Россия долгое время поставляла ресурсы в Финляндию по снисходительным ценам. Видимо, настолько долго, что финны стали воспринимать это, как должное, и забыли о важности экономических выгод, на которых во многом держалась страна. Когда Финляндия примкнула к антироссийскому движению, Москва вынуждена была пересмотреть свое лояльное отношение. Теперь, возможно, Финляндская Республика осознает былую прелесть партнерских отношений с Россией.
Из варяг в персы
Имея общие пограничные территории, Россия и Финляндия не одно столетие плотно сотрудничали. Даже во времена Холодной войны торговля между странами шла прекрасно — политические распри не перевешивали желание получить выгоду. Сегодня международная обстановка сложилась иначе.
Со вступлением в НАТО северо-западный сосед России практически обрек себя на экономическое крушение. То ли экономисты страны разом разучились просчитывать риски, то ли тщеславное желание вступить в «престижный» блок перевесило логику, но финские власти добровольно отказались от необходимых стране ресурсов. Логистическая цепочка, отлаженная годами, рухнула в одночасье.
«Страна была логистическим хабом, а сейчас его нет», — констатировал заместитель декана по международной деятельности факультета экономики и финансов Северо-западного института управления РАНХиГС в Санкт-Петербурге Давид Тереладзе.
С экспорта транспортных услуг Финляндия имела 5 млрд евро в год, а с одного только экспорта морских — более 900 млрд. Это направление планировалось расширять и дальше, но теперь этому не бывать.
«Собственно говоря, Международный транспортный коридор «Север — Юг» («из варяг в персы») как раз должен был заканчиваться в Хельсинки и конкурировать с китайским проектом «Запад — Восток», — напомнил независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
«Счастливая» Финляндия
Сначала Финляндия отказалась от российского угля, чему стоя аплодировали экологи. Когда Россия перестала поставлять нефтепродукты, древесину и электричество, финские чиновники вынуждены были «пробудить» заброшенные угольные станции. Только за 2022 год потребление «грязного топлива» выросло на 26% в сравнении с прошлогодней отметкой. Но это еще цветочки.
Хельсинки издавна выстраивали торговую стратегию, в которой российская нефть занимала важную роль. Покупая черное золото морским путем, его перерабатывали, а готовую продукцию — бензин, дизельное и авиационное топливо — поставляли в Европу. При этом мазут, которым отапливалось 20% жилых строений, оставался на месте.
Отказавшись от российской нефти и начав закупать ее у другого своего соседа — Норвегии, руководители финских НЗП увидели, как их предприятия оказались на грани рентабельности, ведь норвежский ресурс оказался гораздо дороже российского. Даже сохранение цен на ДТ власти теперь вынуждены субсидировать из госбюджета, выделяя деньги из других, более важных направлений.
Более того, газификация республики составляет сейчас не более 3% (для сравнения: в России — 72%). Однако если вспомнить, что финская Gasum отказалась вести торговлю в рублях и расторгла все контракты, то и эти 3% не являются устойчивым показателем. И даже если местные жители будут готовы запастись валежником, то для предприятий это безнадежно.
Также стоит учесть, что цена на электроэнергию в европейской зоне выросла на 300%. Соответственно, для частных компаний эта цифра куда выше, что приводит в отчаяние бизнесменов.
Вечеринка закончилась
Закрытие воздушного пространства лишило Суоми, как минимум, 1,5 млрд евро в месяц. Доход от туристического бизнеса сократился на 19%. Инфляция в стране достигла отметки в 8,8%, что для Европы пугающий показатель, если учесть, что раньше он не превышал 1-2%. Даже некоторые продукты питания значительно подорожали, например, огурцы — из-за недешевого содержания парников.
К тому же российские компании перестали покупать финскую готовую продукцию. Финляндия может попытаться продавать свои товары через третьи руки — Китай и Турцию, но из-за увеличения логистического плеча на большую прибыль в таком случае рассчитывать не приходится. Ведь и в этом сегменте сейчас высокая конкуренция, а значит, цены взвинтить не удастся.
России от соседа нужен теперь только медный штейн для производства меди, закупки которого увеличились до 50%. Однако в обратную сторону уже готовая российская медь также поставляться не будет.
Теперь страны поменялись ролями. Россия из извечного добродушного снабженца для Суоми превратилась в хладнокровного потребителя. Рецепт блюда «Как превратить страну из развитой экономики в сырьевой придаток потенциального врага» финскому правительству удался на славу.
В сухом остатке любовь премьер-министра Финляндии к вечеринкам отразилась во всей красе на экономике страны. Как говорится, отожгла, так отожгла. Ещё долго во всех концах страны будет отдаваться эхом и, вероятно, стихийными протестами. Но это уже совсем другая история.
Андрей Андреев