Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется ростом нестабильности, обусловленной комплексом взаимосвязанных, преимущественно негативных, факторов глобального и регионального масштаба на фоне становления новых "центров силы", а также ужесточения конкуренции между ними.
Кроме того, нарастанию напряженности в различных регионах мира способствует расширение масштабов терроризма и радикального экстремизма, усиление кризисных явлений в международной экономике, обострение борьбы за энергетические, водные, продовольственные и иные ресурсы.
В мире сохраняются значительные запасы ядерных вооружений, химического и биологического оружия. Наращиваются военные потенциалы ведущих стран. Эта тенденция усиливается в связи с продолжающимися на Западе работами по созданию новых, высокотехнологичных средств вооруженной борьбы, сопоставимых по своей эффективности с ядерным оружием и не подпадающих под контроль и ограничения. Одновременно формируются возможности для переноса военных действий в космическую сферу и киберпространство.
По-прежнему актуальной является значимость военной силы как инструмента реализации национальных интересов различных государств, а причиной вооруженных конфликтов все чаще становятся чисто экономические приоритеты заинтересованных сторон.
Все это говорит о том, что условием суверенитета России сегодня и в будущем является боеспособность армии. Это подтверждалось на протяжении всей истории страны.
Но армия не может существовать сама по себе, вне государства. Армия не может существовать без надежного тыла, поэтому вопрос о единстве армии и народа, а по сути, армии–государства–общества, является принципиальным для подготовки к новым геополитическим и историческим вызовам.
В этом плане одним из важнейших факторов жизнедеятельности государства, армии, является патриотизм.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания, суть которого заключается в формировании у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание и организация допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ является одним из приоритетных вопросов молодёжной политики Российской Федерации.
В стране разработана и реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», основной целью которой является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение ее в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе. Принята концепция развития и повышения эффективности патриотического (военно-патриотического) воспитания в ДОСААФ России в 2016-2020 годах. Необходимость военно-патриотического воспитания отражена и в Военной доктрине Российской Федерации.
Успехи, неудачи, проблемы и противоречия на пути реализации всех вышеперечисленных программ – тема отдельной статьи. В этой статье – короткий обзор о том, как подобные вопросы решаются за океаном, в США.
В Соединенных Штатах воспитанием в гражданах чувства патриотизма занимаются с детских лет. Еще в младших классах школьники изучают, что такое Декларация независимости США, разыгрывают костюмированные сценки о том, как она разрабатывалась. Дети учат цитаты отцов - основателей страны и выдающихся американских президентов. Учебники по истории США полны примерами героических деянии американцев.
Задача укрепления единства общества и американской армии решается комплексно на фоне постоянного информационного воздействия на население, внушения абсолютного превосходства США над другими странами. Верность американцев политической системе государства, их приверженность "свободе и демократическим идеалам" подаются как важнейший элемент обеспечения финансово-экономической и военной мощи США, позволяющей им занимать в мире положение единственной сверхдержавы.
Пропаганда, направленная на показ того, что "все лучшее в мире - это американское", с детства формирует у будущих солдат и офицеров чувство гордости за свою страну и готовность с оружием в руках защищать ее интересы в любой точке земного шара. В результате этого для значительной части американских юношей и девушек помимо возможности получения на военной службе материальных и других выгод важным стимулом для службы в армии является стремление "нести мир и свободу" другим народам.
Воспитанию у молодежи гражданского долга и патриотизма способствуют многочисленные ветеранские организации, поддерживающие тесную связь со школами, действующие на общественных началах при активной финансовой и материальной поддержке государства.
Напомним, что в соответствии с законодательством США американские граждане, прослужившие на действительной военной службе не менее срока, установленного для курса подготовки новобранца (180 и более дней) и уволенные не по причине недостойного поведения, подпадают под категорию "ветеран" и получают право на определенные льготы.
В настоящее время в составе ветеранского движения США насчитывается более 15 миллионов человек, объединенных в более чем 70 организаций. Наиболее крупными и влиятельными из них являются: «Американский легион» (объединяет более 2,5 млн. человек); «Ветераны зарубежных войн США» (около 2 млн. человек); «Американские ветераны Второй мировой войны, войн в Корее и Вьетнаме» (2 миллиона человек).
Настолько серьезно поставлена общественная работа в этих организациях, можно судить на примере старейшей из них - "Ветераны зарубежных войн" США.
В настоящее время эта организация ветеранов США объединяет около 2 миллионов членов, которые состоят в 9 тысячах региональных ячейках (постах), сведенных в 54 департамента. Она имеет свои структуры в 50 штатах США, округе Колумбия и в 19 странах мира (в Латинской Америке, странах Тихоокеанского бассейна и Европы). Штаб-квартира организации находится в Канзас-Сити (штат Миссури). Для более тесного контакта с правительственными кругами США, Конгрессом и президентом страны организация имеет представительский офис в Вашингтоне.
Организация "Ветераны зарубежных войн" — очень влиятельная общественная организация. Достаточно сказать, что в разные годы ее действующими, а не почетными членами были восемь президентов США — от Т. Рузвельта до Дж. Буша-младшего, известные спортсмены, астронавты.
Организация ведет обширную, разностороннюю работу. Ее бюджет составляет более 4 миллиардов долларов.
Другой крупнейшей военно-патриотической общественно-политической ветеранской организацией США является Американский легион.
Американский легион насчитывает около 3 миллионов человек — мужчин и женщин, состоящих в 15 тысячах первичных организаций (постов). Эти посты объединены в 55 департаментов, расположенных в 50 штатах США, округе Колумбия, Пуэрто-Рико, Франции, Мексике и на Филиппинах.
Основополагающими направлениями деятельности Американского легиона являются поддержка политики правительства США и стратегии армии и флота. В этом отношении характер деятельности этой общественной ветеранской организации несколько отличается от характера деятельности других ветеранских структур. Руководство Американского легиона, располагая значительным политическим влиянием в стране, занимает очень четкую, зачастую жесткую позицию, когда речь заходит о вооруженном вмешательстве США в те или иные конфликты в защиту своих интересов. Так было во время войны во Вьетнаме, вооруженных операций в Югославии, Афганистане и Ираке. Американский легион поддерживал и поддерживает курс США на использование вооруженной силы в любой точке мира, если того требуют интересы страны.
Особый вклад в военно-патриотическое воспитание вносит скаутское движение, охватывающее более 4 млн. бойскаутов и около 3 млн. герлскаутов. Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый Национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны.
Почетным президентом союза является глава государства.
Для скаутских организаций характерна определенная иерархическая структура, включающая клубы, отряды, группы и специальные лагеря. Все эти организации имеют свою атрибутику, символику и форменную одежду. В них предусмотрены "определенные ранги продвижения" с учетом возраста и индивидуальной конкуренции. Большое внимание при этом уделяется целенаправленному воспитанию подростков и соблюдению дисциплины, что, по мнению американских военных специалистов, может помочь будущим новобранцам быстрее адаптироваться к условиям военной службы.
Программа военизированной подготовки скаутов предусматривает: занятия по физической подготовке (упрощенные комплексы упражнений, предназначенные для солдат и офицеров, марш-броски), изучение военной техники, а также различные военизированные игры и соревнования.
В ходе реализации данной программы скауты взаимодействуют с различными формированиями вооруженных сил и военными средствами массовой информации. ВС США предоставляют свои объекты, базы и учебные центры для организации работы с этим контингентом, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, обеспечивают их материально-техническую базу. В воинских частях и соединениях практикуется проведение "дней скаутов", когда детям разрешены свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими.
В пропаганде военно-исторических традиций большую роль играют военные музеи. Всего в ВС США насчитывается 84 музея (53 - в сухопутных войсках, 19 - в ВМС и 12 - в ВВС). Руководство музеев ведет активную работу среди скаутов, организует выездные выставки, а также бесплатные посещения и тематические занятия.
С 1999 года для повышения уровня подготовленности добровольцев, изъявивших желание проходить воинскую службу в сухопутных войсках, и усиления военно-патриотического воспитания молодежи министром обороны было принято решение о проведении в средних школах начальной военной подготовки, которой в настоящее время охвачено более 230 тыс. школьников. Преподавание на курсах ведут офицеры в отставке, получающие заработную плату, равную разнице между размером пенсии и денежным содержанием офицера, находящегося на действительной военной службе.
Для углубленной подготовки кандидатов, поступающих в военную академию (училище) сухопутных войск в Вест-Пойнт, в 1946 году была создана подготовительная школа. Кандидаты проходят академическую (математика, английский язык), физическую и общевойсковую подготовку.
Курс обучения длится десять месяцев и состоит из двух этапов. На первом занятия с кандидатами проводятся на уровне учебной программы средней школы, на втором - на уровне колледжа. Кроме прохождения основного курса, слушателям предоставляется возможность расширить свои знания на факультативных занятиях. Программа физической подготовки школы разработана в соответствии со стандартами индивидуального развития военнослужащих США.
Для многих американских юношей и девушек немалый интерес представляет возможность быть принятыми в (Civil Air Patrol - United States Air Force Auxiliary) "Гражданский воздушный патруль" (ГВП) или морской кадетский корпус. Здесь могут обучаться только американские граждане в возрасте до 18 лет. Они готовятся в качестве кандидатов для поступления на службу в авиацию либо на флот по определенным специальностям.
"Гражданский воздушный патруль" представляет собой добровольное общество содействия военно-воздушным силам, созданное в 1941 году для решения задач гражданской обороны, а в 1943-м переданное в ведение министерства обороны. Оно объединяет владельцев частных легкомоторных самолетов, которые привлекаются в случае необходимости для оказания помощи министерству ВВС в чрезвычайных ситуациях, при техногенных и природных катаклизмах, а также в подготовке молодежи к службе в авиационных частях (знакомство с техникой, обучение и т. д.). ГВП объединяет две группы членов организации - кадетов (молодые люди в возрасте от 12 до 21 года) и наставников (граждане старше 18 лет).
Кадеты организационно сведены в эскадрильи, группы и крылья, сформированные по образу и подобию подразделений военно-воздушных сил. Всего в структуре "Гражданского воздушного патруля" насчитывается 52 крыла (по одному в штате, а также в федеральном округе Колумбия и Пуэрто-Рико). Члены этой организации в служебное время носят униформу со знаками различия в соответствии со званием (аналогичным воинским званиям ВВС).
Здесь проходят обучение и подготовку около 26 тыс. кадетов в 1 600 подразделениях, расположенных на территории США и за ее пределами. До 18 лет подростки могут совершить до десяти ознакомительных полетов на аэропланах или легкомоторных самолетах.
Совершеннолетние курсанты имеют возможность принимать участие в ознакомительных полетах на военных транспортных самолетах и вертолетах, а также продолжить обучение в школах с первоначальной летной подготовкой, входящих в состав некоторых крыльев ГВП. Обучение осуществляется по специальным программам. Так, воспитанники ГВП в период учебы знакомятся с основами военной службы в воинских частях ВВС, проходят строевую и физическую подготовку, изучают способы проведения поисково-спасательных работ, оказания первой помощи пострадавшим, изучают радиосвязь, фотодело, астрономию и другие предметы. Значительная часть учебного времени отводится на мероприятия, организуемые командованием ВВС США, такие как посещение учебных полигонов и летних военных лагерей, участие в различных соревнованиях военнослужащих и т. п.
Выпускникам школы службы ГВП, успешно освоившим учебную программу, предоставляются льготные условия для поступления в военно-воздушную академию, оказывается содействие в выборе специальности при поступлении на службу в ВВС и национальную гвардию.
Морской кадетский корпус (U.S. Naval Sea Cadet Corps) - учрежденная конгрессом молодежная организация, предназначенная для подготовки юных американцев к службе в ВМС. Штаб-квартира организации расположена в г. Арлингтон (штат Виргиния). Штаб корпуса возглавляет военно-морской офицер в отставке в звании не ниже капитана 1 ранга.
Морской кадетский корпус имеет территориальную структуру, в соответствии с которой территория США поделена на шесть регионов, руководство деятельностью в которых осуществляет представитель штаба корпуса в звании капитана 1 ранга. Каждый регион, в свою очередь, может быть разбит на несколько районов и подрайонов в зависимости от количества детских подразделений в них и числа кадетов. При этом в детском подразделении должно обучаться не менее 25 человек.
Программа обучения подростков имеет два уровня и ориентирована на детей в возрасте 11-13 и 13-18 лет. Учащиеся морского кадетского корпуса являются потенциальными кандидатами на военную службу на флоте либо в морской пехоте.
Учебная программа имеет свою специфику. В частности, она предусматривает обучение в три этапа. Успешно завершившим первоначальную двухнедельную подготовку рекомендуется прохождение следующей, более сложной фазы обучения. По ее завершении проводится отбор для третьего этапа.
Со стороны государственных структур и общественных организаций кадетским училищам оказывается финансовая и материальная поддержка. Например, морской кадетский корпус получает помощь от командования ВМС, службы береговой охраны, ассоциации резервистов, американского легиона и других военных структур в комплектовании инструкторско-преподавательским составом, обеспечении учебниками и учебно-тренировочным снаряжением, обмундированием, в получении услуг по постановке судов к причалу. Стимулом для поступления в кадетские училища являются меры, направленные на повышение заинтересованности в поступлении на службу в регулярные войска.
В частности, новобранцам предоставляются следующие права и возможности:
- выбор срока службы с учетом того, что минимальный срок составляет два года;
- выбор военно-учетной специальности, по которой они обязуются пройти военную подготовку;
- выбор места прохождения военной службы;
- возможность продолжать учебу в гражданских учебных заведениях;
- выбор той учебной программы, которая их больше всего интересует.
Кроме того, кадетам оказывается помощь в оплате обучения в колледже или лицее во внеслужебное время. Размер компенсации доходит до 100% ставки, установленной этими учебными заведениями. Студентам, подписавшим контракт на прохождение военной службы, разрешается завершить учебу, а затем начать выполнение условий контракта.
На молодых людей, стоящих перед выбором профессии, могут оказывать влияние и другие факторы. Так, новобранцам, которые согласны пройти обучение военным специальностям, пользующимся большим спросом в армии, предлагается особая программа двухлетней технической подготовки. По ее завершении они назначаются на соответствующие должности с присвоением более высокого воинского звания и установлением более высокого оклада денежного содержания. Большая часть (около 75%) военно-учетных специальностей из числа предлагаемых для овладения новобранцам аналогична гражданским профессиям.
В американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers' Training Corps).
Курс начальной военной подготовки был учрежден конгрессом в 1916 году. Сегодня он включен в программу старших классов 3,5 тыс. американских школ, а некоторые государственные программы военной подготовки начинаются даже со средней школы. Студенты, посещающие эти курсы, слушают лекции армейских офицеров, занимаются по учебникам, утвержденным Пентагоном, носят военную форму и участвуют в военных парадах.
Согласно закону основными целями JROTC являются: воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства и патриотизма; развитие уверенности в собственных силах, лидерства; улучшение способности общаться в устной и письменной форме; повышение уровня физической подготовки учащихся, воспитание уважения к американским вооруженным силам и их роли в защите национальных интересов, развитие знания команд, строевых навыков и основных военных правил. Как говорится в самой программе, она готовит подростков к тому, чтобы "лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе".
"Я будущее Соединенных Штатов Америки" - гласит один из пунктов устава JROTC. Школьникам внушают превосходство американского образа жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как "родина", "конституция", "национальная безопасность".
Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в штабах видов вооруженных сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов JROTC. Ежегодно на подобные цели Пентагон выделяет из своего бюджета около 400 млн. долларов.
JROTC для морской пехоты (Marine Corps JROTC) отбирают преподавателей, которые имеют минимум 20 лет действительной службы и физически соответствуют требованиям, предъявляемым к военнослужащим этого рода войск.
У авиационных курсов те же требования, но дополнительно преподаватель должен иметь степень бакалавра и быть инструктором по летной подготовке.
Как правило, это бывшие военнослужащие, которые продолжают получать пенсию по выслуге лет от федерального правительства. Кроме того, школы оплачивают им разницу от того, что они имели бы, продолжая оставаться на действительной службе. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение ее обязательно во время занятий) и оружием. Оно же должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.
В свою очередь, школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы JROTC. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на таких курсах, гораздо прилежнее относятся к учебе и отличаются лучшей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.
В большинстве школ предусмотрено три-четыре года обучения по программе JROTC. Для этого создается специализированный класс, в учебный план которого включают военную историю, военные уставы, основы гражданственности и физическую подготовку. Две трети школ составляют программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее способствуют повышению роста интереса к таким классам. Некоторые школы организуют посещения американских военных баз во время каникул.
Следует подчеркнуть, что посещение этих классов - дело сугубо добровольное. Сегодня в них обучаются свыше 600 тыс. американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140-150 мест поступает, как правило, 2 тыс. заявок, а с другой - необходимо пройти серьезные, порой жесткие испытания на физическую выносливость, например, сделать 20 и более отжиманий.
Участники JROTC имеют такие же звания, как и в настоящих вооруженных силах, только с приставкой "кадет". В качестве поощрения используются ленты, медали и грамоты как командования курсов, так и других организаций, например ассоциации американских офицеров или американских ветеранов. Награждение номинантов происходит в торжественной обстановке с приглашением преподавателей, родителей, ветеранов и других гостей.
О значимости и масштабности JROTC говорит и тот факт, что 40% общего числа генералов армии США закончили эти курсы.
Кроме всего перечисленного, в последние годы в Соединенных Штатах пристальное внимание уделяется использованию цифровых технологий для воспитания молодежи в нужном направлении. Так, прекрасно сознавая, что видеоигры со стрельбой гораздо популярнее унылых центров набора рекрутов, американские военные создали в 2008 году в торгово-развлекательном комплексе Франклин Миле недалеко от Филадельфии гигантскую видеоигру.
На этой экспериментальной военной базе дети погружаются в военные действия в стиле хай-тек. В двух больших залах на компьютерных терминалах они могут ездить на армейских вездеходах, летать на ударных вертолетах "Апач" и, стреляя, пробираться через толпу вооруженных "врагов".
На самом деле видеоигры даже лучше, чем вербовщики, справляются с милитаризацией детей. Созданные в сотрудничестве с военными подрядчиками жестокие видеоигры полностью обесчеловечивают противника и позволяют свободно пускать его в "расход". Видеоигры не только провоцируют безжалостную агрессию, но стремительно и сверхэффективно деформируют детское сознание.
В целом существующая в США система военно-патриотического воспитания и подготовки американской молодежи к службе представляет собой целостный, непрерывный, достаточно эффективный и прагматичный процесс, в достаточной степени обеспечивающий национальные вооруженные силы квалифицированными и физически подготовленными кадрами.
Источники:
журнал «Зарубежное военное обозрение». 2016. №7
Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Военная доктрина Российской Федерации.
Концепция развития и повышения эффективности патриотического (военно-патриотического) воспитания в ДОСААФ России в 2016-2020 годах.
Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.
Материалы сайта Fact Military