За последние время в нескольких городах Германии прошли демонстрации против уроков сексуального воспитания в школе. Основной движущей силой протеста стала организация «Обеспокоенные родители» («Besorgte Eltern»). Ее сторонники утверждают, что образовательная программа перегружена лишней информацией и открывает простор для манипуляций. Самыми активными участниками движения оказались выходцы из России и бывших советских республик.
В каждой федеральной земле Германии закон о школьном образовании предусматривает уроки сексуального воспитания, его цели везде примерно одинаковы. В Гамбурге, например, она сформулирована как «формирование позитивного отношения школьников к сексуальности». Половое воспитание должно «способствовать развитию равноправия в обществе и установлению партнерских отношений, свободных от насилия». Цель благая, но то, как она реализуется, вызывает вопросы.
«Нам не всё равно»
«Хочу сразу подчеркнуть — мы не против уроков сексуального образования, — говорит Ирина Хафнер (переехала в Германию из Казахстана 16 лет назад), основатель отделения организации «Обеспокоенные родители» в Гамбурге. — Мы боремся за то, чтобы в законе были прописаны определенные рамки, за которые учитель не имеет права выходить. Если в программе по математике четко написано, что и в каком возрасте должен знать ребенок, то в курсе сексуального воспитания этой определенности нет».
На практике это означает, что школам предоставлена полная свобода. В образовательном плане указаны лишь примерные темы, ориентируясь на которые школы сами разрабатывают программу. Так, ученик второго класса должен понимать «связь между оплодотворением, беременностью и родами, описывать части своего тела, знать разницу между мальчиками и девочками». Четвероклассники должны уметь «распознавать сексуальное посягательство и понимать, что это является нарушением их прав, описывать различные формы партнерства». В конце шестого класса школьники должны «признавать другие формы семьи, кроме той, в которой они воспитываются». Восьмиклассникам рассказывают о способах предохранения от беременности и защите от инфекций, учат «считать равноправными всех людей независимо от пола и сексуальной ориентации». Время, необходимое для проведения этих уроков, варьируется от школы к школе. Где-то курс может занять всего пару недель, а в другой школе — растянуться на полгода и изобиловать излишними подробностями.
Начало борьбы
В Германии школа является обязательной для всех детей, начиная с шести лет. Домашнее и иные альтернативные формы обучения не допускаются. Все, что прописано в местном школьном законе, обязательно для исполнения. Родители, препятствующие посещению ребенком школы, подвергаются наказанию вплоть до тюремного заключения. Соответственно, с 2013 года, когда уроки сексуального просвещения стали в Гамбурге обязательными, попытки оградить детей от их посещения считаются преступлением.
Фото: Надежда Рунде / mdz-moskau.eu
«До этого я могла написать заявление на имя директора о том, что против присутствия ребенка на этих уроках, выслушать о себе, что я отсталая, но получить освобождение от занятий», — поясняет Хефнер. Теперь такой возможности у нее нет. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, Хефнер с мужем начала собирать подписи под петицией, составленной организацией «Дети в опасности» («Kinder im Gefahr»). Им удалось собрать около двух тысяч подписей, после чего документ передали депутату законодательного собрания Гамбурга Николаю Гауфлеру. Гауфлер переехал из Челябинска в ФРГ в 11 лет вместе с родителями, и в 2011 году, в возрасте 27 лет он стал первым русскоязычным депутатом Германии. Переселенцы из бывших союзных республик видят в нем «своего».
То, против чего борются «Обеспокоенные родители», — право школ на местах решать, что должен знать ребенок, Николай Гауфлер считает скорее плюсом. «В Гамбурге все не так плохо, как в других землях, — убежден он. — Город не пошел тем путем, каким пошли Баден-Вюртемберг и Шлезвиг-Гольштейн. Там, к примеру, в законе прямо прописано: тема гомосексуализма является обязательной, и учитель обязан об этом говорить определенным образом и никак иначе. Это слишком радикально. К тому же программа написана не специалистами, а организациями сексуальных меньшинств. Обычная семья, где есть мама, папа и ребенок, подается скорее как исключение. Гамбургская программа открывает для учителя диапазон, в котором он может работать. Конечно, есть педагоги с "прогрессивными" взглядами, но именно с ними и нужно бороться».
В земле Северный Рейн-Вестфалия уже 18 школ называются «Школой разнообразия» («Schule der Vielfalt») — по названию ЛГБТ-организации. На уроках школьникам предлагают поучаствовать в ролевых играх. Например, ученик должен представить, что он гей, и рассказать об этом своей «матери» — другому ученику. Или написать ответ мальчику, который в письме сообщает, что его мать полюбила женщину. Причем в роли гея не обязательно должен выступать мальчик, как и лесбиянкой может быть не девочка.
«Это люди, которые определяют человека в первую очередь по его сексуальной ориентации, — говорит Гауфлер. — К тому же в голове у них прочно сидит, что геев и лесбиянок везде ущемляют, и они жизнь кладут на то, чтобы этому сопротивляться. Конечно, лет 50 назад дискриминация была, но сейчас все это в прошлом. Посмотрите: есть целые улицы, застроенные барами и клубами для гомосексуалистов. Никто не мешает им жить».
При этом Гауфлер не сомневается, что сексуальное образование старшеклассникам необходимо. Но именно подросткам 15-16 лет, которые уже сформировали собственное мнение по таким вопросам, например, как однополые браки. Если же эти темы обсуждаются с детьми младшего школьного возраста, им фактически навязывается точка зрения учителя.
«Мы не против голубых»
Об организации «Обеспокоенные родители» Ирина Хафнер узнала в 2014 году от Вадима Реннера, руководителя регионального отделения в Аугсбурге. Он как раз готовил демонстрацию родителей в своем городе. Реннер тоже переехал в Германию из Казахстана. «Вадим рассказал, что многие его знакомые не пускали своих детей на уроки сексуального образования и за это были приговорены к штрафам и даже тюремному заключению. Тогда родители решили сплотиться, чтобы вместе бороться против насилия над детьми. Ведь ни государство, ни школа, ни конкретный учитель не будут разбираться с последствиями этих уроков. В итоге все проблемы придется разгребать родителям», — объясняет Хафнер.
Она решила провести подобную акцию в Гамбурге в январе 2015 года. На тот же день была заявлена демонстрация противников «Обеспокоенных родителей», организованная партией «зеленых» и социал-демократами. Ее основными участниками стали представители сексуальных меньшинств, которые воспринимают членов организации как идеологических противников.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
«Все слышат только то, что мы против. Но никто особо не хочет разбираться, против чего именно. Мы требовали только одного: чтобы половое воспитание в школах взяли в определенные рамки. Мы хотели устроить мирное шествие, но еще до начала демонстрации в нашу сторону полетели камни, яйца, банки с краской. Ко мне подошел молодой парень, видимо, гомосексуалист, и стал говорить какие-то гадости. Все они были на взводе и постоянно выкрикивали "ваши дети будут такие же, как мы"», — рассказывает Хафнер.
В ночь после демонстрации был закрыт доступ к местному интернет-порталу школьного образования. Через несколько дней из списка рекомендованной литературы для учителей была изъята скандальная книга «Сексуальное воспитание разнообразия» («Sexualpädagogik der Vielfalt») Элизабет Туидер и Штефана Тимермана. Книга давно была под вопросом в школьной программе, критики обвиняли ее авторов в том, что они калечат чувства детей, заставляя их разыгрывать сцены из жизни представителей секс-меньшинств. Некоторые специалисты называли книгу «новой формой сексуального насилия над детьми».
Любовь для школьников
Однако иных законодательных изменений не последовало. Время от времени до Хафнер доходила информация о случаях, которые она описывает как вопиющие. «Одна из участниц нашего движения рассказала, что школа ее сына пригласила прочитать лекции для восьмиклассников известного сексопатолога Анн-Марлен Хеннинг. Она имеет реноме человека, способного свободно обсуждать любую тему, связанную с сексом. Да еще и покажет, как надо делать. Но одно дело — говорить об этом со взрослыми, а другое — со школьниками», — полагает Хафнер.
Изображение: olehaentzschel.com
Анн-Марлен Хеннинг — гамбургский сексопатолог, специализирующийся на терапии семейных пар, и автор книги для подростков «Make Love» («Занимайся любовью»). Книга эта не раз подвергалась критике родителей и специалистов, в первую очередь из-за размещенных в ней фотографий обнаженных подростковых пар (в том числе гомосексуальных) в эротических позах. Именно по ней Хеннинг читает лекции в школах. «Занимайся любовью» переведена на семь языков, должна была выйти и в России, однако местные издатели решили исключить из книги главу о гомосексуальности, после чего Хеннинг отозвала свое согласие на публикацию.
«Эта книга стоит в обычном книжном магазине на полке с пометкой "детям от 10 лет", — говорит Хафнер. — Но ведь это по сути пособие по сексу! Когда в школьной программе была "Камасутра"? Тогда я поняла, что мы не сможем с этим бороться, выходя на улицы. Действовать нужно другими методами».
Право знать
Дериа Яльчинкая несколько лет преподает в старших классах школы сексуальное воспитание. По образованию она учитель биологии. «В школьном законе прописано, что на уроках полового воспитания должно формироваться позитивное отношение к сексуальности, и некоторых родителей это смущает. Они думают, что дети, получив больше информации, сразу захотят испробовать все на практике, — говорит Яльчинкая. — Я понимаю и уважаю их чувства и право воспитывать детей дома, в том числе в половых вопросах. Но, как показывает практика, большинство из них этого не делает. Получается, что родители не хотят передавать эту ответственность школе, но и не готовы взять ее на себя».
Яльчинкая называет три категории родителей, которые скептично относятся к урокам и чьи дети меньше всего просвещены в половых вопросах: это православные, католики и мусульмане. «Однако в Германии в 14 лет человек по закону признается половозрелым. Это также значит, что он имеет право получить соответствующие знания», — говорит она.
«На самом деле школьникам все интересно, но в то же время на уроках они немного напряжены. Информации дается очень много, — рассказывает Яльчинкая. — Во-первых, ученики сначала должны в ней сориентироваться. Во-вторых, определиться со своей сексуальной ориентацией. И в-третьих, принять свою сексуальную идентичность. Для детей это большая нагрузка. Конечно, бывает разная реакция. Один ученик рассказал, что если бы его отец увидел, что написано у него в тетради, то немедленно порвал бы ее. Однако мне пока не приходилось сталкиваться с открытым протестом. И родители, и ученики знают, что я никогда не буду заставлять их участвовать в каких бы то ни было ролевых играх, обсуждать сексуальные позиции и подобные вещи».
«Одному ребенку повезло — его учитель оказался мудрым и тактичным. А второму — нет, — говорит Ирина Хафнер. — И он обречен узнать во втором классе о всех видах секса». Она считает, что самое действенное, что сейчас можно сделать — перехватить инициативу. Хафнер проходит обучающий курс, который даст ей право самой преподавать половое воспитание и обучать других по своей методике.