Русские Вести

Марш по направлению к дефолту


"Чтоб ты жил в эпоху перемен," гласит старое китайское проклятие. Между тем, нет никаких сомнений в том, что мы сами живем в самую настоящую эпоху перемен. И дня не проходит, чтобы мы не ужаснулись и не поразились появлению очередной серии гротескных карикатур нашего мира в процессе его погружения в пошлость.

Только на прошлой неделе, например, член Палаты Представителей Максин Уотерс твитнула: "Приготовься к импичменту". Полагаем, что это послание было адресовано Президенту Трампу. Но что именно хотела сказать Уотерс, осталось покрыто тайной, поскольку она не предоставила никаких инструкций, с помощью которых Президент Трамп мог бы приступить к процессу подготовки.

Нужно ли ему паковать свои сумки? Следует ли ему хорошенько завязать свои шнурки? А может быть он должен прочитать молитву?

Посмотрите, конкретика стала абсолютно не важной. В наши дни стиль стал гораздо значимее содержания, и это касается всего вокруг. Именно поэтому Уотерс – абсолютная дебилка – сделала такую головокружительную карьеру в республике, находящейся в стадии своего заката.

В то же самое время конкретные люди заменяются вездесущими совокупностями. Экономисты высчитывают показатели безработицы, включая в свои расчеты огромные допуски, и представляя свои изыскания так, как будто в них есть какой-то смысл. А затем тупоголовые политики, такие как Уотерс, носятся с этими цифрами, приравнивая их к евангельской истине. Но почему-то случилось так, что наши представители во власти совершенно забыли о том, что происходит на самом деле: о том, что американское правительство, возможно, через несколько месяцев объявит дефолт.

Голландский эксперимент

На прошлой неделе мы наткнулись на статью за авторством Саймона Блэка из Sovereign Man, озаглавленную "В настоящий момент у американского правительства меньше кэша, чем у компании Google". В этой статье Блэк рассказывает о изобретении государственных облигаций в Амстердаме в 1517 году и о том, что произошло с голландским правительством впоследствии. Обратимся к истории:

Поначалу процесс шел медленно. Но в итоге правительственные бонды стали чрезвычайно популярным классом активов. Развитие получили вторичные рынки, на которых владельцы государственных бондов могли продать их другим инвесторам. Даже простые кофейни превратились в биржевые площадки, на которых инвесторы покупали и продавали государственные облигации. Со временем правительство осознало, что его кредитоспособность безгранична, и голландский суверенный долг получил репутацию исключительно надежной инвестиции.

Эта практика получила развитие по всему миру, в результате чего появились международные финансовые рынки. Английские инвесторы покупали французские бонды. Французские инвесторы покупали голландские бонды. Голландские инвесторы покупали американские бонды. (К 1803 году голландские инвесторы владели 25% всего федерального долга США. Сравните: сегодня китайцы владеют лишь 5,5% американского долга.)

Ну а пока финансовые рынки развивались, уровень долгов продолжал расти. Голландское правительство использовало облигации, чтобы жить не по средствам. Другими словами, деньги занимались на все что непопадя – войны, инфраструктуру и на покрытие растущих дефицитов. Но люди продолжали покупать облигации, уверенные в том, что голландское правительство никогда не объявит дефолт.

Каждому промыли мозги; даже простое упоминание о том, что голландское правительство может объявить дефолт расценивалось, как кощунство. Никто не принимал в учет даже тот факт, что к началу 1800-х годов голландское правительство тратило 68% налоговых поступлений на обслуживание своего долга.

Что ж, в 1814 году невозможное случилось: голландское правительство объявило дефолт.

Финансовые историки Ян де Врайс и Ад Ван дер Вуд в своей превосходной книге "Первая современная экономика" посчитали, что дефолт голландского правительства уничтожил от 1/3 до 1/2 всего богатства страны.

И это лишь один пример. История полна событиями, наступление которых считалось невозможным. Тем не менее, они случались. Когда оглядываешься назад, все кажется настолько очевидным.

Марш по направлению к дефолту

Как и в Голландии несколько сот лет назад, в современном мире каждый полагает, что дефолт американского правительства по своим долгам — невозможен. Трежерис США считаются самыми надежными инвестиционными инструментами в мире.

Тем не менее, Вашингтон столкнется с серией следующих друг за другом событий, с которыми он не сможет должным образом справится. Еще до того, как Конгресс скажет слово "нож", финансовой репутации правительства будет нанесен непоправимый ущерб.

Нет никаких сомнений в том, что величайшая история современности — которую, как видно, многие не замечают – заключается в увеличивающейся вероятности дефолта правительства по своим долгам до конца этого года. Безусловно, такой исход не предопределен. Но соединив видимые точки, мы легко можем набросать для себя вполне реализуемый сценарий, как это может произойти.

В настоящее время национальный долг уже превысил отметку $19,8 трлн. Потолок долга на уровне $20,1 трлн. будет достигнут во втором квартале этого года. После этого Секретарь Казначейства Стивен Мнучин будет вынужден прибегнуть к экстраординарным мерам, чтобы избежать дефолта.

Однако, все что может сделать Мнучин – это залезть в карман пенсионных фондов для госслужащих. К концу лета Конгресс должен будет увеличить потолок заимствований, иначе правительство объявит дефолт.

Вероятнее всего, Конгресс оставит все на последнюю минуту в надежде решить проблему в последний момент. Так они делали в прошлом. Но в этот раз, с учетом полнейшей неработоспособности Конгресса, они могут потерпеть неудачу.

Вчера голосование за отмену и замену Обамакэр было отложено, чтобы Республиканцы смогли согласовать свои позиции. Они постараются сделать это снова. Каков бы не был результат их следующей попытки, мы уже увидели, почему Конгресс не сможет увеличить потолок заимствований. Уж слишком много вражды в рядах Конгрессменов, чтобы завершить такую сложную задачу.

В конце концов, самый быстрый путь сократить правительство — это прекратить его финансирование. Здесь, в Economic Prism, мы хотели бы видеть меньшее правительство и большую индивидуальную автономность, и мы верим в то, что предпочтительнее было бы, если бы правительство объявило дефолт раньше, чем позднее.

Тем не менее, марш по направлению к дефолту – это стоическое испытание. И все потому, что хаос на финансовых рынках, в экономике, да и вообще везде будет исключительно безжалостен.

Источник: finview.ru