Русские Вести

На гнилых стратегических крыльях


Эти самолёты скорее всего прослужат 100 лет. Думаю, этот рекорд ещё не скоро, если вообще когда-либо, будет побит. Прокол с программой В-2 фактически разгромил американскую стратегическую авиацию (именно в смысле её стратегического предназначения). Когда (и если) старым-добрым В-52 придет смена, они ещё должны уметь летать. И для этого надо кровь из носу экономить ресурс самолетов. Ну и производить их модернизацию, чтобы те могли бомбить «папуасов».Немедленно вспомнился Том Клэнси и его книга «Красный Шторм»:

В любой момент ожидалась атака исландских тактических истребителей, и команды бомбардировщиков знали, что любой летчик НАТО, сидящий за штурвалом своего самолёта, немедленно избавится от бомбовой нагрузки ради возможности напасть на такую беспомощную цель, как «бэджер», выпущенный двадцать лет назад. Эти бомбардировщики достигли заката своей боевой жизни. На их крыльях появились трещины – признак усталости металла, лопасти турбин износились, а отсюда возросло потребление топлива и сократилась скорость.

В этом отрывке речь идёт о бомбардировщиках Ту-16. В те годы, когда холодная война была в самом разгаре — самолёт, выпущенный 20 лет назад, казался рухлядью. А теперь прикиньте, как себя чувствуют американские пилоты, понимающие, что основа стратегической авиации США — это самолёты Boeing B-52 Stratofortress, самый свежий из которых выпущен в 1962 году — 57 лет назад, и заменить их тупо нечем.

Командование ВВС США надувает щёки проводит модернизацию стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress для того, чтобы увеличить их ударные возможности в контексте обычных боеприпасов. Примечательно, что это не последняя такая модернизация, которая запланирована Пентагоном в отношении B-52, поскольку в США недавно начали говорить о том, что срок эксплуатации данной машины необходимо продлить до пятидесятых годов текущего века.

Но как же так вышло? Ведь у США есть более современные бомбардировщики?

Компания Northrop не учла при разработке B-2 несколько моментов, в результате чего в его внутренних отсеках не могут размещаться ядерные варианты крылатых ракет из-за банального несовпадения размеров. Да, эта машина может бомбить, да, она условно невидима, но она не может быть заменой B-52 в рамках тех задач, которые ставят перед ветераном ВВС США и Пентагон. Вдобавок их слишком мало (около 20 штук) — а мало их из-за гигантской цены и дороговизны эксплуатации.

Здесь ещё нужно отметить, что B-2 создавался в период Холодной войны и противостояния военных блоков, причём в качестве его основной задачи планировался незаметный заход на территорию вероятного противника, т.е. СССР, и уничтожение советских ПРО и ПВО. На сегодня это потеряло актуальность, поскольку B-2 является видимой машиной для современных российских средств слежения, из-за чего последнее, в чём этот бомбардировщик был замечен, это беспосадочный перелёт через Атлантику и бомбардировка Ливии. Хайтек за 2 миллиарда долларов бомбил папуасов, фактически не имеющих ПВО. Это выглядит смешно.

Что касается Rockwell B-1B Lancer, то данный стратегический ракетоносец так и не получил ракет, которыми его предполагалось вооружить. Их просто не удалось создать. Как временная мера, B-1B вооружили ракетами AGM-69 SRAM — но эти ракеты имеют дальность в маловысотном режиме всего 56 км — смешно даже думать, что крупный самолет подпустят к стратегической цели на такое расстояние. Поэтому производство этих ракет давно прекращено, и все они после исчерпания срока годности списаны ещё в начале 90-х.

Чтобы как-то использовать оставшиеся 63 штуки B-1B Lancer, их вооружили неядерными крылатыми ракетами AGM-158 JASSM. Это очень медленная ракета (скорость полета 0,65-0,85 М), фактически планирующая бомба с приделанным к ней двигателем от старой ракеты «Гарпун». Первое боевое применение состоялось в ходе американских ударов по Сирии 14 апреля 2018 года. По данным российского МО, 12 КР данного типа были перехвачены ЗРК БУК-М2 в ходе атаки на аэродром Думеир. Долетела ли до цели хоть одна — неизвестно.

Американцы, понимая, что у России существуют средства, способные нанести удар по территории США, а денег на новые стратегические самолеты у США уже нет, пытаются максимально продлить эксплуатацию своих машин, а также улучшить их боевые характеристики. Это касается не только B-52, но и других американских машин. В частности, F-15, которые США хотят довести до уровня 4++. Это тем более смешно, что доводка будет проводиться в ситуации, когда у американцев в распоряжении имеются истребители пятого поколения F-35 и F-22. Или с ними тоже что-то оказалось не так — как с бомбардировщиками?

Другой вопрос, что B-52 давно сняты с производства, в результате чего летающие единицы поддерживаются в эксплуатации за счет «каннибализации» других машин, причём такая практика из-за общего недостатка деталей является в США массовой. Это прямо Украина какая-то, ей-богу.

На фото — одно из кладбищ Б-52 в пустыне. В то же время всё равно непонятно, как можно без последствий продлить эксплуатацию B-52 до пятидесятых годов двадцать первого века, ведь это беспрецедентно много для мировой авиации, да и даже на флоте не было кораблей, которые служили в течение ста лет. Вот разве что у России есть водолазное судно «Коммуна» (до 1922 года — «Волхов»), которое перевалило за 100 лет и всё ещё в строю — невиданное в истории дело. А тут — самолёты, да ещё такие большие.

Оригинальные для B-52 моторы J57-PW-43WA давно не выпускаются. К счастью для пиндосов, в 1960-62 году было построено сколько-то B-52 с более новыми моторами TF33-PW-3/103. Они имеют сродство с моторами TF33-P-5, которые ставятся на транспортники C-135 и заправщики КС-135 (то есть на военную версию Боинга-707). Каннибализация деталей с этих моторов позволяет кое-как поддерживать летную годность остатка B-52H.

В 1996 году был инициирован проект переоснащения самолётов четырьмя английскими двигателями Rolls Royce RB211 534Е-4 с тягой по 19400 кгс (от самолётов Boeing-777), однако предложение реализовано не было.

Основная проблема у американцев сейчас в том, что для B-52 уже давно нужно проводить восстановительные работы по планеру, а для этого американцам необходимы стапели и корпусные запчасти. И с этим у них есть трудности, которые ВВС США придётся как-то решать, поскольку у них нет другого выхода. Спроектировать и построить новые стратегические бомбардировщики авиапром США уже не в состоянии.

PS. Всего было построено 744 бомбардировщика B-52. Последний B-52H с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода 26 октября 1962 года.

Считается, что сейчас в строю осталось 62 бомбардировщика B-52. Не все из них могут взлететь — но то такое.