В последние дни ноября 2022 года в США были высказаны серьёзные претензии в адрес разведывательных подразделений страны. Политики и эксперты на страницах СМИ заявили, что разведслужбами сделаны ошибки в прогнозах по интенсивности, масштабам, срокам военных действий на Украине, объёме используемых боеприпасов.
«США просто не ожидали оказаться втянутыми в крупный международный конфликт, который может растянуться на годы», — поясняет The Daily Beast (28.11.2022).
В Вашингтоне «продолжаются проверки» с целью выяснить, почему американская разведка неверно оценила перспективы военного конфликта между Россией и Украиной. Об этом пишет The Daily Beast со ссылкой на «бывших военных чиновников и инсайдеров» из спецслужб.
Новой причиной критики американской разведки стали неожиданные для многих в США результаты местных выборов на Тайване 26 ноября 2022 года, которые принципиально изменили расстановку сил и военную ситуацию вокруг острова.
А что представляет собой эта самая американская разведка, какие структуры и службы в неё входят? Исследовательская служба Конгресса США в опубликованной 29 ноября 2022 года докладной записке «Национальная и военная разведка» рассматривает структуру разведывательного сообщества США, даёт краткое описание его составляющих и их функционал.
Национальная и военная разведка США
Разведывательному сообществу (Intelligence community, IC) поручено предоставлять информацию о реальных или потенциальных угрозах Соединённым Штатам, американскому народу и национальным интересам внутри страны и за рубежом.
Разведывательное сообщество предоставляет своевременные услуги, имеющие первостепенное значение для национальной безопасности на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Потребителями разведданных являются президент, Совет национальной безопасности (СНБ), работники департаментов и агентств исполнительной власти, военные, Конгресс и правоохранительные органы.
IC состоит из 18 структурных элементов, 2 из которых являются независимыми, а 16 — составными организациями шести отдельных департаментов федерального правительства. Многие элементы IC и большая часть финансирования разведки находятся в Министерстве обороны (DOD).
Национальная разведка удовлетворяет стратегические потребности лиц, определяющих политику национальной безопасности, таких как президент и министры обороны и госсекретари. Национальные разведывательные программы и мероприятия финансируются за счет бюджетных ассигнований Национальной разведывательной программы (NIP), которые представляют собой консолидацию ассигнований на ODNI, ЦРУ, общую оборону и национальные криптологические, разведывательные, геопространственные и другие специализированные разведывательные программы. Таким образом, NIP обеспечивает финансирование не только элементов ODNI, ЦРУ и IC министерств внутренней безопасности, энергетики, казначейства, юстиции и штата, но также, в значительной степени, программ и деятельности разведывательных служб внутри DOD, включая NSA, NGA, DIA и NRO.
Военная разведка включает в себя разведывательные организации и использует возможности Объединённого штаба, DIA, объединённых разведывательных центров боевого командования и военных служб, которые удовлетворяют стратегические, оперативные или тактические требования, поддерживающие военную стратегию, планирование и операции. Военная разведка предоставляет разведданные по иностранным военным возможностям, планам и намерениям, боевому порядку, дислокации сил, а также политическим, культурным и экономическим факторам, влияющим на окружающую среду в районах реальных или потенциальных военных операций. Ассигнования Программы военной разведки (MIP) используются на персонал военной разведки, его обучение, а также программы и деятельность тактической военной разведки. Поскольку ассигнования MIP связаны с тактическими, а не стратегическими возможностями, они финансируют более узкий круг программ, чем программы военной разведки в целом.
Национальная и военная разведка не являются отдельными структурами. 18 организационных элементов IC тесно сотрудничают для устранения пробелов в разведывательных данных и своевременного предоставления продуктов и услуг сотрудникам правительства, прошедшим соответствующую проверку. IC также использует отношения с международными партнерами для решения взаимных проблем национальной безопасности.
Структурные элементы IС
Элементы Министерства обороны США (DOD):
- Агентство военной разведки (DIA)
- Национальное агентство геопространственной разведки (NGA)
- Национальное управление военно-космической разведки США (NRO)
- Агентство национальной безопасности (NSA)
- Служба разведки, наблюдения и рекогносцировки ВВС США.
(AF/A2)
- Разведка космических сил США (S-2)
- Армейская разведка США (G2)
- Служба разведки, наблюдения и рекогносцировки Корпуса морской пехоты США (MCISR-E)
- Военно-морская разведка США (N2)
Элементы, не относящиеся к DOD:
- Офис директора национальной разведки (ODNI)
- Центральное разведывательное управление (ЦРУ — CIA)
- Служба разведки Министерства энергетики (DOE): Управление
разведки и контрразведка (I&CI)
- Службы разведки Министерства внутренней безопасности (DHS):
Управление разведки и анализа (I&A) и Разведка береговой охраны США (CG-2)
- Службы разведки Министерства юстиции (DOJ):
Управление национальной безопасности и разведки Агентства по борьбе с наркотиками (DEA/ONSI) и Разведывательное управление Федерального бюро расследований (IB).
- Разведывательная служба Государственного департамента (DOS): Бюро
разведки и исследований (INR)
- Служба разведки Департамента казначейства: Управление
разведки и анализа (OIA)
Кто что делает?
Исполнительный указ (EO) 12333 устанавливает общие обязанности и ответственность для каждого элемента IC. Другие законы, исполнительные распоряжения и директивы могут устанавливать дополнительные обязанности и ответственность для отдельных элементов IC.
• DIA — Агентство военной разведки Министерства обороны США является руководящим органом военной разведки Соединённых Штатов, ответственным за сбор агентурными и техническими средствами, анализ и предоставление первым лицам США секретной информации военно-политического характера, касающейся военных планов иностранных государств и армий, предоставление необходимой развединформации по требованиям всех видов ВС и родов войск США и оценки информации в других подразделениях DOD.
• NGA производит продукты и предоставляет услуги геопространственной разведки для поддержки политиков, военных, других разведывательных служб и служб быстрого реагирования. В его задачи входит обеспечение военных, государственных и гражданских пользователей данными видовой разведки и картографической информацией.
• NRO строит и эксплуатирует спутники и наземные станции, основной целью которых является сбор изображений и разведывательных сигналов для поддержки разведывательных продуктов и услуг других агентств.
• NSA (АНБ – Агентство национальной безопасности) отвечает за сигналы разведки и безопасность информационных систем в правительстве США . На практике АНБ является единственным сборщиком и обслуживающей службой коммуникационной разведки (информация от перехвата сообщений), основным (но не единственным) адресатом внешней контрольно-измерительной разведки и координирует работу электронной разведки. АНБ также отвечает за обучение правительственных ведомств вопросам безопасности операций.
• Элементы разведки военной службы собирают и анализируют стратегическую, оперативную и тактическую информацию, обеспечивающую потребности военных служб вместе и по отдельности. Тактическая и оперативная разведка поддерживает военачальников и полевых бойцов. Национальные разведывательные организации, такие как Управление военно-морской разведки ВМФ, специализируются на анализе угроз и оценках стратегической разведки, которые могут поддерживать разработку оборонной платформы и систем вооружения.
• CIA (ЦРУ) собирает, анализирует, оценивает и распространяет данные внешней разведки и контрразведки для поддержки широкого круга высокопоставленных лиц, занимающихся национальной безопасностью, включая президента, СНБ и военных. В дополнение к своей тайной деятельности по сбору информации из открытых источников, ЦРУ было ведущим агентством в проведении тайных операций по указанию президента.
• Другие подразделения министерства энергетики, национальной безопасности, юстиции, штатов и казначейства, не относящиеся к Министерству обороны США, предоставляют разведывательные данные, подтверждающие национальные требования, относящиеся к задаче каждого ведомства.
Руководство IС
Вместе DNI и заместитель министра обороны по разведке и безопасности (USD(I&S)) координируют программы и деятельность в рамках IC, чтобы продвигать комплексный подход к сбору, анализу и распространению разведданных.
Директор национальной разведки (DNI)
DNI является главным советником Президента США по вопросам разведки. Основная миссия DNI и, соответственно, ODNI состоит в том, чтобы «возглавлять IC в интеграции разведки» и обеспечить надлежащую интеграцию всех элементов.
Заместитель министра обороны по разведке и безопасности (USD (I&S) / директор военной разведки (DDI))
Позиция USD(I&S) имеет двойное подчинение. Действуя в качестве USD (I&S), действующий сотрудник подчиняется непосредственно министру обороны и выступает в качестве главного помощника министра по вопросам разведки, контрразведки, безопасности и другим вопросам, связанным с разведкой. Действуя в качестве DDI, действующий руководитель подчиняется непосредственно DNI и выступает в качестве главного советника DNI по вопросам военной разведки, контрразведки и безопасности.
Стратегическая, оперативная и тактическая разведка
Стратегическая разведка помогает старшим военным и гражданским руководителям в разработке национальной стратегии и политики; следит за международной обстановкой; помогает в разработке военных планов; помогает в определении основных систем вооружения и требований к структуре сил; поддерживает проведение стратегических операций.
Оперативная разведка фокусируется на военных возможностях и намерениях врагов и противников; анализирует операционную среду; выявляет центры тяжести и критические уязвимые места противника; следит за событиями в зоне интересов командующего объединенными силами; поддерживает планирование и проведение совместных кампаний и операций.
Тактическая разведка поддерживает военачальников в планировании и проведении сражений и других совместных действий; предоставляет командирам информацию о надвигающихся угрозах и изменениях в оперативной обстановке.
Ситуация в разведсообществе США достаточно подвижная. Под новые цели создаются новые структуры. Так, в ежегодном докладе о военной мощи Китая, направленном в Конгресс США в конце ноября 2022 года, отмечается, что учитывая активизацию политической, военной и разведывательной деятельности Китая, разведывательное управление Министерства обороны собирает специальную группу аналитиков и экспертов для мониторинга конкуренции с КНР.
Джон Кирххофер, начальник штаба DIA, 29 ноября 2022 года заявил, что его агентство, занимающееся подготовкой, анализом и распространением военной разведывательной информации, создало «китайскую миссионерскую группу», которая выйдет на полную оперативную мощность в начале 2023 года.
Думается, что это не единственное нововведение. Многие реформы имеют закрытый характер.
Елена Ларина, Владимир Овчинский