Медицинские эксперименты над людьми строго регламентированы Нюрнбергским кодексом, принятым после окончания Второй мировой войны. Одним из его основополагающих принципов является добровольное согласие человека на участие в медицинских испытаниях. Среди самых масштабных нарушений принципов, изложенных в этом международном документе, числятся испытания биологического оружия на жителях крупных городов военными США.
Один из первых известных случаев подобных испытаний произошел в Сан-Франциско – всемирно известном городе с его мостом «Золотые ворота», разрушение которого мы не раз видели в голливудских блокбастерах. Но, помимо данной достопримечательности, Сан-Франциско также славится и туманами. Именно это и сподвигло американских военных в середине прошлого века превратить город в полигон для испытаний.
Их целью было выяснить, можно ли использовать климатические явления в качестве катализатора для распространения биологического оружия. В роли симулированного отравляющего агента были задействованы считавшиеся тогда безвредными бактерии Serratia Marcescens и Bacillus Globigii. В сентябре 1950 года военный корабль распылил их и они, смешавшись с туманом, накрыли город.
Эксперт в области медицины катастроф и биотерроризма Леонард Коул в своей книге «Clouds of Secrecy» потом опишет эксперимент как бесспорный успех:
«...почти каждый из 800 тысяч жителей Сан-Франциско, подвергнутых воздействию облака, при нормальном ритме дыхания (10 литров в минуту) вдыхал от 5 тысяч и более частиц в течение нескольких часов, пока они находились в воздухе».
Это далеко не единичный случай. За последовавшие 20 лет было задокументировано 239 подобных военных испытаний в населенных районах. Они проводились в метро Нью-Йорка в час пик, на платной трассе в Пенсильвании и совсем недалеко от столицы – в одном из национальных аэропортов Вашингтона.
Как минимум, один человек мог стать жертвой этих тестов. После испытаний в Сан-Франциско в 1950 году умер один из жителей города Эдвард Невин. Причиной смерти стала бактериологическая инфекция, вызванная той самой бактерией Serratia Marcescens, весьма редко встречающейся в Калифорнии. В 2005 году было установлено, что эта бактерия может представлять опасность для жизни человека в случаях нарушения работы иммунной системы. Невин в тот момент проходил курс восстановления после операции. Его жена разорилась, оплачивая медицинские расходы вплоть до его смерти.
После того, как 1970-е в прессу начала просачиваться информация, правнук Невина пытался судиться с правительством, но проиграл дело, а действия военных были оправданы. После поражения в суде он сказал: «По крайней мере, мы теперь все знаем, что такое может случиться даже в этой стране... Я просто надеюсь, что об этом не забудут».