Русские Вести

Конец китайского чуда


Экономика на грани


В Поднебесной накапливаются негативные признаки экономической катастрофы. 2023 год стал плохим годом для сектора недвижимости Китая. Так, число новых строительных проектов упало на 59 % с начала 2021 года. Инвестиции в недвижимость упали на 9,6 % в 2023 году, а в декабре 89 % китайских городов зафиксировали падение цен.

Дефляция в Китае в 2023 году – ещё один косвенный признак наступления кризиса. Она упала до уровней 1999 и 2009 года. Два предыдущих года дефляции были временем жесткого кризиса – в 1999 году (крах азиатских экономик в 1997–1999 гг.) и в 2009 году (мировая рецессия).

Совокупный объем кредитов в нефинансовом секторе Китая по итогам II квартала 2022 года достиг 51,8 трлн долларов США, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Банка международных расчетов (BIS). Уровень долга почти в три раза превышает ВВП страны (295 %) и является для КНР максимальным с 1995 года.

Китайские акции в Гонконге подешевели до самого низкого уровня за 19 лет на фоне отсутствия новых экономических стимулов и мер поддержки рынка. Самое большое падение переживают китайские технологические гиганты.

Китайские власти обдумывают план спасения терпящего крах фондового рынка. Одно из предложений – влить в него из казны 2 трлн юаней (около 270 млрд долларов). Это означает продолжение курса на огосударствление экономики, так как скупленные акции будут находиться в госсобственности.

Торговые отношения между Европой, США и Китаем ухудшаются. А для китайцев это главные и самые доходные рынки. В 2023 году снизились одновременно и экспорт, и импорт Китая. Китайский экспорт в прошлом году сократился на 4,6 %, составив 3,4 трлн долларов США, импорт – на 5,5 %, до 2,6 трлн. Такие данные представило Главное таможенное управление КНР. Это было первое сокращение экспорта с 2016 года. Также на 6,2 % снизился профицит торгового баланса Китая, составивший 823,2 млрд долларов.

Товарооборот Китая с США сократился за год на 11,6 %, причем экспорт снизился на 13,1 %, импорт – на 6,8 %. В случае с ЕС товарооборот снизился на 7,1 %, экспорт – на 10,2 %, импорт – на 0,9 %. Единственная страна, товарооборот Китая с которой существенно вырос в 2023 году – Россия.
 

Мировую фабрику переносят в Индию


Китай десятилетиями развивался на использовании дешёвой рабочей силы нищего крестьянства. Плюс западные инвестиции и технологии с целью превращения КНР в мировую фабрику. Коллективный Запад тогда делал ставку на красный Китай для противовеса СССР.

Однако теперь эти источники исчерпаны. Крестьянство стало китайским средним классом и горожанами, которые не желают заводить детей, вкусив прелести жизни в потребительском обществе. Средняя зарплата выше, чем в России. Теперь Западу выгоднее вкладывать капиталы в развитие соседей – Вьетнама, Бангладеш, Индии и Пакистана. Там с дешёвой и сравнительно квалифицированной рабочей силой всё хорошо. США инвестируют в соседнюю Мексику.

С другой стороны, коллективному Западу во главе с США нужно придавить бурно развивающегося конкурента. Поэтому Запад резко снизил инвестиции в КНР, происходит исход иностранного капитала из Поднебесной, ограничение доступа к передовым технологиям. И не только Запада. Так, Тайвань стремительно уходит из Китая. Тайваньские фирмы увеличивают инвестиции в США и Европу, чтобы уменьшить зависимость от КНР. В 2023 году Китай поглотил лишь 11 % исходящих инвестиционных потоков Тайваня по сравнению с 34 % в 2022 году.

Также озвучена идея создания новой мировой фабрики на основе бывшей Британской Индии – Индия, Пакистан и Бангладеш. Преимущества: интеграция местной элиты в западную (британскую); дешёвая рабсила; хороший уровень образования в Индии, квалифицированная публика.
 

Кризис капитализма и война


В целом Поднебесная с её компартией и рыночной экономикой (капиталистической с сильным госсектором) попала в классический кризис капитализма. Расти дальше на базе кредитов нельзя.

Рост у Китая есть: в 2023 году экономика выросла вполне хорошо на 5 %. Правда, возможно, что китайцы играют со статистикой. Тогда ситуация ещё хуже. А для экономики, которая обременена огромным долгом, это как минимум стагнация, при плохом сценарии – деградация. То есть либо Китай повторит сценарий Японии, которая с начала 1990-х годов более 30 лет находится в экономическом застое, и прочих «азиатских тигров». Либо мы увидим резкую деградацию, с угрозой смуты и распада. Когда более развитые прибрежные провинции будут сбрасывать балласт в лице менее экономически развитых внутренних провинций.

Естественно, что в таких условиях военный сценарий «маленькой победоносной войны» вполне напрашивается. Это классика капитализма. Война обнулит долги, перезапустит экономику через ВПК, также можно создать зону юаня, переложив долги на союзников и соседей.

США прошли через такой кризис и войну, стали сверхдержавой. Великая депрессия, организация мировой войны. Накачка ВПК. Доллар как мировая валюта.

Проблема в том, что хозяева коллективного Запада вполне этот сценарий просчитывают и даже Поднебесную к нему подталкивают. США уже давно подготовили ряд конфликтных зон – Тайвань, Корейский полуостров, спорные острова, ряд пограничных споров. Есть у США и свои сателлиты-прокси, вроде Тайваня, Филиппин, Японии, Южной Кореи. Другие соседи Китая, вроде Вьетнама и Индии, также не желают быть частью сферы влияния потенциальной китайской сверхдержавы.

А Китаю нужна однозначная победа с очевидным результатом. Поэтому Пекин сомневается. Но в любом случае ситуация пока развивается для Поднебесной по крайне неблагоприятному сценарию.

России экономический крах КНР также грозит большими неприятностями.

Автор: Самсонов Александр

Источник: topwar.ru