Русские Вести

Легендарный Глезос


Посол РФ в Греции Андрей Маслов вручил гражданину Греции Манолису Глезосу юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Как сообщается на сайте посольства, этой награды 98-летний грек удостоен в соответствии с указом лично президента Российской Федерации Владимира Путина.

Старшему поколению в нашей стране имя этого человека, который в годы гитлеровской оккупации Греции сорвал флаг со свастикой с Акрополя, хорошо известно. В 1963 году он стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», в нашей стране о нем писали все газеты, выпускали посвященные герою книги, печатались почтовые марки с его изображением. Убежденный сторонник левых взглядов, Манолис Глезос провёл в заключении за свои убеждения 16 лет, четырежды приговаривался к смертной казни, а находясь за решеткой выучил русский язык. 
Родился этот необыкновенный человек 9 сентября 1922 года на острове Наксос в бедном селе Апиранфос. Впоследствии Манолис Глезос в письме к московским школьникам писал, что первую социальную грамоту он постиг в родном селении. «Детский голодный плач впервые поставил передо мной социальный вопрос. Он заставил меня задуматься о жизни и справедливости, он стал путеводителем всей моей жизни. Этот детский крик сделал из меня борца за счастье моего народа. Этот душераздирающий детский плач придавал мне силы. Он помог мне выдержать долгие годы, проведенные в тюрьмах, и прямо смотреть в глаза смерти» .

Позднее с семьёй перебрался в Афины, где окончил школу, работал в аптеке, мыл посуду и разносил лекарства заказчикам. То были годы правления в Греции жестокого диктатора Метаксаса, когда во дворе его школы жгли неугодные режиму книги. В 1940 году Глезос поступил в Высшую школу экономических и коммерческих исследований. С 1939 года участвовал в движении Сопротивления против оккупации фашистскими войсками Муссолини островов Додеканесского архипелага. Глезос с друзьями были еще слишком молодыми, в армию их не взяли и они создали небольшую независимую группу сопротивления. «Делать бомбы мы не умели, но мы что-то мастерили, используя бензин и химические вещества из фармацевтической лаборатории», — вспоминал он.

Прославивший его на весь мир подвиг он совершил, когда Элладу оккупировала нацистская Германия. В ночь на 31 мая 1941 года, когда он вместе с товарищем по подполью Апостолосом Сантасом забрался на Акрополь и сорвал вывешенный там нацистский флаг с черным пауком свастики.

Уходя из дома, Манолис, которому тогда было 19 лет, подошел к матери и, целуя ее, сказал: «Мама, я принесу тебе сегодня подарок». Мать молча обняла и крепко поцеловала сына.

Глезос и Сантос решили проникнуть на Акрополь по подземному ходу, ведущему из пещеры Агравлос. О существовании пещеры немцы не знали, и она не охранялась. Поднявшись на Акрополь, друзья осмотрелись. Вблизи никого не было, а охрана находилась с другой стороны холма, у Пропилеев, откуда доносился женский смех. Немцы, как видно, развлекались…

 Флагшток флага со  свастикой, реявшего над Афинами, оказался очень высоким. Пришлось его раскачивать и только после больших усилий смельчакам удалось, наконец, сорвать полотнище, которое упав, накрыло их обоих. Освободившись, друзья разорвали флаг на несколько кусков и сбросили их на дно колодца подземного хода. Себе они оставили по небольшому куску центральной части стяга со свастикой...

Дома Манолиса ожидала встревоженная мать. Юноша молча расстегнул пиджак: «На, мама, спрячь эту тряпку. До победы». Она, увидев обрывок немецкого флага, поняла все. За эту ночь в тревоге за сына она поседела...

По приказу разъяренного Гитлера солдаты воинской части, охранявшей Акрополь, были расстреляны, а офицеры отправлены на фронт. Но виновные в срыве флага так и не были найдены.

Манолис Глезос и Апостолос Сантос дали друг другу обещание никому не говорить о событиях той майской ночи на Акрополе. Пока Греция была оккупирована немцами, имена героев Акрополя так и оставались неизвестными.

Это был первый акт сопротивления нацистским оккупантам в Греции, поднявший многих на борьбу. За этот подвиг Шарль де Голль назвал Глезоса «первым партизаном Второй мировой войны» в Европе.

Однако 24 марта 1942 года Глезос был все-таки схвачен и брошен в тюрьму, где его подвергали жестоким пыткам, но он все-таки остался жив. После того, как в 1943 году немцы ушли из Греции, Великобритания, опасаясь захвата власти коммунистами, выступила против греческих партизан, что чуть не привело к убийству Черчилля. Товарищи Глезоса задумали устроить взрыв в британском штабе в Афинах. Сам он, уже к тому времени вышедший из тюрьмы, протягивал провод взрывателя через канализацию под зданием. Но перед самым взрывом в Грецию неожиданно прибыл Черчилль. Вспоминая события тех дней, Глезос говорил: «Я тогда подумал, что нехорошо убивать одного из "Большой тройки"». И акцию возмездия отменили.

Глезос стал сотрудником печатного органа Коммунистической партии Греции — газеты «Ризоспастис», а в 1947 году — ее главным редактором. Но в это время в Элладе шла уже ожесточенная Гражданская война между войсками монархического режима, который поддерживали американцы и англичане, и прокоммунистическими партизанами, которые создали на Севере Греции свое демократическое правительство. Газета «Ризоспастис» в Афинах была закрыта, а 3 марта 1948 года Манолиса Глезоса арестовали уже «свои» и в октябре 1948 года он был приговорен к несостоявшейся смертной казни, а 21 марта 1949 года был приговорён к ней повторно.

Однако протесты общественности в Греции и за рубежом вынудили власти заменить смертную казнь героя-антифашиста пожизненным лишением свободы. Находясь в тюрьме, Манолис Глезос в сентябре 1951 года был избран депутатом парламента от Единой демократической левой партии (ЭДА), но власти аннулировали его мандат.

В конце концов, под давлением международной общественности, герой вышел из-за решетки, но пробыл на свободе недолго. В 1958 году Манолис Глезос был снова арестован вместе с несколькими коллегами, на этот раз по ложному обвинению в… шпионаже в пользу СССР.

И, несмотря на полное отсутствие улик, в июле 1959 года был приговорён к 5 годам лишения свободы и 4 годам ссылки.

Национальный герой Сопротивления очутился в тюрьме «Авероф», где сидел в ледяной камере, по которой бегали «крысы, размером с кошек». В это же время в соседней камере находился нацистский военный преступник Макс Мартен, где ему поставили мягкий диван, кресло и даже приглашали к нему личную секретаршу.

Лишь в декабре 1962 года Глезоса вызвал начальник тюрьмы и сообщил узнику, что решением короля Павла он помилован и освобожден.

Ещё находясь в тюрьме, Глезос вновь был избран в парламент Греции, но мандат во второй раз был аннулирован властями. В 1967 году власть в Греции в результате переворота захватила хунта «черных полковников» и Манолис Глезос вновь был арестован вместе с другими демократами и провёл в тюрьме 4 года.

После падения профашистского режима «полковников» в Греции Манолис Глезос занялся возрождением партии ЭДА, избирался членом парламента Греции, стал депутатом Европейского парламента.

В 1986 году он покинул Европарламент и отправился на родной остров Наксос, где был избран председателем местного совета села Апиранфос с населением чуть более тысячи человек. Там при поддержке местных жителей ему удалось заменить исполнительную власть местной администрации и внедрить эффективный механизм принятия решений всеми жителями этой общины. В результате, в селе были открыты университет, метеостанция и четыре музея (геологический, археологический, естественной истории и народного искусства). Однако смелый эксперимент был сорван усилиями центральных властей.

Но неутомимый Манолис продолжил борьбу – на парламентских выборах 2000 года он возглавил избирательный список левой партии «Синаспизмос», а в 2002 году основал собственное политическое объединение «Активные граждане». В 2004 году возглавляемые Глезосом «Активные граждане» вошли в Коалицию радикальных левых СИРИЗА.

Глезос, которому было уже более 80 лет, активно участвовал в демонстрациях протеста и в марте 2010 пострадал в Афинах от полицейских. Слезоточивый газ попал Глезосу, попытавшемуся заступиться за молодых товарищей, прямо в лицо и ветеран получил сильные ожоги роговицы глаз. 

Но Глезос был неутомим. Он разработал для родного Апиранфоса систему предотвращения наводнений, борьбы с эрозией почвы и сохранения подземных вод. Был избран почётным членом Греческого геологического общества за вклад в популяризацию геологических наук и в науку о защите окружающей среды. Стал почетным доктором наук университетов в Патрах и Салониках. Коллекция созданного им геологического музея на острове Наксос является одной из крупнейших в стране.

А кроме того Глезос — автор множества книг и статей, владеет английским, французским и итальянским языками. Находясь в тюрьме, самостоятельно выучил русский язык. Неоднократно посещал Советский Союз, где в его поддержку проводились кампании солидарности, и был назван пик в Памире.

По собственному признанию Глезоса, Никита Хрущёв даже предлагал ему работать в Совете экономической взаимопомощи, чтобы внедрить предложенную Глезосом идею единой валюты СЭВ.

И сегодня, несмотря на свой уже весьма почтенный возраст, Манолис Глезос отличается ясностью ума и способностью глубокого анализа международной обстановки. Отвечая недавно на вопросы еженедельника АИФ, когда ему был задан вопрос о положении в ЕС и ситуации на Украине, он сказал следующее: «Руководство ЕС фактически организовало резню между братскими славянскими народами. В 1945 году большие державы решили, что больше не будут сражаться между собой, а стравят другие народы воевать за свои интересы. И, увы, пока это у них успешно получается. У нас нет колониальной системы, но её заменила экономическая зависимость одних стран от других. В 1943 году Геббельс написал статью в газете «Дас Райх», где указал, что «в 2000 году в Европе будут править арийская культура и цивилизация». Насчёт цивилизации он промахнулся: но то, что немецкая экономика оккупировала Европу, — факт. США же помогли разжечь огонь на Украине».

«Американцы, — продолжал Глезос, — стараются выкручивать Европе руки, и многие по непонятной причине воспринимают их действия как должное. Греческие политики начали «просыпаться», только когда русские перестали покупать наши персики. Самое забавное, спросишь европейца — хочешь, чтобы решения принимали за тебя? Он сразу ответит «нет». И почему же тогда мы позволяем США так поступать? Люди в Европе должны постигать всё своим умом. Уверен, со временем греческий народ сам начнёт устанавливать отношения с Россией, а не подчиняться указам Брюсселя и Вашингтона».

Работая в Афинах корреспондентом ТАСС, я встречался с Глезосом и брал у него интервью. Это было накануне 9 мая, и Глезос рассказывал, какими страшными последствиями обернулась для Греции гитлеровская оккупация.

Зимой 1941-42 гг. в стране разразился небывалый голод. Сотни тысяч афинян погибли. Немцы завезли в страну фальшивые марки и ими расплачивались, но страна оказалась в результате банкротом. Другая причина, по словам Глезоса, состояла в том, что оккупанты цинично возлагали расходы на содержание их войск на народ порабощенной страны. Все, оккупированные немцами страны (Голландия, Бельгия, Франция, Дания и др.) оплачивали пребывание в их странах немецких войск.

«Но, сверх этого, — говорил Глезос, — мы, греки, обязаны были поставлять продовольствие немецкому корпусу Роммеля в Африке. Ко всему вышеперечисленному Гитлер изобрел еще пресловутый «Греческий кредит Германии». То есть, оккупированная Греция прокредитовала Германию на сумму 3,5 миллиарда долларов в ценах 1938 года. Не говоря уже об убийствах патриотов и массовых репрессиях нацистов».

Манолис Глезос с огромным уважением и любовью говорил о нашей стране. «Всю войну, — вспоминал Глезос, — мы слушали радио Москвы на греческом языке. Вместе с вами переживали, когда шли исторические битвы под Москвой и Сталинградом. Много лет спустя я побывал в России на местах былых сражений. Там я подобрал несколько ржавых пуль и осколков и сам сделал вот это. — Глезос показал небольшую скульптурку из металла, которую хранит у себя дома в Афинах.

«Это, — сказал он, — символ распятого войной человека, символ борьбы и страданий, символ победы в великой войне, в которой погибли миллионы граждан в СССР, Греции и других странах».

Однако следует признать, что во времена СССР к этому отважному греку отношение было, мягко говоря, не всегда «однозначным». Так, в 1987 году в Москве вышла книга К.А. Шеменкова, который в те годы «курировал» в Международном отделе ЦК КПСС отношения с Грецией, «Греция. Проблемы современной истории». Так там на странице, где приводятся имена греков — лауреатов Международной Ленинской премии (очень престижной в те десятилетия), упоминания о Манолисе Глезосе, который, как известно, был награжден этой премией в 1963 году, вообще нет.

Забыт по «рассеянности» автора? Нет, конечно. Просто Глезос, грек бурного темперамента, был всегда и во всем человеком независимым, имел свое собственное мнение по всем вопросам. Он, например, протестовал против введения советских войск в Чехословакию, за что подвергся остракизму со стороны руководства тогдашней КПГ. Именно это и не нравилась тогдашним «кураторам» из ЦК, которые и внесли легендарного героя Греции в свой «черный список».

Но кто их сейчас помнит? А вот имя отважного Манолиса Глезоса, горячего патриота Эллады и мужественного борца за мир, большого друга нашей страны, вписано в историю навечно.

Владимир Малышев

Источник: www.stoletie.ru