Последние опубликованные недавно данные о состоянии итальянского общества, повергли коренное население буквально в шок. За прошедшее десятилетие страну покинули 816 тысяч молодых людей (средний возраст 30 лет), большинство из которых имеют высшее или специальное техническое образование. Причем многие уверены, что и эти цифры занижены. В печати уже появлялись данные, что с начала экономического кризиса, то есть с 2008 года, переехали за рубеж около 2-х миллионов итальянцев.
Большинство молодых специалистов с Апеннинского полуострова по-прежнему устремляются в Великобританию, и эта тенденция сохраняется, несмотря на ее выход из Европейского союза. Напротив, есть основания предполагать, что те итальянцы, которые нашли за Ла-Маншем хорошо оплачиваемую работу, сделают все, чтобы ее не лишиться, вплоть до принятия британского подданства.
Вслед за туманным Альбионом в списке стран с более высоким уровнем жизни, куда уезжают итальянцы, лидируют Германия, Франция, Швейцария, Бельгия, а также США и Япония.
Хотя в последнее время на первый план стали выходить и другие страны, экономика и уровень жизни в которых ничуть не лучше, а может и несколько хуже, чем в Италии, но правительства которых тратят значительные соедства на развитие науки, культуры и новых технологий. К ним относятся Испания, Бразилия, Китай, Сингапур и даже... маленькие Эквадор и Эстония.
В самой же Италии активно возобновились внутренние миграционные процессы, которые были характерны для страны в 50-60-е годы прошлого века, когда рабочие и бедняки из южных и центральных регионов ехали на богатый север на заработки. Теперь же место рабочих с картонными чемоданами заняли квалифицированные специалисты, занимающие места тех, кто с севера Италии перебрался за рубеж. Благодаря этой тенденции в прошлом году южные и центральные части страны лишились ни много ни мало 16 тысяч специалистов с высшим образованием, что, конечно, повлечет за собой серьезные последствия для местной экономики.
Социологи отмечают, что в прошлом году значительно снизилось число африканских иммигрантов, которые просят убежища в Италии. Это связано и с укреплением позиций националистической партии «Лига Севера», и с целым рядом мер по борьбе с нелегальной иммиграцией, которые предпринял ее лидер Маттео Сальвини в свою бытность министром внутренних дел.
Наблюдается и другая тенденция: так называемые «новые европейцы» –выходцы из африканских, азиатских и латиноамериканских стран, получившие итальянское гражданство, – переезжают в другие страны мира в поисках лучшей доли.
Все это свидетельствует о том, что сегодняшняя Италия становится непривлекательной для молодых. И особенно неприятно для итальянцев сознавать, что из коренного населения ее в основном покидают интеллектуалы, которые могли бы стать мозгом и движущей силой нации. Но, хотя тема «утечки мозгов» уже не одно десятилетие не сходит с газетных страниц и экранов телевизоров, ни одно из правительств, включая нынешнее, куда входят представители движения «Пять звезд», обещавшие покончить с привилегиями и дать дорогу талантливой молодежи, так и не справилось с этой проблемой.
Данные о неизбежном старении Италии заставляют серьезно задуматься о будущем этой прекрасной страны, колыбели Возрождения и родины многих великих ее сограждан, которая сегодня превращается исключительно в музей под открытым небом и место туристической индустрии, в которой все большее число мест занимают иностранцы.
За цифрами, однако, стоят реальные люди, то есть человеческие судьбы, судьбы молодых людей, которые, получив превосходное образование на родине оказались ей не нужны.
Многие ученые и исследователи живут за границей не по собственному желанию, а по необходимости, поскольку в Италии у них нет ни малейшей возможности реализовать свои проекты, прежде всего из-за отсутствия финансирования. Проблеме бегства из страны молодежи посвящен и новый документальный фильм, снятый журналисткой Барбарой Паваротти, с говорящим названием: «Прощай, Италия. Я не вернусь». Своих героев автор выбрала через социальные сети, и каждый из них поведал ей собственную историю о том, как и почему он оказался вдали от дома.
Так какие же причины побуждают молодых к этому массовому отъезду, который все больше напоминает библейский исход? С одной стороны, современная европейская молодежь принадлежит к поколению выросших и сформировавшихся во времена глобализации и новых коммуникационных технологий, поэтому для большинства из них территориальные границы, особенно Европы, имеют весьма размытое значение. Кроме того, выращенные на пропаганде современных СМИ о том, как прекрасно быть «гражданами мира», они ищут, прежде всего, возможность быстрого карьерного роста и экономического успеха, считая, что это и есть главная цель в жизни.
Но за исполнение своих желаний часто приходится платить жестокую цену. Во-первых, это утрата связи со своей страной и своими корнями, потеря родственных связей, а подчас и неудавшаяся личная жизнь. И это становится не только их частной драмой. Родители этих уехавших молодых людей, которых они вырастили и которым дали хорошее образование, обречены состариться вдали от них, подчас в горьком одиночестве, тогда как сами новые эмигранты не могут взять к себе собственную семью и вынуждены общаться с детьми через «Skype».
Рвутся не только семейные связи, что само по себе больно, прерывается преемственность поколений, которая является залогом существования любой нации. Если же говорить о многострадальном итальянском юге, то данная тенденция приводит к вымиранию многих маленьких городков и поселков, а в перспективе ведет к опустошению целых районов.
Одновременно большинство из тех, кто уехал, как явствует из фильма, чувствуют, что приобретя материальные блага или даже просто возможность работать по специальности вдали от дома, они в то же время утратили нечто очень важное, а именно принадлежность к своей стране. Многие уже начинают смотреть на нее глазами иностранцев, как на место, куда приятно приехать навестить родных, но где не хочется остаться.
Вот почему в последнее время в Италии вновь всплыл подзабытый термин «потерянное поколение», всю трагедию которого выразил в своем открытом письме молодой инженер Козимо Лакава, живущий и работающий ныне в Великобритании.
Он подсчитал, что его образование и воспитание стоило Италии около 500 тысяч евро, но «теперь другая страна извлекает из этого выгоду».
Нет сомнения, что безумная идея восполнить отток молодых квалифицированных специалистов притоком низкооплачиваемых иммигрантов из стран Третьего мира, чтобы якобы «стимулировать» экономику, ведет к настоящей демографической катастрофе, последствия которой трудно себе представить. Увы, это касается не только Италии.
Ирина Баранчеева