Пекин берёт под контроль Южно-Китайское море


Нападки Вашингтона на Пекин с требованиями взять на себя ответственность за возникновение и последствия распространения инфекции коронавируса достигли такого уровня, что в мире стали опасаться уже не холодного, а горячего конфликта между США и КНР. Однако Белый дом, обеспокоенный ослаблением своей гегемонии, пока проигрывает лидерам КПК не только в эффективности противостояния COVID-19, но и в силовом противоборстве.

Сингапурское издание Asia Times описывает, как Китаю удалось использовать американские неурядицы для достижения того, что у него не получалось долгие годы, – установления военно-стратегического контроля над своим мягким подбрюшьем, Южно-Китайским морем.

18 апреля Государственный совет Китая, главный административный орган страны, объявил о создании двух новых административных районов в Южно-Китайском море. Они включают в себя архипелаги Сиша (оспариваемые соседями Парасельские острова) и Наньша (также спорные острова Спратли). Оба района отнесены к ведению префектуры Санша, впервые  созданной в 2012 г. на острове Юнсин (Вуди) в Парасельской цепи островов. В городе проживает всего 1800 жителей, а площадь острова Юнсин – всего 20 кв. км, но с него осуществляется эффективный военно-наблюдательный контроль над 2 миллионами квадратных километров прилегающих спорных вод, богатых морскими ресурсами и множеством отмелей, атоллов, островков, скал. По оценке китайских военных, этим они взяли на себя ответственность «за сохранение национального суверенитета».

Китай осуществляет обширную программу расширения и создания новых искусственных островов в тихоокеанской акватории. Так, военно-командным центром на расположенном к югу от Парасельских островов архипелаге Спратли стала база ВВС и ВМФ на рифе Огненного Креста, надстроенном до необходимых размеров.

Следующей по программе, очевидно, станет база на отмели Scarborough Shoal, где уже ведутся работы.

Всего китайцы могут создать по периметру Южно-Китайского моря около десятка таких «непотопляемых авианосцев».

Госдепартамент США расценил последние действия Китая в Южно-Китайском море как попытку аннексии и подверг Пекин острой критике за военные приготовления. Попутно Вашингтон обвинил китайскую сторону в «рекордной добыче газа» из гидратов моря, выступив в роли защитника экологии, что применительно к интересам Соединённых Штатов им не свойственно. И беззастенчивой клеветой прозвучало обвинение Китая в том, что китайский патрульный катер якобы потопил вьетнамскую рыболовецкую шхуну (быстро выяснилось, что катер был индонезийским, а не китайским).

А дальше всё пошло не по плану. Как и в прежние годы, США вознамерились силами своего 7-го флота, оперирующего в Тихом и Индийском океанах, продемонстрировать Китаю и его соседям свою боевую мощь, которой «не стоит бросать вызов». Командование 7-го флота хвастливо заявляло, что в его распоряжении в любой момент находятся 60-70 боевых кораблей, 200-300 самолётов и 40 тыс. морских пехотинцев.

Однако вскоре выяснилось, что флотский флагман авианосец «Теодор Рузвельт» (более 1 тыс. заражённых коронавирусом моряков на борту) выплыть не может. На замену ему к берегам Китая пошёл авианосец «Гарри Трумэн», но и он вернулся на базу из-за того же. Кроме них, вирус вывел из строя ещё три авианосца – «Карл Винсон», «Джон Си Стеннис» и «Рональд Рейган».

Впервые за 15 лет ВВС США приостановили свою «миссию постоянного присутствия стратегических бомбардировщиков» на о. Гуам.

Китайцы выяснили, что «невидимый враг» поразил команды не только этих, но многих других кораблей и вспомогательных судов ВМФ США, а также базы на берегу, в том числе на Гуаме. В итоге американцы наскребли с разных флотов очень скромную эскадру, миссия которой в середине апреля обернулась полным фиаско. В составе эскадры из боевых были только десантный корабль USS America, вскоре также куда-то исчезнувший, крейсер класса USS Bunker Hill и эсминец USS Barry.

К этой «экспедиции запугивания» стал приближаться китайский флот с авианосцами «Ляонин» и «Шаньдун», ракетными эсминцами и фрегатами. Не имея воздушной поддержки, американские моряки сразу прервали свой маршрут; эксперты удивлялись: «Непонятно, почему развёртывание американского флота было столь коротким?» Ответ простой: сопоставление двух сил было настолько не в пользу американцев, что они сочли за благо поскорее прекратить позор.

Американские военные аналитики пытаются объявить это чуть ли не новым словом в военном искусстве: «стратегическая предсказуемость, оперативная непредсказуемость»; дескать, «пусть враги ломают головы над нашими истинными намерениями». Они заявляют, что «военно-морские силы США в Южно-Китайском море, вероятно, будут проводить операции и мероприятия в необычных формах, которые несовместимы с прошлыми, предсказуемыми моделями».

Безусловно, США попытаются вернуться в Южно-Китайское море, но стратегический баланс там, похоже, сломан навсегда. К тому времени, когда американцы полностью оправятся от вирусно-экономического кризиса, китайцы продвинутся в укреплении своего оборонительного потенциала ещё дальше.

Помимо строительства взлётных полос на искусственных островах, Пекин уделяет большое внимание созданию современного флота. В настоящий момент в составе китайского ВМФ имеется два авианосца – проданный украинцами бывший «Варяг», а ныне модернизированный «Ляонин» (60 тыс. тонн – 24 самолёта) и более продвинутый «Шаньдун» (70 тыс. тонн – 36 самолётов).

Следующий китайский авианосец, известный как проект «Тип 003» (80 тыс. тонн – 48 самолётов), который должен встать в строй в ближайшие годы, является кораблём нового поколения. Корабли данного типа избавятся от трамплина на взлётной палубе, получат электромагнитную катапульту и возможность запуска более тяжёлых и совершенных самолетов, включая многоцелевые истребители пятого поколения Chengdu J-20. В более отдалённой перспективе китайцы создают авианосец класса новейшей американской разработки CVN78 («Джеральд Форд»).

Этим китайская программа авианесущих кораблей не ограничивается. В Шанхае спущен на воду первый из  четырех десантных кораблей водоизмещением 40 тыс. тонн («Мистраль» имеет только 20 тыс. тонн) класса «Тип 075». Второй корабль будет выведен в море в 2022 году. Этих «монстров» особо опасаются на Тайване; они несут по 20 вертолётов, с их почти 240-метровой палубы могут взлетать ещё около 20 самолётов вертикального взлёта и наклонно-роторных самолётов типа американских MV-22 Osprey.

И поскольку вся эта техника будет сосредоточена в основном на достаточно ограниченном пространстве Южно-Китайского моря, для США было бы разумнее не пытаться уцепиться за потерянный ими контроль над его акваторией. Продуктивнее путь равноправных переговоров с Китаем и с другими державами, хотя это, в отличие от китайской военно-кораблестроительной программы, из области фантастики.

Дмитрий Минин

Источник: www.stoletie.ru