Русские Вести

Конец германского «рая»


В своё время за Германией закрепился имидж рая на земле. Количество эмигрантов в Германию все последние годы непрерывно росло и в 2022-м впервые перешагнуло «психологическую» отметку в миллион человек. Въезжает в Германию больше людей, чем выезжает из неё – но тут всё дело в качестве отбывающего и прибывающего человеческого «материала».

Как правило, в страну стремятся выходцы из третьего мира, которые потом зачастую садятся на местную «социалку» и начинают портить жизнь коренным немцам, зачастую пополняя ряды уголовников. А вот среди тех, кто Германию покидает, много образованных и квалифицированных специалистов, которые перестали ассоциировать своё будущее с этим государством. Почему же они покидают родину?

Бывший россиянин по имени Матвей, перебравшийся в Германию пять лет назад, рассказывает, что пребывание там с каждым годом всё сильнее бьёт по карману. «По российским меркам, жить здесь довольно дорого. Например, чтобы снять нормальную квартиру, придется отдать минимум 1000 евро. И вообще в Германии всё очень дорожает. Вот даже курицу купить – четыреста граммов стоят 350 рублей. А пятьсот граммов говядины продают за 500 рублей. Чтобы получить водительские права, за весь процесс придется отдать порядка 2500 евро (255 тысяч рублей). Это даже для немцев дороговато, потому что средняя зарплата – 1800–2000 евро на руки. Недавно ещё подорожала медицинская страховка. Для обычных жителей её цена может доходить до 400 евро в месяц. Студенты изначально платили 120. Потом, когда тебе исполняется двадцать три года, приходит письмо, где говорится: раз ты не женат и без детей, плати больше. Сначала поднимали цену на четыре евро, а теперь на девять», – рассказывает Матвей. Также он жалуется на дороговизну и качество мобильной связи. «Я за неё плачу 2000 рублей в месяц – тариф включает безлимитные СМС, звонки и безлимитный интернет, который очень медленно работает, особенно в пригородах. А ещё все жители обязаны платить налог на радио и телевидение, неважно, пользуешься ты ими или нет. Почти 2000 рублей за то, что у тебя даже нет радиоприемника и телевизора», – сообщает бывший россиянин.

То есть многие германцы покидают родину по экономическим причинам, стремясь подыскать для себя более «дешёвые» страны. Но у многих из «уезжантов» находятся и куда весомее причины. 

Многолетнее исследование Федерального института демографических исследований показывает, что 58% эмигрантов перебираются за границу в поисках более перспективной и высокооплачиваемой работы. Зачастую такие люди являются высокопрофессиональными специалистами в той или области – и, покидая страну, они увозят свои ценные мозги и опыт. 

Однако Жан Десье, один из авторов исследования, подчёркивает, что ни в коем случае нельзя говорить об «утечке мозгов». Он пытается утешить аудиторию: «Большинство из них уже планируют вернуться через некоторое время – и привозят с собой новый опыт. Это называется "циркуляцией мозгов"». Нельзя не заметить, что точно такими же аргументами успокаивают своё население правители слаборазвитых восточноевропейских стран, типа Литвы или Латвии, принятых в ЕС и потом демографически «высосанных» Западной Европой.

Ещё следует назвать «идейных» эмигрантов. Замечено, что готовность к миграции ниже среди избирателей партий, входящих в правительственную коалицию. В свою очередь, наивысшее недовольство положением дел в стране и желание покинуть ее зафиксированы среди сторонников оппозиционной «Альтернативы для Германии». Эксперт-германолог Алексей Данквардт находит это вполне объяснимым, ведь на качество жизни ощутимо влияет и наличие или отсутствие возможности самовыражаться, ощущение, что твоё мнение и слова имеют вес в обществе. «А ощущения причастности к судьбе родной земли в Германии сегодня лишены именно условно "правые" – люди с консервативными взглядами на жизнь. По ним наиболее больно бьёт и цензура, и насилие постмодернистского мейнстрима», – объясняет Данквардт.

Некоторые из таких эмигрантов выбирают Россию. Так, министр международных и межрегиональных связей Нижегородской области Ольга Гусева в одном из недавних интервью рассказала о осевших в этом регионе и принявших российское гражданство супругах Ремо и Бригит Кирш. Шесть лет назад они приехали в Россию в составе группы других немцев – с ознакомительным автопробегом. «И так им понравилось в Нижнем Новгороде, что они стали к нам приезжать каждое лето. Среди участников пробега были люди разных возрастов и профессий: бизнесмены, учителя, пенсионеры, представители молодёжных организаций. Они открыто говорили о дружбе с Россией и что являются противниками санкций в отношении России. Так мы подружились с Ремо Киршем. Несколько лет назад он сказал: "У меня есть мечта. Я бы хотел переехать в Россию, но куда именно – не знаю пока, присматриваюсь". Больше всего его интересовали земельные участки, по его просьбе я организовала ему встречу с коллегами из Министерства сельского хозяйства, ему всё показали, рассказали», – поведала Гусева.

В итоге супруги Кирш осели именно в Нижегородской области, где они занимаются своим проектом эко-деревни. «Ремо создал прецедент. Он построил дом не только для себя, но и дома для всех желающих переехать в Россию. Он настолько откровенно и искренне говорил о любви к России, о том, насколько здесь свободно, как легко ему дышится, как хорошо… Он рассказывал, какие происходят сейчас в Германии процессы, как там люди запуганы. Он просто и открыто говорил правду, которая не всем на Западе была приятна. Ремо мне говорил: "Ольга, Германии, которую вы знали, больше нет. Все сходят с ума от всевозможных ограничений, особенно это проявилось в ковид. Доходило до того, что люди с тобой готовы общаться по принципу: привился ты или нет". Ремо оказался настоящим патриотом России, он помогает многим жителям Германии, кто устал от жизни в ФРГ, переехать в нашу страну», – говорит Гусева. 

Всего в 2023 году в Россию прибыли около шести тысяч человек из недружественных государств, получившие здесь право проживания. 30% из них – зарубежные соотечественники, имеющие родственников по прямой линии, родившихся или постоянно проживающих в России. 

Число таких переселенцев в Россию из Германии и стран Балтии по сравнению с 2022 годом выросло в четыре раза. Много интересного о таких переселенцах может рассказать Анатолий Бублик, глава организации «Путь домой». Сам Бублик – из поволжских немцев, в 90-е его семья эмигрировала в Германию, где Анатолий стал успешным бизнесменом. Но в 2022 году он с супругой и четырьмя дочерями приехал в Россию, осмотрелся и остался здесь жить, да ещё и помогает другим переселенцам.

По словам Бублика, соотечественники стремятся в РФ, чтобы обеспечить детям хорошее и светлое будущее, бегут от угнетений на национальной почве, от упадочной системы образования и насаждаемого в западных странах культа сексуальных извращений.

Бублик приводит в своём телеграм-канале письмо женщины из русских немцев, которая после десятилетий жизни в Германии вернулась в Россию вместе с мужем и детьми. По её словам, в Германии они были вполне успешны, но всё равно покидали её с радостью. «Очень важно для нас, что мы ДУШУ свою можем с собой "взять", что не смогла "Гейропа" изменить нас и душу отравить», – пишет эта женщина, добавляя, что уехали они в первую очередь ради детей. «Да я со своими одиннадцатью классами российского образования дала детям намного больше знаний, чем все эти четыре их школы, вместе взятые. Подруга вчера возмущалась, что их учитель в начальной школе каждый день включает телевизор, а сама не объясняет, даже на возникшие у детей вопросы ответ один: "Надо смотреть внимательней, там всё было!"», – негодует переселенка. По её мнению, вся риторика германских властей «о воссоединении немцев», на которую когда-то они купились с мужем, оказалась фальшью и лицемерием. «Они нас сюда как рабов пригнали, заманили, завлекли. А сейчас им нужны следующие рабы – и это видно! Посмотрите, кто сюда идёт, плывёт и едет! Мы для них чересчур умные, у нас есть своё мнение! А нужны полные идиоты, школу не закончившие!», – пишет женщина.

Издание WirtschaftsWoche в статье «Почему немцы уезжают из Германии» рассказывает, что в настоящее время государство отчаянно ищет квалифицированных работников: водителей грузовиков, работников детских садов, IT-экспертов. Именно по этой причине недавно в немецкое законодательство были внесены поправки, облегчающие натурализацию в стране. Вместо восьми лет, как до сих пор, получить гражданство можно будет после пяти лет проживания в ФРГ, а в случае «особых интеграционных достижений» – и через три года. Кроме того, соискателям гражданства не нужно будет отказываться от паспорта той страны, из которой они приехали. Прежние правила подразумевали отказ от первого гражданства. Не сможет, однако, получить немецкий паспорт тот, кто совершил в прошлом преступления на почве расизма и антисемитизма. 

Однако, как сетует журналистка WirtschaftsWoche Свенья Геловиц, германские власти, заботясь о привлечении квалифицированных мигрантов, мало заботятся о другой группе людей – высококвалифицированных немецких специалистах, которые вынуждены эмигрировать. 

«Германия, в частности, мобильна по международным стандартам: 3,8 миллиона немцев живут во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития. Уровень эмиграции – по отношению к населению, проживающему в Германии, – составляет 5,1%, что выше, чем во многих других индустриальных странах. Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 10%, а среди американцев (0,7%) и японцев (0,6%) – очень низкий», – извещает Геловиц.

Она поговорила с консультантом будущих эмигрантов Йохеном Шуппенером – и он рассказал, что делит своих клиентов на три категории. Одна из них – профессионалы, которые в течение определённого периода времени хотят поработать в другой стране. В основном к Шуппенеру обращаются работники автомобильной и химической промышленности, а также машиностроения, желающие эмигрировать. «Некоторые возвращаются и понимают: "Я здесь больше не вписываюсь"», – поясняет Шуппенер. Другая категория эмигрантов – политически мотивированные. «Немного разочарованные, уставшие от Германии, так сказать, некоторые из них чувствуют, что правительство издевается над ними», – описывает их Шуппенер. Они надеются, что, эмигрировав, смогут жить более свободной жизнью. Их страх перед будущим усиливают боевые действия на Украине. И наконец, третья группа эмигрантов относится к категории пенсионеров. Отчасти их не устраивает германский климат, отчасти местные политические условия, но в основном они гонятся за комфортом: в некоторых других странах мира стоимость жизни ниже, и на небольшую пенсию можно прожить лучше. Особенно у таких популярен Таиланд.

Специалист консультационного центра Raphaelswerk в Ганновере Сабина Хоффманн также работает с теми, кто желает эмигрировать. Объясняя причину, по которой многие из них стремятся в США, Хоффман объясняет это укоренившимся стереотипом о «стране неограниченных возможностей». При этом люди зачастую особо не задумываются, что переехать и трудоустроиться в США труднее, чем в любой стране Евросоюза. Также в последнее время немцы, решившиеся на отъезд, всё чаще начинают интересоваться Канадой. Причин же для незапланированного возвращения домой также может быть много: виза не может быть продлена, родители дома нуждаются в уходе, человек заболел или потерял работу – да и тоска по дому тоже случается…

Отток мозгов часто напрямую связан с «вымыванием» не только компетенций, но и капиталов. По данным свежего опроса, проведённого Торгово-промышленной палатой Германии, в 56% немецких компаний уверены, что Евросоюз, как место для ведения бизнеса, теряет привлекательность.

Другой опрос показал, что 43% крупных промышленных предприятий планируют выводить бизнес за пределы Германии, причём приоритетным направлением оказались США. В целом, аналитики оценивают перспективы экономики Германии с пессимизмом. Согласно прогнозам ведущих исследовательских институтов, ВВП страны по итогам 2024 г. увеличится в лучшем случае лишь на 0,1–0,2%. А Торгово-промышленная палата Германии предрекла в 2024 г сокращение экономики страны на 0,5% Реализация такого сценария окажется вторым годом рецессии подряд и обернётся крупнейшим спадом за последние двадцать лет. В 2024 году число нетрудоустроенных бюргеров грозит вырасти до 2,8 млн. В последний раз такие плачевные показатели видели почти десять лет назад – в 2015-м. 

Конечно, массовый отъезд населения Германию не обезлюдит, ибо въезжает в неё в два с лишним раза больше, чем выезжает. Кто именно въезжает? Украинцы, сирийцы, афганцы, турки. Качество же этих переселенцев таково, что в последние месяцы в Германии активно заговорили об ограничении миграционных потоков. 

В конце сентября прошлого года канцлер Олаф Шольц заявил, что в Германию стремится слишком большое количество беженцев. И вот закономерность – чем больше их в Германии, тем чаще немецкие школы предупреждают родителей, что не могут обеспечить безопасность детей, особенно девочек. «Мы хотим подчеркнуть, насколько важно, чтобы ваши дочери ходили в школу в группах, независимо от времени суток», – предупреждают родителей.

Иными словами, происходит медленная «варваризация» Германии.

Автор: Виталий Лекомцев

Источник: www.stoletie.ru