с базовыми задачами занимаемой ею должности, ни с законодательством, ни, скажем прямо, с тысячелетней традицией нашей цивилизации. И вопреки всему этому лукаво («просто как человек» — хотя прекрасно понимает, что ее позиция, даже неофициальная, окажет влияние на очень многих) защищает право на легкую смерть, предпочитая его праву человека на жизнь («эвтаназия» в переводе с греческого — «благая смерть», от греч. эв — хорошо, танатос — смерть).

Право на жизнь провозглашено во всех международно-правовых актах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1968 г. и др.), а также в Конституции РФ («Каждый имеет право на жизнь»). Человек, реализуя это право, конечно, может подвергать себя опасности, даже лишать себя жизни через самоубийство, но посягательства на его жизнь со стороны других лиц, в том числе медиков — это преступление, за которое установлена уголовная ответственность. Причинение смерти путем эвтаназии по российским законам является преступлением.

Помимо юридического запрета всегда существовало и существует резко негативное отношение Церкви к эвтаназии как к одному из видов сознательного убийства («не убий»). И рассматривается наравне с самоубийством как крайняя степень отпадения от Бога.

На государственном уровне практическим внедрением массовой эвтаназии гражданского населения занималась фашистская Германия. Там с 1939 года действовала программа «Т-4» (по адресу координирующего учреждения в Берлине, находящегося на Тиргартенштрассе, 4). К 1941 году (году официального закрытия программы) в Германии было уничтожено более 70 тысяч человек с различными формами психических заболеваний. В том числе были убиты тысячи детей с соматическими и неврологическими заболеваниями. Но, несмотря на официальное закрытие программы, газовые камеры, замаскированные под душевые кабины, продолжали применять в психиатрических клиниках Германии. А во время Второй мировой войны газовые камеры стали широко применяться в концентрационных лагерях смерти, где проводилось небывалое в истории человечества массовое уничтожение людей.

То есть опробованная на гражданском населении Германии программа расовой гигиены «Т-4» была трансформирована в массовое истребление лиц других национальностей, которые определялись как «биологическая угроза» немецкой нации.

«Но причем здесь немецкий фашизм, когда речь идет о сострадании к тяжело больным людям?» — воскликнет «продвинутый» российский обыватель. Несколько лет назад Фонд «Общественное мнение» проводил опрос в России о поддержке внедрения эвтаназии. И оказалось, что 32 % — «за». Примерно столько же — «против». И более трети — «затруднились ответить». Так что определенная «база поддержки» у госпожи Москальковой есть.

Основным аргументом нынешних сторонников эвтаназии являются «гуманные соображения» о прекращении человеческих страданий в соответствии с волей страдающего («убийство из милосердия»).

Однако практика применения эвтаназии в некоторых странах показывает, что нередко эвтаназия осуществляется не по воле самого человека, а по воле или его близких, или врачей, или государства. И что нередко эвтаназия бывает не только добровольной, но и принудительной (то есть без согласия пациента).

Современные поборники принудительной эвтаназии в отличие от откровенных фашистских практиков прикрываются либеральными одеждами. И для легализации принудительной эвтаназии призывают к «милосердию» по отношению к бесперспективным больным. Или к «справедливости» по отношению к их родным и обществу в целом. В том числе и по отношению к страховым компаниям и государству, финансирующим медицинское обслуживание, которые вынуждены сокращать помощь «перспективным пациентам» из-за роста количества «неперспективных». Видите ли, для западного общества обслуживание стариков, смертельно больных людей и новорожденных с тяжелой формой патологии становится невыносимым бременем.

Поразительно, но во всех этих псевдогуманных рассуждениях почему-то полностью пропадает категорическая норма о праве каждого человека на жизнь — а значит, и о долге его близких, семьи, да и общества в целом, предоставить даже смертельно больному человеку возможность бороться со смертью. Но общество потребления, в котором мы живем, и саму человеческую жизнь меряет на весах рациональности и эффективности — если еще может приносить пользу, значит, стоит потратить деньги на лечение, если же нет... Это общество и легкую смерть продает как вид лечения, как услугу, как один из возможных способов избавления от страданий. Как право на легкую смерть.

На сегодня пока нет стран, в которых принудительная эвтаназия была бы легализована на законодательном уровне, но добровольная эвтаназия в ряде стран уже признана. Ящик Пандоры в виде легализации эвтаназии на государственном уровне был открыт в 2002 году в Нидерландах, а затем в Бельгии, Швеции, Швейцарии. То есть произошло это в первую очередь в тех малых странах Европы (во многих из которых, кстати, до сих пор существует королевская власть), которые уже не одно десятилетие служат «полигонами» для введения антинорм человеческого бытия. Таких, как легальная проституция, наркотики, гомобраки, «гендерное разнообразие», суицид, убийства и расчленения животных на глазах у детей и прочее, и прочее.

Уже известно, что в странах, легализовавших эвтаназию, ежегодно увеличивается количество эвтаназий, причинами которых не являются неизлечимые заболевания и страдания.

Так, например, в Бельгии суд разрешил провести эвтаназию двум рожденным глухими близнецам по причине того, что они оба начали слепнуть. При этом «невыносимых физических страданий» не было. Поводом для убийства становятся всё чаще «невыносимые нравственные страдания».

В Голландии оправдали врача, который совершил эвтаназию пожилому человеку — и не тяжелобольному, а просто уставшему жить.

В Бельгии в 2013 году широко обсуждался случай, когда 44-летний транссексуал попросил врачей об эвтаназии после неудачной операции по перемене пола. Врача оправдали, а убитый им стал первым транссексуалом, покончившим с жизнью из-за того, что ему не понравились результаты смены пола.

В 2016 году голландская комиссия по эвтаназии разрешила провести эвтаназию молодой женщине, страдающей посттравматическим стрессовым расстройством после сексуального насилия, которое она перенесла в детстве. После этого прецедента правозащитники справедливо опасаются, что психиатры могут рассматривать эвтаназию как «метод лечения» психологических травм, полученных в результате сексуального насилия.

Возможность умереть совершенно здоровым людям, если они этого хотят, существует в Швейцарии. Так клиника Dignitas защищает интересы здоровой женщины, которая хочет умереть рядом со своим неизлечимо больным мужем. То есть фактически провести обряд сати в современной цивилизованной стране. Конечно, в истории существовали такого рода трагические случаи, но никогда ранее в Европе не рассматривалась возможность добровольного ухода из жизни под патронатом государства.

В этой связи Швейцария предстает в качестве нового образца общества потребления. Здесь созданы самые либеральные в мире условия для ухода из жизни. И потому в Швейцарии процветает суицидальный, или эвтаназийный туризм. В Великобритании даже существует выражение «поехать в Швейцарию», что является синонимом эвтаназии. Суицидальный бизнес здесь процветает при законодательной государственной поддержке и полном одобрении населения.

В 2011 г. в Цюрихе (в этом кантоне разрешена эвтаназия) прошел референдум, который показал, что большинство — 85 % (!) из 278 тыс. проголосовавших на референдуме высказалось против полного запрета эвтаназии для швейцарцев и их гостей. Шесть организаций в Швейцарии оказывают необходимую юридическую и медицинскую помощь желающим покончить с собой. Четыре из них занимаются иностранцами и в последнее время не справляются с потоком желающих. Средняя стоимость эвтаназии в швейцарских клиниках — 4 тыс. евро. Действуют госпрограммы для помощи нуждающимся, которые не могут оплатить себе эвтаназию. Причем речь идет не только о швейцарцах, но и об иностранцах. За год такой помощью пользуются 150–200 туристов. Больше всего самоубийц приезжают из высокоразвитых стран: Германии, Великобритании, Франции, Италии. Для туристов-самоубийц разработаны соответствующие программы. Так, если клиент в состоянии передвигаться, ему предлагают посетить достопримечательности Швейцарии (это же туризм!). Затем, после осмотра врача, подписания документов, в которых пациент закрепляет свое решение, смертнику вручают стакан со смертельной дозой снотворного, который и приводит к остановке дыхания во сне. А если к 4 тыс. евро добавить еще 3 тыс. евро, то фирма организует и похороны.

Бельгия — одна из первых европейских стран, которая узаконила эвтаназию (в 2002 г.). Через 10 лет 2 % от общего числа смертей в Бельгии приходилось на процедуру эвтаназии. Проведенные исследования показали, что медицинские самоубийства в значительной своей части совершались без ведома и согласия убитых пациентов (принудительно!). В 2013 г. в Бельгии была разрешена эвтаназия без стандартных медицинских показаний, то есть без «невыносимых физических мук». А в 2014 г. была разрешена эвтаназия для детей. Причем возрастных норм для их убийства нет. Справедливости ради стоит отметить, что в Бельгии была попытка выступить против принятия этого законопроекта. 160 бельгийских педиатров утверждали, что современная медицина имеет средства для обезболивания, поэтому законопроект не нужен. Однако сторонники законопроекта заявили об «ущемлении прав детей», поскольку дети не могут сами принять решение об эвтаназии. Закон приняли. Население же Бельгии (согласно опросам — 75 %) поддерживает практику эвтаназии.

В ряде стран уже ведутся разговоры о том, что должна быть дана возможность умирать людям, не способным себя обеспечивать (бомжам, бедным). В 2013 году тогдашний вице-премьер Японии Таро Асо предложил пожилым людям Японии «поспешить умереть», чтобы не обременять государство оказанием им медицинской помощи. И это не единственное его подобное высказывание в адрес японских долгожителей. Заметим, что 74-летний Таро Асо не только государственный человек, он — представитель влиятельной династии промышленников Японии.

Таким образом, отчетливо видно, что причины для проведения эвтаназии в развитых странах Запада растут, как снежный ком. И вполне может статься, что при изменении общественно-политической ситуации (война, техногенная катастрофа и др.), как и в случае с программой фашистской Германии «Т-4», единичные случаи «убийства из милосердия» могут превратиться в программы принудительной массовой эвтаназии для малоимущих, тяжелораненых, бездомных, «нравственно страдающих», нестандартных, неугодных и прочих.

Фото в заголовке: Митинг против узаконивания детской эвтаназии в Бельгии. Мальчик держит «Заявление не делать эвтаназию». 2 февраля 2014 г. (Virginia Mayo/AP)
 

Источник: rossaprimavera.ru