За несколько дней на мировой политической арене произошло два знаковых события. Третий комитет Генассамблеи ООН принял резолюцию о борьбе с героизацией нацизма в условиях жесточайшего сопротивления со стороны практически всего коллективного Запада. А канадские власти открыто выступили против обнародования имен живших в стране эсэсовцев. Если раньше в евроатлантическом сообществе существовало хотя бы формальное табу на оправдание гитлеризма, то теперь оно, похоже, снято окончательно.
Резолюцию о борьбе с героизацией нацизма подготовила Российская Федерация в соавторстве с рядом государств, которых принято относить к «Глобальному Югу» и «постсоветскому пространству». Среди них — Китай, ЮАР, Казахстан и другие.
Документ состоит из 74 пунктов. В нем, в частности, идет речь о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны, а также — торжественного чествования нацистского режима и его союзников.
Резолюцию поддержали 116 стран, 54 выступили против, 11 воздержались. Количество голосов против резолюции стало рекордным. Протестовали против ее принятия все члены Евросоюза и абсолютное большинство членов НАТО, что явно свидетельствует о координации позиций и прессинге на участников голосования.
Ведь среди фактических защитников реабилитации нацизма оказались страны, сильно пострадавшие от гитлеризма вроде Греции, Черногории и Чехии, или не стоящие сегодня на радикально антироссийских позициях — такие как Австрия, Словакия и Венгрия. Особую позицию заняли Турция и Швейцария, которые предпочли во время голосования воздержаться.
Поддержали резолюцию все государства БРИКС, а также абсолютное большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Просто поразительное единодушие проявил Ближний Восток. Против героизации нацизма единым строем выступили Израиль, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет. Любопытно, что ни одного голоса противникам резолюции не дала Латинская Америка. Даже симпатизирующие Вашингтону аргентинские власти проголосовали за нее.
Ничего радикального или неоднозначного в резолюции нет. Она, в принципе, «за все хорошее». Но коллективный Запад она не устроила, так как нацистская пропаганда уже давно превращена западным политикумом в средство мобилизации сателлитов. Ведь героизация местных националистов, воевавших на стороне Гитлера в годы Второй мировой войны, — это неотъемлемая часть идеологии ориентированных сегодня на Запад политических сил Прибалтики, Украины, Молдовы, Беларуси, а также балканских государств.
Десятилетиями во всем мире существовал официальный консенсус относительно того, что нацизм — это абсолютное рафинированное зло, и никакого оправдания ему быть не может. Власти США могли тихо привлекать гитлеровских ученых к своим ракетным программам или незаметно вербовать эсэсовцев в ЦРУ. Но это происходило на уровне отдельных личностей, и публично не афишировалось, потому что даже в таком формате считалось чем-то постыдным. Несмотря на то, что в послевоенный период западные спецслужбы поддерживали диверсионную деятельность УПА** и «лесных братьев», внимание общественности на этом не акцентировалось, так как живы были миллионы очевидцев того, чем эти «борцы с советским тоталитаризмом» занимались при Гитлере. Ужасы Освенцима так шокировали человечество, что история «западной демократии» могла быстро закончиться на признании американских и британских политиков в поддержке тех, кто еще недавно помогал нацистам в уничтожении миллионов людей.
Но вот прошло 80 лет. Сначала западные авторы книг в жанре «фолк-хистори», затем кинематографисты, а, в конце концов, и создатели школьных учебников сумели за это время исказить правду о том, как, почему и за что воевали между собой большая часть стран Земли в 40-е годы ХХ века.
Даже качественные картины вроде «Спасти рядового Райана», сильно смещают акценты и не позволяют создать общего представления о сути происходящего. Что уже говорить об откровенных фальсификациях вроде вышедших миллионными тиражами «бестселлеров» предателя Резуна и псевдоисторических произведений Бивера?
Среднестатистический американец, канадец или француз вряд ли знает, что такое Мюнхенский сговор, как были сорваны переговоры о создании антигитлеровской коалиции в 1939 году, каковы были масштабы Курской битвы и кто взял штурмом Берлин. Во всяком случае, об этом свидетельствует тот факт, что большинство населения западных стран считает «главными» победителями нацизма Соединенные Штаты.
Сам гитлеризм на фоне снижения качества исторического знания становится в глазах западного обывателя все более «картонным».
Самая масштабная и страшная катастрофа в истории человечества низводится до уровня «кто-то кого-то убил» и «кто-то с кем-то повоевал». Поэтому вряд ли обычный школьник из условного Нью-Йорка или Торонто сможет без долгих копаний в Интернете объяснить, почему Гитлер хуже, например, Наполеона Бонапарта.
В последнее время на Западе стали выходить фильмы в которых фюрер Третьего рейха и вовсе стал выступать в качестве «няшного» комического персонажа. А либеральная парадигма вообще терпеть не может дихотомию добра и зла. И если очень долго наблюдать за полутонами, то можно не заметить, как «темно-серое» станет «светло-серым» и «почти белым».
В этом контексте примечательна дискуссия, развернувшаяся на днях в Канаде. Архивы этой страны, заручившись поддержкой власти, отказались публиковать отчеты о живших на ее территории боевиках дивизии СС «Галичина». Объяснение: это якобы может «подстегнуть российскую пропаганду и навредить Украине».
Кроме того, канадские чиновники переживают за «безопасность» доживших до наших дней эсэсовцев. Именно так. А ведь базой для формирования «Галичины» были подразделения украинской вспомогательной полиции, отвечавшей, в том числе, за «окончательное решение еврейского вопроса». Чтобы компенсировать ее потери, нацистское командование присоединяло к ней «полицейские» полки СС, отвечавшие за карательные мероприятия. Ближе к завершению войны бойцы, воевавшие в составе дивизии, отметились во время уничтожения польского села Гута-Пеняцкая, подавления Варшавского восстания и операций против гражданского населения Югославии. Но теперь официальная Оттава тщательно оберегает репутацию этих убийц.
За информацией в архивы обратились журналисты китайского издания The Globe and Mail и еврейской организации B’nai Brith. Каким образом к этой историей «подтянули» Россию — непонятно. Но факт остается фактом. Министерство юстиции и Министерство международных отношений Канады считают, что мировому сообществу вредно знать правду о нацистах.
Юридический советник B’nai Brith* Дэвид Мэйтас прокомментировал решение властей так: «Приехав в Канаду, члены дивизии СС «Галичина» смогли обрести иммунитет от своих преступлений, поскольку комиссия Дешена не использовала определение военных преступников Нюрнбергского трибунала, а скорее ограниченное определение, принятое в Канаде».
По его мнению, предположение о том, что раскрытие правды поможет России в украинском конфликте, является, конечно, «извращенным».
«Нам действительно нужно беспокоиться о безопасности нацистов, многих из которых больше нет в живых? Обнародование документов наконец-то даст канадцам возможность увидеть доказательства самостоятельно и отделить обвинения от фактов», — заявил правозащитник Хайме Кирцнер-Робертс.
«В отчете, видимо, действительно большие сенсации, учитывая это решение продолжать скрывать правду», — предположила основатель и директор Канадского института по изучению антисемитизма доктор Кэтрин Чаттерли.
Незадолго до этого в Канаде произошел еще один скандал с нацистским душком. Там построили, но никак не могут открыть мемориал «Жертвам коммунизма». Из 553 фамилий на нем 330 оказались установленными нацистскими преступниками. Причем памятник строило Министерство наследия Канады, которое изначально ничего предосудительного в увековечивании гитлеровцев не увидело. Пожертвования на возведение мемориала поступали от родственников нацистов и связанных с ними благотворительных фондов.
Что же касается Восточной Европы, то там процесс не только реабилитации, но и героизации нацизма уже идет лавинообразно. Если в 2014 году на Украине демонстрация нацистской символики выглядела как некий «вызов общественному мнению», а экс-министр внутренних дел Арсен Аваков, хоть и с плохо скрытой усмешкой, но все же вынужден был объяснять, что значок НСДАП «вольфсангель» на эмблеме подразделения Нацгвардии — это якобы «эмблема Нобеля», то в последнее время нацизм превратился в Незалежной в мрачную обыденность.
Владимир Зеленский выставляет у себя на сайте фотографии на фоне боевиков с эсэсовской эмблемой «мертвая голова», воинские награды практически полностью дублируют те, которые использовались в Третьем рейхе, а части ВСУ называют в честь подразделений ваффен СС и вермахта. Украинские маркетплейсы забиты обложками для документов силовых структур, украшенных нацистскими орлами.
На Западной Украине открываются памятники не только Бандере и Шухевичу, но и личностям, преданно прослужившим в штате гитлеровских силовых структур «от звонка до звонка». Так, в Калуше Ивано-Франковской области торжественно открыли мемориальную доску в честь гауптштурмфюрера 14-ой гренадерской нацистской дивизии ваффен СС «Галичина» Дмитро Палиева. В честь гитлеровских коллаборационистов массово называют улицы и проспекты, носившие раньше имена военнослужащих Красной армии.
Схожие процесс происходят сегодня в Прибалтике и Бессарабии. Переизбранная недавно силами диаспоры «президенткой» Молдовы Майя Санду отказывается даже предоставлять почетный караул для перезахоронения найденных поисковиками воинов Красной армии. Зато молдавские военные участвуют в мемориальных мероприятиях в честь армии союзника Гитлера — Антонеску, которая оккупировала Советскую Молдавию в годы Великой Отечественной войны и расправлялась с ее населением.
Кстати, чтобы у своего населения было меньше вопросов, западные политики, похоже, начинают проводить «прогрев» по поводу легализации нацизма и у себя дома. Так, руководство ФРГ недавно попыталось включить нацистов в списки славы национальных вооруженных сил. А министр иностранных дел Анналена Бэрбок любит рассказывать на различных мемориальных мероприятиях об исторических уроках, которые ей преподносил дедушка. Вот только недавно вскрылось, что он был офицером частей нацистской противовоздушной обороны и «безоговорочным национал-социалистом». Чему он учил свою внучку — догадаться несложно.
Зато гражданина Германии Йоханна Вагнера, который во время Интернет-дискуссий доказывал собеседникам, что в составе украинской армии действуют неонацисты, «гуманный» немецкий суд недавно оштрафовал на 7500 евро. Он критиковал нацизм, но его обвинили в «использовании символики антиконституционных и террористических организаций». Хотя истинная подоплека судебного дела — очевидна.
«Мы все говорим о фашизме, нацизме и, в то же время, молча терпим тот факт, что по Украине бегают подразделения, имеющие очень чёткий ярлык, связанный с движениями, которые мы сегодня считаем опасными и запрещёнными», — завил недавно премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Но на фоне позиции западного истеблишмента в целом, его позиция — это глас вопиющего в пустыне.
Коллективный Запад вступил на скользкий путь. Попытки заигрывать с абсолютным злом в 1930-е закончился самой страшной войной в истории человечества и гибелью десятков миллионов невинных мирных людей. И если аналогичные попытки не пресечь сейчас, результат, с учетом появления новых военных технологий, может быть еще страшнее.
Понимают это, похоже, на том самом «Глобальном Юге», который активно поддерживает антинацистские резолюции ООН. А в БРИКС все отчетливее читается образ новой Антигитлеровской коалиции…
Святослав Князев