- Сергей Борисович, Германия отключила от энергосети три свои последние АЭС, подтвердив таким образом окончательный отказ от атомной энергетики. В России и даже в Евросоюзе атомная энергетика считается экологически чистой. Как вы прокомментируете такое на первый взгляд парадоксальное решение германских властей?
- Смотрите, я очень люблю этот пример. В середине 60-х годов, ближе к концу, Советский Союз со своей стороны, Англия и Франция со своей, сделали сверхзвуковой пассажирский самолёт — соответственно, 44-ка и "Конкорд". Американцы тоже хотели, проект у них был, но не сложилось. В итоге, на начало 70-х оказалось, что у Европы есть сверхзвуковой самолёт, у Америки — нет. Что сделала Америка? Она сказала: "у нас нет самолёта, мы летать не будем, но и вы летать не будете тоже". И прекрасно… закрыла своё небо для "Конкордов"!
Мне кажется, сейчас происходит то же самое. Компания "Вестингауз" была одной из сильнейших ядерных компаний мира, строила больше всех АЭС, лучше всех считались её энергоблоки. Она их вводила в эксплуатацию. Даже и сейчас 35—40% всех функционирующих энергоблоков в мире — это блоки "Вестингауз". Был период, когда всё у них было хорошо, и американцы максимально продвигали ядерную энергетику. Они провозглашали, что это вхождение страны в узкий круг особо развитых настоящих индустриальных стран. Это дорога к будущему. И это чистая энергия… Всё было так. Но вскоре "Вестингауз" попала в полосу кризиса, когда её крайне неудачно слили с "Тошибой", в результате чего в кризисе оказались уже обе структуры: и "Тошиба", и "Вестингауз".
Американцы много лет не могут ввести в эксплуатацию ни одного нового энергоблока. Хотя есть и интересные проекты, и интересные люди, но вот не получается. Тут же вдруг оказалось, что "ядерная энергетика является грязной, опасной, от неё нужно отказаться"…
Нужно отказаться от российских газа и нефти, получать, соответственно, более дорогой сжиженный газ из США. А поскольку из США нельзя получать теперь энергоблоки, то от них надо отказаться вообще. Честно говоря, мне очень "нравится" эта американская система: "Если у нас что-то не получается, мы просто уничтожим данный рынок, но мы не дадим никому на нём хозяйничать. В некотором плане это, конечно, не капитализм, не рыночная экономика, но вообще-то работает! И здесь я, безусловно, немецкое решение рассматриваю как формальный результат американского диктата в этой области. Диктат вызван не экологическими причинами, а тем, что американцев на этом рынке сейчас не будет.
Сергей Переслегин