Время, отведенное Западом Сербии для исполнения ультиматума, стремительно сокращается. До июня осталось менее двух месяцев, что по меркам истории – мгновение. Вашингтон, Брюссель не сомневаются, что всё пойдет по их плану.
23 апреля власти самопровозглашенного Косово провели «выборы в местные органы самоуправления» четырех муниципалитетов на севере края (Зубин-Поток, Звечан, Лепосавич и Северная Косовска-Митровица), где сербы составляют подавляющее большинство жителей. Сербы это шоу бойкотировали, и во всех четырех муниципалитетах «победили» албанцы. Накануне спецпредставитель США на Балканах Габриэль Эскобар заявил, что Штаты признают результаты, невзирая ни на что. С аналогичными речами выступил ряд чиновников из стран Старого Света.
24 апреля состоялось голосование по вопросу принятия Косово в Совет Европы. За проголосовали представители 33 стран, семь были против (Сербия, Азербайджан, Грузия, Румыния, Кипр, Испания и Венгрия), а шесть воздержались (Греция, Словакия, Молдова, Украина, Армения и Босния и Герцеговина). Таким образом, заявка Приштины одобрена, далее решение должна принять Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). В том, каким будет это решение, сомнений нет.
А. Вучич назвал решение Совета Европы «большим позором» и подчеркнул: «…никогда не было, чтобы в Совет Европы принимали непризнанную страну или страну, у которой есть проблемы, связанные с ее территориальной целостностью». Действительно, Запад вновь продемонстрировал, что он игнорирует все нормы международного права, доходя до глумления над ними. Ведь те, кто содействовал принятию решения о принятии Косово в Совет Европы, не могли не знать, что это самопровозглашенное образование не является полноценным и полноправным субъектом, даже в ЕС Приштину не признают Испания, Кипр, Румыния, Греция и Словакия. Впрочем, это не помешало двум последним при голосовании воздержаться, что фактически означало согласие на принятие.
Афинские сиртаки вполне можно было ждать, а вот позиция ряда других стран вызвала в Белграде досаду и разочарование. Во-первых, это касается соседней «братской» Черногории, власти которой поддержали косовскую заявку. Хотя неожиданно это только на первый взгляд – Подгорица давно и открыто следует западным указаниям, премьер-министр Дритан Абазович является этническим албанцем и приложил немало усилий для расширения сотрудничества с Приштиной.
А вот позиция Киева, который отказался поддержать территориальную целостность Сербии и воздержался при голосовании (после затребованного перерыва на консультации с американскими советниками), вызвала шквал эмоций. Глава МИД Сербии Ивица Дачич не скрывал раздражения: «Знаете, с какими усилиями мы голосуем в осуждение нарушения территориальной целостности Украины во всех резолюциях?.. Мы должны защищать территориальную целостность Украины или Боснии и Герцеговины, разрушать наши национальные интересы, потому что таким образом разрушаем отношения с Россией, а они воздерживаются?» По словам Дачича, до этого голосования Сербия всегда поддерживала Киев в данном вопросе, причем зачастую даже в ущерб собственным национальным интересам. Он отметил, что такие действия Киева способны изменить позицию Белграда по отношению к вопросу территориальной целостности Украины, поскольку «в вопросах международных отношений Сербия старается придерживаться принципов взаимности».
На следующий день после голосования в Совете Европы Вучич заявил, что Белград воспринимает его итоги как «очень важные», а сербское правительство уже приняло решение о начале разработки Стратегии внешней политики, которая четко определит отношения с другими странами на основе принципа взаимности. По словам президента, изменения будут «не тектоническими, но глубокими и существенными… мы больше уважаем тех, кто дружелюбен», – отметил Вучич. При этом президент признал: «Мы не та страна, которая за день или ночь изменит все отношения с целым миром. Были какие-то разочарования... Сербия никогда не воздерживалась в вопросе о целостности Украины... Если кто-то не уважает территориальную целостность Сербии, почему мы должны уважать их целостность?»
Здесь требуется учитывать, что киевские власти полностью утратили связь с реальностью и переходят рамки не только дозволенного, но и мыслимого. Очередным доказательством этого медицинского факта является «методичка», которую украинское посольство в Белграде по указанию своего МИД разослало в ведущие сербские СМИ в конце апреля. В «инструкции» говорится, как правильно писать о происходящем на Украине: какие формулировки и термины использовать, а какие нет.
Указивка МИД Украины сербским СМИ
По мнению киевского МИД, сербским СМИ в отношении событий на Украине следует использовать исключительно фразу «неспровоцированное широкомасштабное российское военное вторжение в Украину». И в том же духе: «Российская война в Украине является геноцидом во всех отношениях», «временно оккупированные украинские территории» и «агрессивная война России против Украины вызвала продовольственный и энергетический кризис».
В редакциях поначалу посмеялись, приняв электронное сообщение за фейк либо цитату из переписки в соцсетях между украинскими беженцами, изрядно перебравшими при этом. Однако украинское посольство подтвердило: «Полученное электронное письмо является подлинным. Речь идет о том, чтобы при подготовке текста или репортажа СМИ использовали терминологию, связанную с войной в Украине, в правильной форме».
Главный редактор сербской газеты «Вечерние новости» и владелец политического издания «Печат» Милорад Вучелич назвал это беспрецедентным документом. «Это как раз то, что мы когда-то себе рисовали в воображении, пытаясь понять, как может выглядеть новояз в оруэлловском видении», – сказал он. По его словам, «это ясный знак, о каком режиме идёт речь». Известный журналист подчеркнул: «Этот перечень понятий используется в западных мейнстримных СМИ уже больше года. Это новое выражение русофобии, клинического диагноза, который больше не скрывается, но стал желательным отношением к России и русскому народу. Западные демократии, которые клянутся в объективности и свободе слова, ведут себя как под копирку в соответствии с центрами пропаганды, которых не было со времён Второй мировой и нацистской Германии».
Примечательно, что на этом фоне председатель парламентского комитета по внешней политике скупщины Борко Стефанович внёс на рассмотрение проект резолюции о введении санкций против России. По его словам, санкции необходимы, потому что ситуация угрожает жизненно важным и государственным интересам Сербии. Отказ страны от присоединения к санкциям чреват застоем в инвестициях. Кроме того, по его словам, введя санкции, Сербия получит «хотя бы отчасти лучший европейский план решения проблемы Косово и Метохии». Это позиция политика, который с 1999 года четырежды кардинально менял свои политические взгляды. В 2011 году именно Б. Стефанович заключил с Приштиной семь соглашений, после чего эстафету принял премьер-министр Ивица Дачич, подписавший Брюссельское соглашение. Следующим премьером в правительстве Сербии стал Александр Вучич, который продолжил этот путь в последующем уже в должности президента. Это путь последовательной сдачи позиций.
На 2 мая в Брюсселе запланирован очередной раунд переговоров между Белградом и Приштиной. Президент Вучич грозно заявил: «Мы говорим им до 2 мая и продолжим после: даже не мечтайте, что вам удастся изгнать или уничтожить сербов в какой-либо части Косово и Метохии или где-либо еще. В этом случае мы знаем, что нужно делать». Стоит напомнить, что в январе сего года Белград посетила делегация представителей США, Франции, Германии и ЕС. Их целью было убедить сербское руководство согласиться с франко-германским планом урегулирования в обмен на ускорение интеграции с ЕС. То есть предлагалось одобрить вступление Косово в ООН, что фактически означало признание независимости этого края. Глава комитета по делам Косово и Метохии парламента Сербии Милован Дрецун тогда назвал предложенный евроатлантический вариант урегулирования неприемлемым. Однако А. Вучич его поправил: «Неприемлем, но мы не можем просто так его отбросить». В феврале документ под названием «План по нормализации» был согласован, и отдельным пунктом там прописано, что Сербия не будет возражать против членства Косово в международных организациях.
Не Белград определяет правила этой игры, и Сербия не имеет рычагов влияния на ситуацию. Вучич на днях вновь заявил: «Как главнокомандующий я гарантирую вам, что Сербия не вступит в НАТО или какой-либо военный блок». И тут же: ради будущего стоит налаживать близкие отношениям с теми, кто напал на страну в 1999 году. Упомянул он и то, что не может пойти против выбора своего народа, должны существовать какие-то красные линии. «Это линия любви к Сербии, линия свободы, которую мы никогда никому не должны отдавать, поэтому Сербия будет защищать себя, защищать свое небо, защищать свою землю и защищать свой народ», – пафосно резюмировал глава государства.
Антон Веселов