Солидные залежи природного газа на израильском шельфе Средиземного моря найдены в 2008 и 2010 гг. Первым из крупных обнаружено месторождение «Тамар», спустя два года – «Левиафан». По имеющимся геофизическим, сейсмическим, геологическим и статистическим данным «Тамар» и «Левиафан» имеют схожее происхождение и структуру. Казалось бы, схожими должны быть и перспективы их освоения.
Оба месторождения обнаружены и разрабатываются специалистами американской компании Noble Energy Inc. При участии других акционеров, но с лидирующей ролью корпорации со штаб-квартирой в Техасе. Оба расположены под толщей средиземноморских вод в 1.6 – 2 километра, на удалении 90-110 километров от израильских берегов. Оба нуждаются в бурении на глубину 5-8 километров от уровня дна и располагают продуктивными слоями в несколько сот метров толщиной. Оба удостоены звания «Лучшее месторождение года» престижным и профильным журналом «Oil and Gas Investor», в 2009 и 2011 гг. соответственно. Предполагаемые объёмы извлечения газа из залежей «Тамар» составляют 300 млрд. м3. У месторождения с устрашающе-библейским названием – в полтора-два раза больше. Оба месторождения стали долгожданным шансом Израиля на самостоятельное обеспечение энергетическими ресурсами. Вопреки всем «успехам» альтернативной энергетики, более 90% генерирующих мощностей и промышленности страны зависят от углеводородного топлива.
Однако промышленная судьба двух газовых залежей сложилась диаметрально противоположным образом.
30 марта 2013 года началась добыча природного газа на «Тамар». За четыре года с момента открытия построена стационарная платформа, трубопровод до портового города Ашдод, подготовлена вся необходимая инфраструктура, кадры и объёмы сбыта на берегу. Инвестиции в проект составили 3 млрд. $. Собственное потребление газа в Израиле невелико (1.2 млрд. кубометров в 2008 году) и растёт умеренно. Отсюда желание выйти на внешние рынки и подписанный с Иорданией долгосрочный контракт на поставку 15 млрд. м3 в течение 30 лет. По сухопутному газопроводу и сооружаемым без особой помпы хранилищам. Кроме того, для тамарского газа возводится завод СПГ. Он обеспечит гибкость танкерного экспорта по рентабельным направлениям.
Добыча газа на «Левиафане» не начата до сих пор. То есть через шесть лет после присуждения звания «Лучшее мировое месторождение-2011». Это связано с геологическими сложностями, инвестиционными скандалами, конфликтом государственных регуляторов Израиля и добывающих корпораций, периодическими возмущениями экологов и т.д. и т.п. Сроки освоения самых крупных израильских залежей природного газа постоянно сдвигаются в светлое будущее. Парадоксальным образом эти сроки независимы от финансирования проекта, от пробного бурения и прочих исследований на средиземноморском шельфе – но закольцованы с новыми планами строительства газопровода в Европу.
С января 2017 года министры энергетики Италии, Греции, Израиля, Кипра и Египта обсуждают возведение «Средиземноморского потока».
Стратегического газопровода от израильского «Левиафана» через кипрское месторождение «Афродита» с заходом в египетское «Зохр» и далее к берегам Греции и Италии.
Минимальная длина «трубы» составит 2.000 километров. Предполагаемые объёмы прокачки – от 8 до 16 млрд. м3 в год, то есть весьма скромные. От 1.5% до 3% европейских газовых потребностей. Ориентировочная смета – в пределах 6 млрд. $. Вероятные сроки исполнения – восемь лет, промышленная эксплуатация планируется после 2025 года.
Современные подводные газопроводы существенно дороже средиземноморских предположений. Например, черноморский «Голубой поток» обошёлся в 3.2 млрд. $ при длине морского отрезка всего в 400 км, в эту же стоимость вошло строительство 820-километрового сухопутного участка. Первая очередь «Северного потока» при длине 1.227 км балтийского мелководья потребовала затрат в 10 млрд. $. Мощность «Голубого потока» равна 16 млрд. м3 в год, «Северного» – 55 млрд. м3. Строительство потока средиземноморского по втрое сниженной цене выглядит излишне оптимистично.
Для Италии с ежегодным импортом 77 млрд. м3 природного газа трубопровод с южного направления малозначим. Греция с ежегодным потреблением 3.5 млрд. м3 малозначима для нового трубопровода. В самом Израиле существует масса нереализованных газовых возможностей – в том числе для создания промышленной продукции со значительной добавленной стоимостью, для перехода на экологически чистое и собственное топливо. Странным образом этот потенциал не учитывает 450 млрд. м3, вроде бы имеющихся на «Левиафане». А вот единственная пробная скважина на этом месторождении обходится в 75 млн. $ без оборота «вроде бы».
Но ещё интереснее сама идея построить две тысячи километров подводной «трубы» без гарантий её наполнения. До сего момента все подобные проекты оставались на бумаге, в графиках и чертежах, в громких заявлениях на публику и в тихом закулисном торге. Все три источника «Средиземноморского потока» – израильский «Левиафан», египетский «Зохр» и кипрская «Афродита» – находятся в стадии оценки своей продуктивности.
Если египетские залежи имеют алиби прошлогоднего обнаружения, то «Афродита» и «Левиафан» найдены 7-9 лет назад. Оставаясь мифическими персонажами глобальной энергетики в полном соответствии со своими названиями.
Автор:ДАША ГАСАНОВА